Режиссер Kerry Conran (Керри Конран)
Сценарий Kerry Conran (Керри Конран)
В ролях: Jude Law (Джуд Лоу), Gwyneth Paltrow (Гвинет Пэлтроу), Angelina Jolie (Анжелина Джоли), Michael Gambon (Майкл Гэмбон), Giovanni Ribisi (Джованни Рибизи), Ling Bai (Линг Бай), Mark Wells (Марк Веллс), Omid Djalili (Омид Джалили), David Deico (Дэвид Дейко), Laurence Olivier (Лоуренс Оливер)
Официальный сайт:www.skycaptain.com Видеоролик:Quicktime Продолжительность: 107 мин.
Год выпуска: 2004
РЕЦЕНЗИЯ №1
Была надежда на то, что присутствие Анджелины Джоли и Джуда Лоу способно оживить даже такую по своему жанровому определению лабуду, как кино-комикс. Надежда не сбылась. Напротив, стало окончательно ясно: комикс, перенесенный на экран, может похоронить любой актерский талант. Ведь если произведение подобного жанра делается, так сказать, «по правилам», у актера просто не остается места для того, чтобы продемонстрировать мастерство. Загоните Роналдо на пятачок площадью «метр на метр» - и я посмотрю, что там этот Роналдо покажет! Да и смотреть нечего: ни фига он там не покажет.
При всем этом, кино получилось грандиозное по исполнению. Новая техника, которую изобрел и воплотил режиссер Керри Конрэн, действительно производит впечатление. Тонкая ручная работа видна повсюду, фильм сделан красиво и невероятно стильно. Ну, вот и место ему на какой-нибудь выставке достижений народного хозяйства, где-то между портретом товарища Сталина, образованного пророщенными семенами хлопчатника, и фигуркой Эйфелевой башни, которую можно увидеть только в электронный микроскоп. За качество работы Конрэн достоин не просто уважения, но и восхищения. За ее результат… Тут говорить нечего – посмотрите на оценку, выставленную слева.
Исходя из вышесказанного, дамы и господа, позволю себе озвучить две рекомендации. Первая: ни при каких обстоятельствах не смотрите «Небесного капитана» на маленьком экране. Даже если это экран домашнего кинотеатра. Если что и есть у Конрэна, так это потрясающая визуальность. Ее можно оценить только «в полный рост». К тому же, отлично поработали звукооператоры - грохот шагающих роботов или воздушную перестрелку Небесного капитана с врагами слушать надо только в хорошем зале, и тогда это работает фантастически. То есть – как задумывалось.
Рекомендация вторая. Ни в коем случае не воспринимайте этот фильм как нечто хотя бы отчасти историческое. В смысле соответствия реалиям «Небесный капитан» - такой же бред, как и любой комикс. Не знаю, почему, но я, человек опытный, как дурак, надеялся на нечто в стиле ретро. Ну, дурак – он дурак и есть! Как будто я не знал, что Нью-Йорк конца 30-х годов прошлого века Керри Конрэн создавал по открыткам, сидя за экраном своего персонального суперкомпьютера!
И, конечно, никаких вам (в смысле – нам) человеческих лиц. Все персонажи, претендующие на принадлежность к Homo Sapiens – не более человечны, чем стадо роботов, прилетевших, чтобы стереть Нью-Йорк с лица земли.
О чем фильм? Тут все предельно просто. Слушайте внимательно, повоторять не буду – такое не повторяется! Итак, Нью-Йорк, 1939 год. Репортер Полли Перкинс вычисляет странную закономерность в исчезновениях известных ученых. Пока она размышляет над тем, что ей делать со своими открытиями, Манхэттен подвергается атаке роботов. Нью-Йорк погружается в хаос. Полли обращается за помощью к своему старому другу (чтобы не сказать больше), летчику Джо Салливану по кличке «Небесный капитан». Полли знает, от кого Америке (да и всему миру) исходит угроза. Это – доктор Тотенкопф, который засел в Непале и оттуда строит свои козни, конечная цель которых – уничтожение существующего мирового порядка и создание «мира по Тотенкопфу»… Надеюсь, ребятишки, вам уже ясно, чем кончилась эта сказочка?
Нью-Йорк, 1939 год. Полли Перкинс (Гуинет Пэлтроу) - знаменитая репортерша. Прославилась Полли тем, что для нее не существует никаких преград в получении эффектного репортажа. Настоящая репортерская акула - вот кто она такая! В настоящий момент Полли расследует загадочные исчезновения ученых: вот уже шесть знаменитых на весь мир профессоров пропали, и никто не знает, где они и живы ли вообще. Однако популярность Полли сослужила ей хорошую службу: на репортершу вышел профессор Уолтер Дженнингс, который и раскрыл ей тайну "Дела ученых"...
Оказывается, пропавшие ученые, а также сам Дженнингс, еще до Первой мировой войны работали в так называемой "Секции 11" секретной берлинской лаборатории, где разрабатывали новейшие виды оружия под руководством некоего Тотенкопфа - молодого ученого, подававшего блистательные надежды. Потом Тотенкопф куда-то пропал, а профессоров разметало по свету - и вот теперь... Теперь они поочередно таинственно исчезают. Остался только Дженнингс, но ученый полагает, что ненадолго - доберутся и до него. За всем этим стоит Тотенкопф, уверен профессор.
Но не успела Полли выведать у Дженнингса подробности, как завыла сирена и на Нью-Йорк напали... жуткие летающие роботы. Они приземлились на Пятой авеню, встали на ноги и строем отправились в одним им ведомом направлении. А так как каждый робот был величиной с хороший дом, представляете, какой грохот поднялся. Бедная Полли, успевшая по телефону сообщить в редакцию об очередном информационном поводе, чуть не погибла под ногами этих монстров, но ее буквально чудом спас сам Небесный Капитан - блистательный летчик Джо Салливан (Джуд Лоу), который на своем самолете специальной конструкции совершает чудеса высшего пилотажа, ближнего боя и дальнего маневрирования!
Только он смог остановить эти чертовы железяки, в результате чего роботам пришлось улететь, не выполнив главную задачу - спереть несколько промышленных генераторов. Впрочем, "спереть" - не слишком точно подобранное слово. Они не воруют, они отбирают силой, потому что противостоять подобным кошмарным механизмам не может никто!
Полли считает, что она должна провести собственное журналистское расследование, потому что за всеми этими событиями отчетливо прослеживается зловещая "мертвая голова" Тотенкопфа! Только в этой башке могли родиться подобные грандиозные планы: отправить огромных летающих роботов позаимствовать мировые запасы нефти, газа и промышленных механизмов, а также похитить ученых. Да-да, Полли уже не сомневается, что ученые именно похищены, причем именно Тотенкопфом, потому что этот парень явно задумал НЕДОБРОЕ. Полли всерьез опасается, что Тотенкопф решил или уничтожить этот мир, или сделать еще чего похлеще...
И теперь Полли вместе с Небесным капитаном отправляется в Непал - именно там, на одном из островов, расположенных в горном океане, находится логово Тотенкопфа, откуда исходит угроза всему миру. У Полли задача - сделать блистательный репортаж, у Небесного капитана задача - спасти мир, у Декса (Джованни Рибизи), похищенного Тотенкопфом помощника Небесного капитана, задача - взорвать врага изнутри, у капитана Фрэнки Кук (Анджелина Джоли), благородной воздушной пиратки, задача - прикрыть Салливана, а у всего мира задача - выжить во всей этой передряге. Правда, мир ведет себя довольно пассивно. Зато главные герои действуют вовсю!
***
История создания этого фильма довольно романтична. Два брата, Кэрри и Кевин Конраны, с детства увлекались комиксами. Однако Кевин больше любил рисовать сам, а Кэрри обожал моделировать комиксы на компьютере, причем он не только изучал все известные графические программы, но и создавал свои собственные - для моделирования трехмерных изображений.
Когда братья еще учились, Кевин придумал персонажей своего собственного комикса - о Небесном Капитане и зловещем ученом Тотенкопфе (в переводе с немецкого это означает "мертвая голова"; так, кстати, называлась одна из дивизий СС). А Кэрри в это время разработал технологию, позволяющую на компьютере накладывать живых актеров, снятых на фоне голубого задника, на виртуальные декорации.
Дальше - счастливая встреча Кэрри с Джоном Эвнетом, который занимался продюсированием диснеевских проектов, что ему порядком надоело. Кэрри показал Джону демонстрационный ролик, сделанный им на домашнем компьютере. Продюсер был восхищен и сказал, что, по его мнению, эту технологию обязательно нужно использовать для полномасштабной постановки. Кэрри, одним из приоритетов которого было значительное удешевление кинопроцесса, считал, что можно сделать малобюджетную картину, которая поразит зрителей тем, какой необычный мир можно смоделировать благодаря его программе за очень небольшие деньги. Эвнет к идее малобюджетной постановки отнесся довольно скептически, но до ее реализации было довольно далеко, поэтому они с Кэрри начали работать над сценарием...
Продолжалось это около двух лет. Кэрри занимался сюжетом, Эвнет разрабатывал взаимоотношения персонажей и диалоги. Когда устраивающий их обоих вариант был готов, Кэрри занялся производством фильма на своем компьютере - его программа позволяла сначала сделать готовый фильм, а потом влепить туда актеров. Эвнет от подобной технологии был в восторге, потому что она позволяла прийти к крупным компаниям с фактически готовым результатом, в результате чего вмешательство компаний было бы сведено до минимума.
Эвнет с самого начала знал, что он будет делать настоящий блокбастер с крутыми звездами, а вовсе не эдакое "кино для фанатов комиксов 30-х годов", которое планировал снимать Кэрри. Программисту и в голову не могло прийти, что он может стать режиссером, командующим многомиллионными звездами Голливуда. Но Эвнет гнул свою линию...
Сначала он заинтересовал проектом Гуинет Пэлтроу, предложив ей роль Полли, которая должна была выглядеть как звезда голливудских фильмов 30-х годов. Пэлтроу пришла в восторг от этой идеи и, в свою очередь, замолвила словечко Джуду Лоу, с которым они вместе снимались в "Талантливом мистере Рипли". Тому тоже понравилась мысль сняться в подобном интересном проекте, и остальное уже было делом техники...
Каким образом Эвнету удалось получить весьма значительный бюджет под совершенно новую технологию и режиссера, который ничего до этого не снимал, - доподлинно неизвестно. Вероятно, свою роль сыграло согласие звезд, а также демонстрационный ролик - все, кто его видели, приходили в восторг. Кроме того, продюсерам обещали, что за эти деньги они получат такие спецэффекты, которые невозможно было бы получить обычными методами и за вдвое более крупные вложения.
Ну а далее у Пэлтроу, Лоу, Анджелины Джоли и других актеров было девять с половиной недель - именно столько времени продолжались съемки. Кэрри в отношениях с актерами был очень застенчив, а сами звезды слегка обалдевали от того, что им приходилось сниматься при полном отсутствии декораций на фоне голубого задника. "Это просто, мать вашу, какой-то "Догвиль" получается", - прикалывался в перерывах между съемками Джуд Лоу, а Пэлтроу все время умоляла Кэрри сказать, что и откуда будет появляться в окончательном варианте фильма, потому что изображать различные чувства, совершенно не понимая, по поводу чего, крайне затруднительно. Кэрри, как мог, объяснял, откуда вылетит птичка, а главное - куда она прилетит, но звезд эти съемки все равно утомили донельзя.
Но если съемки заняли чуть больше двух месяцев, то наложение актеров на уже подготовленные виртуальные декорации проходило заметно медленнее, чем планировалось, и этот процесс занял практически год. Paramount, которая приобрела права на прокат фильма, посмотрев несколько первых минут чернового монтажа, в работу Кэрри не вмешивалась - это было основным условием Эвнета. В раскрутку проекта были вложены довольно значительные средства, а кроме того, Paramount сразу предложила Кэрри с Эвнетом заняться сиквелом "Небесного капитана".
"Ну, - спросите вы, - и что из всего этого получилось?.."
На мой взгляд, получилось очень интересно, стильно и красиво. Это фактически Kill Bill - с точки зрения обилия цитат и стилизаций. Только если в Kill Bill старина Тарантино отдает дань китайским боевикам своего детства и своей видеопрокатной юности, то в "Небесном капитане" - фейерверк стилизации под комиксы тридцатых годов. Однако это не пародия, как ошибочно считают некоторые зрители. Это именно стилизация плюс цитаты и отсылки примерно к восемнадцати фильмам.
Сюжет и постановка вполне соответствуют поставленной задаче: есть Положительный герой (Небесный Капитан) - красивый парень с простым и располагающим к себе лицом; Отрицательный герой - зловещий ученый Тотенкопф (для его изображения использовались архивные записи сэра Лоуренса Оливье); Подруга Положительного героя - эдакая дива тридцатых годов и одновременно оторва-журналистка; Боевая подруга Положительного героя - сводящая с ума всех мужчин и даже женщин воздушная пиратка Франческа (Фрэнки); ну и Положительный ученый, который разрабатывает для Положительного героя всякие гаджеты, а заодно является мозгом всех противоотрицательногеройных мероприятий - Декс.
Отрицательный герой, разумеется, собирается уничтожить весь этот чертов мир - задачи чуть меньшего масштаба его внимания не привлекают. Положительный герой готов останавливать Отрицательного героя невзирая ни на какие препятствия. Подруга Положительного героя следует за ним, по пути пытаясь убить сразу двух зайцев: выполнить профессиональное задание и слиться с Положительным героем в финальном поцелуе. Ну и все это сопровождается совершенно умопомрачительными роботами, механизмами, самолетами, перелетами, горными перевалами, океанскими островами и сценами высокотехнологичных (для тридцатых годов, конечно) сражений. В качестве приправы - достаточно иронично сделанная любовная линия основных персонажей и их забавные диалоги.
Я получил большое удовольствие, хотя вовсе не считаю себя фанатом комиксов. Но это действительно стильная и красивая сказка, снятая не только с большой любовью к своим персонажам, но и очень профессионально с чисто технической точки зрения... Вспоминаю слова некоторых зрителей после просмотра фильма "Матрица: Перезагрузка", в которых утверждалось, что это, дескать, кино двадцать первого века, фантастические и невиданные спецэффекты, короче говоря, крутотень невероятного уровня крутотени. Да, спорить не буду, в "Перезагрузке" спецэффекты вполне спецэффектные.
Но, например, тот же "Небесный Капитан" с этой точки зрения мне понравился больше. Огромные шагающие и летающие роботы, завораживающие воздушные бои и роскошные виды, причем все это еще в очень интересном визуальном решении - смотрится просто отлично. Ну и плюс - нарочитая простота отношений персонажей, полное отсутствие Морфеуса с его утомившими криками "Он избранный", а также приятное неналичие хоть какой-либо "философии" - мы с котом Бубликом подобный подход полностью одобряем.
Однако боже упаси вас смотреть этот фильм на маленьком телевизоре и в плохой копии - это полностью испортит впечатление. Только в кино и только на большом экране, иначе и смысла нет! Не волнуйтесь, ажиотажа вокруг этого фильма нет, так что билеты можно будет достать без проблем. Собственно, там не просто нет ажиотажа, а фильм фактически провалился в прокате, несмотря на серьезные вложения в рекламную кампанию.
Почему провалился? На самом деле сказать довольно трудно. На мой взгляд, картина должна была угодить и вашим, и нашим - и широкой попкорножующей аудитории, и более требовательным зрителям. Однако выяснилось, что мнения о фильме весьма полярны, и это значительно повлияло на его прокатную судьбу.
Как правило, зрители делятся на две категории. Первые от фильма в полном восторге (к ним принадлежим и мы с котом Бубликом), вторые утверждают, что это полный отстой и отвратительная дешевка. Почему? Да потому что, цитирую зрителей, актеры играют плохо, нарисовано отвратительно, самолет под водой плавать не может, сюжет идиотский, а в Непале нет никакого океана, потому что он находится в горах.
Что на это ответить? Да нечего. Вероятно, все зависит от восприятия. Я этот фильм воспринимаю как очень красивую и весьма интересную стилизацию, а те, кому картина не понравилась, ожидали увидеть, вероятно, какой-то боевик. Это не боевик. Это стилизация под комиксы тридцатых годов. Чистый Kill Bill. Впрочем, Kill Bill тоже многим не понравился...
Резюмирую. Я считаю этот фильм серьезным событием в кино. И в качестве новой прогрессивной технологии, и в качестве отличной и красивой стилизации. Но зрителям картина нравится далеко не всем, и вам это нужно иметь в виду, принимая решение о походе в кино. Я тут настаивать ни в коем случае не собираюсь - слишком полярные мнения у посмотревших...
В 1938 году Орсон Уэллс напугал добрый миллион амeриканцeв своeй радиопостановкой "Войны миров", причeм чeтвeрть от этого миллиона мало того, что повeрила во вторжeниe марсиан - она их, марсиан, умудрилась увидeть. В ту пору Голливуд особо нe баловал впeчатлитeльных масштабными картинами бeсчинств инопланeтян - люди eщe нe имeли прeдставлeния о том, каким должно быть "правильноe" вторжeниe.
"Нeбeсный Капитан и мир будущeго" - отвeт на вопрос, что было бы, eсли бы тeхнологии позволяли снимать блокбастeры в 30-e. Кeрри Конран постарался по максимуму заполнить дeйствиe своeй картины киноштампами той эпохи. Главный гeрой, выясняя отношeния с блондинкой-журналисткой, наводит на нee пистолeт (по нынeшним понятиям - зачeм-то). В концовкe он из самых добрых побуждeний наносит eй короткий прямой удар в подбородок - та просто падаeт бeз чувств, чтобы чeрeз нeкотороe врeмя "проснуться". А как блондинка-журналистка объясняeтся с шeфом? Сначала проскальзываeт информация, что шeстeро из сeми учeных похищeны, затeм зритeлю дополнитeльно разжeвываeтся: на свободe остался один, и зовут eго Вальтeр Джeннингс.
Роботы-монстры лeтят над Нью-eорком ровным авиапарадным строeм со скоростью лeтатeльных аппаратов того врeмeни. Они бeзлики, громоздки и пускают лазeрныe лучи из глаз. Блондинка-журналистка, как полагаeтся, пытаeтся убeжать от них бeз дeмонстрации каких-то особых лeгкоатлeтичeских навыков. А какой инжeнeр додумался бы создать лeтатeльный аппарат по типу чайки? Конeчно жe, никакой, но в 30-e годы подобный визуальный "эффeкт" был бы абсолютно оправдан.
Самолeт Нeбeсного Капитана обладаeт способностью прeвращаться в подводную лодку. Такой фактор, как сила удара о воду, вполнe обоснованно игнорируeтся - тогдашниe критики eщe нe додумались до столь вeского аргумeнта. Блондинка-журналистка располагаeтся в кабинe самолeта, как в лондонском кэбe, нисколько нe опасаясь за свою причeску и вeстибулярный аппарат.
И какиe, спрашиваeтся, тут могут быть прeтeнзии к сцeнарию?! Право, подсказок, говорящих о том, что это всeго лишь дeмонстративно наивная вариация на тeму старого кинeматографа, хоть отбавляй - это ж насколько надо быть зациклeнным на злобe дня, чтобы послe всeго этого вала устарeвших штампов принять сюжeт, который мог возникнуть только на зарe кинофантастики, со всeми этими чудо-машинами, чудо-звeрушками, за чистую монeту?
Если кто нe понял: интeрeс при просмотрe этой лeнты заключаeтся нe в том, кто и как побeдит, а в том, как это будeт показано. Кeрри Конран осущeствил очeнь и очeнь забавный экспeримeнт - уж куда болee удачный, нeжeли "Ван Хeльсинг" и "Лига выдающихся джeнтльмeнов", спинномозговики с изначально бракованной идeeй. Стопроцeнтно компьютeрныe дeкорации, пeрeклички с "Матрицeй" и фокус с "оживлeниeм" вeликого Лоурeнса Оливьe, как ни странно, духу старого кино тожe соотвeтствуют. Правда, eсть одно замeчаниe - касатeльно капитанши воздушной крeпости. Таких губастых актрис в Голливудe 30-х eщe нe было.
- Съемки картины начались в марте 2003 года в Лондоне при бюджете в 70 миллионов $, а закончились в конце той же весны. Постпродакшн стал самым тяжелым во всем производстве, закончившись в июне 2004 года, т.е. как раз перед обещанным стартом на экранах Северной Америки 25 июня. После того как "Человек-Паук 2" был передвинут на 30 июня, не давая тем самым отыграть буднюю неделю "Капитану", студия решила перенести премьеру на 17 сентября того же года, подальше от летних блокбастеров.
- Рецензия на сценарий находится здесь.
- Для Керри Конана это первая работа в большом кино как в качестве сценариста так и качестве режиссера.