ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Социальная сеть 
The Social Network

Режиссер David Fincher (Дэвид Финчер)
Сценарий Aaron Sorkin (Аарон Соркин)
В ролях:
Jesse Eisenberg (Джесс Айзенберг),
Justin Timberlake (Джастин Тимберлейк),
Andrew Garfield (Эндрю Гарфилд),
Joseph Mazzello (Джозеф Маццелло),
Armie Hammer (Арми Хаммер)
Официальный сайт: www.thesocialnetwork-movie.com
Видеоролик: Quicktime
Продолжительность: 121 мин.
Год выпуска: 2010
РЕЦЕНЗИЯ №1

Просто удивительно, какое число людей оценили этот чрезвычайно нескучный фильм как «унылое говно». Думали, будет «Бойцовский клуб», или что?

Ну, и зря, потому что перед нами - вариации на тему истории успеха Марка Цукерберга, компьютерного гения, создавшего социальную сеть Facebook. В мире ничего не появляется просто так. Facebook возник как реакция организма Цукерберга на ссору с девушкой. Чтобы досадить ей, он устроил хакерский скандал в родном Гарвардском университете. Не помогло, но принесло известность. На Цукерберга обратили внимание люди, желавшие создать всеуниверситетскую сеть. Перед ним открылась хорошая перспектива. Цукерберг использовал ее по-своему: спер идею и за четыре недели создал Facebook.

Он показан весьма испорченным молодым человеком. Или, если сказать точнее – аморальным. Вредных привычек он как раз не имеет. Но понятия о добре и зле – тоже. Если что-то помогает ему достичь цели – значит, это хорошо. В течение двух часов Дэвид Финчер с большим успехом старается показать нам правоту девушки Цукерберга, оценившей его как мудака. А потом одной сценой разрушает то, что так тщательно создавал – и мудак растворяется за стеклянной стеной. В итоге, финальная сцена – как максимально беспонтовый вариант исхода «Бойцовского клуба». Так что общее все-таки есть, есть…

Для фильма, где только однажды появляются полицейские, зато постоянно фигурируют юристы, «Социальная сеть» поразительно увлекательна. Финчеру удалось главное – он создал реальных людей (пусть даже прототипы, по мнению экспертов, чрезвычайно от них далеки). Каждый из главных героев этой истории по-своему интересен, значит, и отношения между ними увлекают. А именно отношения – главное, что здесь есть. История потрясающего успеха – тоже штука любопытная, но в нашем случае, ее используют только как приманку. Расчет понятный. В самом деле, кому не захочется узнать, как стал богом человек, создавший их среду обитания? И приманка срабатывает. Видимо, все это и расстраивает тех, кто пишет про «унылое говно».

А как по мне, гораздо интереснее смотреть про человека, чем про сеть. Именно поэтому, последний фильм Финчера – пожалуй, лучшее из того, что вышло в 2010 году.
     


РЕЦЕНЗИЯ №2

Цитата: – Мифам о создании всегда нужен дьявол!

 

Никто не любит богатых. Заслышав звон чужих денег, люди испытывают широчайший спектр чувств — от кучерявой зависти до неосознанного желания вилять хвостом. Но только не любовь. И уж тем более не дружбу. Пухлый чужой карман это, по-любому, от лукавого. И неважно, сколько сил, боли и пота в него вложил ныне счастливый обладатель. Пролетарская ненависть окружающей биомассы уже обеспечена. А потому своим новым фильмом голливудский неформал Финчер замахнулся на святое. Прилюдно распотрошил тушку «Фэйсбука» и очеловечил очередного Гейтсова пасынка. И пусть рогатый владелец вечной сауны и не был особо помянут, серой пахнуло ощутимо.

Марк Цукерберг – кучерявый отрок гарвардской принадлежности. И нет в нем ничего демонического, кроме привычки посещать присутственные места в сланцах на босу ногу. Но это лишь на первый взгляд. На самом деле, у Марка дьявольски отвратная манера использовать глобальную паутину как общественный туалет. В смысле, гадить, где придется, и ни в коем случае не смывать. А вот сливать – это пожалуйста. Всех и вся. История создания «Фэйсбука» – это, по сути, и есть хронология большого поступательного слива. Сначала бывшей подружки, затем соседок по кампусу, старшекурсников-носителей оригинальной идеи и, наконец, лучшего друга. Единственного друга.

За два часа экранного времени вам не покажут глубинных мотивов патентованного сукиного сына. Зато предложат целый ворох мнений от людей, его окружавших. Они подробно расскажут, как маленький еврейский гений уворовал идею циклопической социальной сетки, как закинул ее в виртуальное море и как вытащил оттуда 25 млрд. ненаших денег. И что при этом чувствовали те, кого он кинул. Вроде бы. Все дело в том, что последнее слово все равно останется за режиссером. А он в самом финале легкими мазками выпишет главгаду роскошную индульгенцию. В итоге бобро и козло разойдутся одинаково битыми, а зритель останется в легком недоумении. А был ли мальчик?

***

Вообще-то, сложно представить себе более убожественный киножанр, чем байопик. На попытках втиснуть в рулон кинопленки пудовые биографии сломала себе зубы не одна армия режиссеров. И, тем не менее, жизни замечательных людей и гуманоидов продолжают экранизироваться с упорством, достойным лучшего применения. Дэвид Финчер подошел к этой задаче с изящной фигой в кармане. И миф о создании сетевой иконы превратился в историю одной сволочи. Только вот за одного такого мизантропа не жалко отдать и сотню херувимов. Именно так режиссер-космополит вновь вступает в эпическую битву за позолоченную скульптурку дядюшки Оскара. И да будет удача с ним.

Дэвид Финчер – человек, подаривший миру роскошные «Бойцовский клуб» и «Семь», – успел также изрядно позанудствовать в «Зодиаке» и «Бенджамине Баттоне». Ударься он вновь в детали – и зритель табунами бы рванул из кинозалов. Но нет. Ловко покрутив руками, маэстро разом поднял все три наперстка. А шарика не оказалось ни под одним из них. Из-под тщательно муссируемого поддонка вдруг выглянул обычный парень, удачно задрапированный в шикарные диалоги. И уже где-то на полпути в голове стала метаться мысль: «А ведь хорош!» Еврейская манера ведения разговора тому виной или визитки с сочным «Я здесь босс, суки!», или подсознательная схожесть с доктором Хаусом – непонятно. Но только в конце каждый доллар, потерянный Цукербергом, уже воспринимается как свой. А это дорогого стоит.

Наверное, именно поэтому фильм смотрится на одном дыхании. И послевкусие оставляет приятное. И во многом это заслуга Джесси Айзенберга. Казалось бы, возьми и изобрази говорящего ботана. Но парень дал такого Станиславского, что все остальные актеры нужны были только для титров. Особенно, Тимберлэйк, который и лицом-то торгует будто из-под полы. Очень жаль, что он-таки не схлопотал по этому самому лицу в конце фильма. Все предпосылки для этого были. А вот Айзенберг был точный Цукерберг. Словно Рабинович из соседнего подъезда. Такой же близкий и непонятный.

Из этой непонятности и вырастает мифология. Случайный миллиардер? А что в этом мире не случайно? За простым рецептом халявы в кассах кинозалов по всему миру уже выстраиваются очереди. Только это ружье из первого акта уже выстрелило. И все, кто надеется вновь его зарядить, скорее всего, так и будут переписываться гениальными идеями в том же самом «Фэйсбуке». Принося Цукербергу все новые миллиарды.

При этом все проигрыши главного героя призрачны, а победы умозрительны. И пусть в дверь его виртуальной гостиной сегодня стучится полмиллиарда «друзей». Не надо быть полиглотом, чтобы понять: между английским «friend» и нашим «друг» – дистанция огромного размера. Сегодняшний Цукерберг имеет вагоны денег и тонны фрэндов. А вот друзей нет. Совсем. И жалеть его за это не стоит.
     


РЕЦЕНЗИЯ №3

Биопики (биографические фильмы, посвященные известным людям) - жанр довольно сложный. И не особенно благодарный. Реальная жизнь реальных людей подчас некинематографична, а иногда настолько неприглядна, что в нее лучше не лезть. Кроме того, всегда возникает вопрос соответствия экранного персонажа реальному прототипу, ведь кроме самого прототипа или его родственников (если они еще живы) есть армия читателей-поклонников-фанатов, у каждого из которых есть свое представление о том, каков был их кумир как личность. Так что создатель биопика всегда может налететь на массу обвинений в недостоверности, несовпадаемости и даже откровенной клевете.

А уж когда речь идет о такой персоне, как создатель Facebook Марк Закерберг, которому на данный момент всего двадцать шесть лет и который самый молодой новоиспеченный миллиардер в мире, - тут уж становится совсем сложно, ведь претензии к недостоверности будут предъявлять сами объекты биопика.

Впрочем, не Дэвиду Финчеру бояться трудностей. Режиссер, у которого аж четыре (до выхода "Социальной сети") фильма находятся в Top250 лучших фильмов всех времен и народов, чей "Бойцовский клуб" по роману Чака Паланика взорвал не только кинематографическое сообщество, но и общество в целом, - такой человек может взяться за что угодно. Тем более что, между нами говоря, его последние работы - что "Зодиак", что "Загадочная история Бенджамина Баттона" - были скучноваты и нудноваты. При всем качестве и профессионализме постановки, разумеется. Так что Финчеру явно пора было реабилитироваться.

Вообще, надо сказать, что Финчер взялся за интересный и достаточно знаковый материал для исследования. Потому что Закерберг, в отличие от всяких цифровых монстров девяностых, именно случайный миллиардер! ("Случайные миллиардеры" - так называется книга Бена Мезриха, которая легла в основу сценария Аарона Соркина.) То есть он совершенно спокойно этим миллиардером мог и не стать. Это чистая случайность. Как и с большинством других социальных сетей и всяких сервисов, одни из которых по мало поддающимся анализу законам получили огромную популярность, а их создатели стали очень богатыми людьми, а другие, при всех амбициях и надеждах их создателей, остались в безвестности и принесли одни долги.

Заметьте, монстры девяностых - Билл Гейтс, Стив Балмер, Стивен Возняк, Стив Джобс и другие - практически не могли не стать миллиардерами. Потому что это они создавали новую цифровую эпоху! Они были ее отцами-основателями! Новые операционные системы, новый прикладной софт, новое железо (в случае Apple)!

А вот с Google все было уже сложнее! Поисковая система Google создавалась тогда, когда уже были популярные (и ныне практически прекратившие свое существование) поисковые системы. И тут не было на сто процентов понятно, смогут ли Ларри Пейдж и Сергей Брин пробиться на рынок. Но они пробились, и их успех также не был случайным, хотя его нельзя было предсказать на сто процентов.

Закерберг и создатели других популярных социальных сетей - дело несколько иное. В определенный момент все эти социальные сети стали появляться как грибы после дождя. Одни из них завоевывали популярность, другие - нет. Причем никогда заранее нельзя было сказать, какую из сетей ждет взрывной успех. Часто бывало так, что очень грамотно сделанные и продуманные механизмы так и не развивались, а сделанные тяп-ляп на коленке движки с ужасным интерфейсом вдруг становились дико популярными. (В России нечто подобное произошло с "Одноклассниками": сворованная с Classmates.com идея, движок, написанный людьми, которые понятия не имели ни о том, как строятся базы данных, ни о том, что такое поиск, ни о том, что вообще такое дружественный интерфейс, - и тем не менее этот сервис на некоторое время стал первым. Хорошо еще, что бездарное управление, жлобство и жадность владельцев довольно быстро привели к тому, что "Одноклассники" стали скатываться туда, где им самое место.)

Однако в случае с Facebook грех предъявлять претензии к разработчикам. Как раз Facebook - это один из самых качественных и продуманных движков, который к тому же отлично развивается.

Впрочем, я что-то ушел куда-то в сторону, а речь у нас все-таки идет о фильме Дэвида Финчера.

Поставлен он, как я уже упоминал, по сценарию Аарона Соркина, базирующемуся на романе Бена Мезриха. Ни сам Марк Закерберг, ни какие-либо его партнеры или сотрудники Facebook не принимали никакого участия в создании книги, сценария и фильма. Также они не дают никаких комментариев по поводу фильма. Разве что сам Марк пару раз в интервью заявлял, что картина имеет к нему очень мало отношения, а мотивации, которые Финчер выставляет в фильме, высосаны из пальца.

А что там за мотивации? Давайте очень кратко о сюжете.

Простой еврейский паренек Марк Закерберг (Джесси Айзенберг) учится в Гарварде и мечтает быть принятым в один из гарвардских элитных клубов, хотя шансов на это у него довольно мало. Также он долго и достаточно безуспешно клеит эффектную девушку Эрику Олбрайт (Руни Мара), которая в конце концов рвет с ним отношения.

Расстроенный Закерберг напивается, приходит в общежитие и там в своем блоге на LiveJournal пишет всякие гадости про Эрику. А потом ему приходит в голову мысль сделать сайт, на котором бы студенты могли сравнивать и оценивать фотографии различных студенток. Марк пишет скрипты, которые утягивают изображения из закрытых источников, после чего тут же создает и запускает сайт с голосовалкой.

Реакция на это развлечение превзошла все ожидания Закерберга. Сарафанное радио мгновенно распространило ссылку по всему университету, после чего компьютерная сеть Гарварда полегла из-за нагрузки. Марка вычислили и подвергли дисциплинарному наказанию, однако он прославился.

После этого к Закербергу обратились братья Уинклвосс (Арми Хаммер, Джош Пинс) - студенты-спортсмены из очень богатой семьи. У братьев есть идея элитного онлайнового клуба - нечто вроде социальной сети с определенными параметрами. Они хотят нанять Марка в качестве разработчика.

Закерберг соглашается, однако идея братьев послужила толчком к мысли о том, что нужно создать вовсе не элитную, а всеобъемлющую студенческую сеть, в которой участники могли бы заносить самую разнообразную информацию о себе, общаться и так далее. Называться эта сеть будет The FaceBook. Марк уговаривает своего близкого друга Эдуардо Саверина (Эндрю Гарфилд) вложить в разработку проекта немного денег и стать финансовым директором, после чего бросается в разработку. Братьев Уинклвосс Закерберг при этом водит за нос, кормя их невыполняемыми обещаниями. Так начался Facebook!

***

Для тех, кто интересовался историей Facebook, хорошо известно, что Закерберг прошел через несколько судебных разбирательств. С ним судились братья Уинклвосс, которые считали, что он не только украл их идею, но и намеренно водил их за нос почти два месяца, чтобы выиграть время и запустить свой собственный проект. С ним судился его бывший друг и бывший финансовый директор Эдуардо Саверин, которого в определенный момент просто выкинули из бизнеса и лишили солидной доли акций.

В фильме Финчер как раз и построил сюжет вокруг судебных разбирательств, которые вызывают к жизни разнообразные флешбэки из жизни главных персонажей.

Вопреки расхожему мнению о том, что Закерберг в картине получился персонажем чуть ли не отрицательным - злобным, мстительным и подловатым, - это вовсе не так. Правда, Финчер, похоже, переборщил с мотивацией - вряд ли в реальности Марк создал Facebook только для того, чтобы обратить на себя внимание подружки. Да и в эти элитные клубы, как утверждает сам Закерберг, он в жизни никогда не стремился. Лично я ему верю: на черта нерду всякие дурацкие гарвардские элитные клубы?

Никакой злобности, мстительности и тем более подлости в экранном Марке замечено не было. Джесси Айзенберг, на мой взгляд, прекрасно изобразил типичного нерда - упертого компьютерного маньяка, который практически все свободное время тратит на реализацию каких-то своих программных идей и которого происходящее вокруг волнует на порядок меньше, чем происходящее на экране монитора. Какие-либо эмоции у него проявляются крайне редко, а если и проявляются, то результатом могут стать довольно неприятные выходки, вроде того, что он понаписал в блоге. (Это, кстати, реальная история. Однако кто из нас в сердцах не писал глупостей в блоге? Да все писали!)

С чего Закерберг вообще создал Facebook? Да просто мысль пришла в голову. А до этого были различные знаковые моменты - история с голосовалкой, мысль Уинклвоссов и так далее. У него в конце концов сложилась идея сделать Facebook - он этот сервис сделал. Саверин при этом подогнал стартовый капитал, за что получил большую долю акций в бизнесе, однозначный успех которого не мог предсказать никто.

Кинул ли Закерберг Уинклвоссов? Украл ли он у них идею? И да, и нет. Кинуть - конечно, кинул, в том смысле, что пообещал что-то сделать, а потом начал водить их за нос. Но это обычное дело для парнишки-студента. А то вы или я в студенчестве не обещали с три короба, а потом выполняли со спичечный коробок? Просто мы с вами не стали миллиардерами и с нас нечего слупить.

Украл ли он у них идею? Безусловно, мысль Уинклвоссов была одним из толчков, приведших к созданию Facebook. Но вполне вероятно, что Марк и без их мысли пришел бы к Facebook - просто, возможно, позже. Возможно, в несколько ином виде.

А ключевая для фильма история выставления Саверина из бизнеса - тут тоже все вполне закономерно. Да, Саверин был первым инвестором. Он вкладывал в дело некоторые деньги (замечу, очень небольшие) и должен был стать финансовым директором. Закерберг выбрал его потому, что они вроде как дружили, а кроме того, Саверин был из богатой семьи, ходил в костюме и делал вид, что понимает в бизнесе.

Финансовым директором Саверин так и не стал. Более того, он совершенно самоустранился от бизнеса, который крайне стремительно развивался, не понимал перспектив, а кроме того, еще и в какой-то момент заморозил счет. В результате всего этого размытие акций и резкое снижение доли Саверина - совершенно закономерный и логичный результат. Закерберг был бы законченным кретином, если бы этого не сделал. А он - вовсе не кретин.

Эндрю Гарфилд (Антон из "Воображариума доктора Парнаса") сыграл Саверина отлично: персонаж получился очень жизненный, искренний и неоднозначный. Ему, с одной стороны, сочувствуешь, но с другой - хорошо понятно, что Саверин (по крайней мере, в фильме) только делал вид, что понимает в бизнесе. Он не верил в Facebook так фанатично, как в него верил Закерберг, он не вкладывал в него все силы (и даже совсем небольшую их часть), и с чего он считал, что после всего этого по-прежнему может рассчитывать на огромную долю в бизнесе, - непонятно.

Братанов Уинклвоссов - высоких красавцев-спортсменов - Финчер сделал отлично. Причем с этими персонажами получилась непростая история. Финчер так и не смог подобрать близнецов-актеров, похожих на Уинклвоссов. Поэтому он взял Арми Хаммера, который на них был похож, и Джоша Пинса, который был похож просто по телосложению. В процессе съемок Хаммер по очереди отыгрывал роль за одного и другого брата, и при монтаже лицо Хаммера было наложено на обоих братьев. Таким образом, фактически один Хаммер сыграл обе эти роли, а Джош Пинс выступил только как модель для наложения спецэффектов.

Братья, кстати, у Хаммера получились превосходные: и красавцы, и спортсмены, и обаяшки, но вместе с тем - пустышки. Типовые такие гарвардские мальчики из богатой семьи, которые вхожи во все элитные клубы, но Facebook никогда не сделают. Чистые Маниловы. Только не Бэрри Маниловы, а Маниловы из "Мертвых душ".

Хорошо бы, вальяжно сказали братья, сдьяволить что-нибудь эдакое, интернетное. Ну, чтобы типа элитный клуб и все такое. После чего носились с этой идеей сто лет: до Закерберга их так же кинули еще два программиста - в общем, понятно, что никогда в жизни ничего подобного они бы не реализовали. Потому что вместе с греблей, клубами, студенческими развлечениями и так далее такой проект не поднять. Это надо быть таким долбанутым, как Закерберг. И в фильме, в общем, это достаточно хорошо показано.

Руни Мара в роли Эрики - понравилась, хотя с ней в фильме было буквально две сцены. Зато первая - разговор Эрики с Марком в кабаке - очень впечатлила. Но оно и неудивительно: Финчер работал над ней с такой тщательностью, что снял аж девяносто девять дублей, пока не поймал нужные ему интонации.

Столько актеров уже перечислил, и все, на мой взгляд, сыграли на уровне или "хорошо", или "отлично". Теперь поговорим о том, кто здесь сыграл откровенно плохо. Увы (ну, то есть - к счастью) этот номер не пройдет. Потому что из главных ролей остался создатель Napster Шон Паркер, сыгранный Джастином Тимберлейком.

Надо сказать, что Тимберлейк и раньше-то на экране выглядел не ниже, чем на четверку (достаточно вспомнить фильм "Альфа Дог"), а здесь - ну просто поразил! Потому что у него получился настолько мощный, яркий и эффектный персонаж, что просто диву даешься. Не знаю, насколько это все коррелирует с реальным Шоном Паркером, который тот еще фрукт, но у Тимберлейка в фильме - обаятельнейший авантюрист, который своим проектом прославился на весь мир, заработал миллионы, получил судебное преследование, потерял миллионы, но при этом реально понимает в интернет-бизнесе и твердо уверен в том, что лучше сейчас отказаться от миллиона, чтобы завтра получить миллиард. Закерберг думает точно так же, поэтому вполне логично, что Паркер занял место Саверина, который судорожно сжимал полудохлую синичку в руке, не желая признать, что с их проектом можно словить жирную корову, которая как раз порхает над линиями передачи данных.

Кстати, обе сцены противостояния Саверина и Паркера - что в ресторане, что в офисе Facebook - сделаны просто изумительно.

Что получилось в сухом остатке? Отличное кино, которое берет не столько резкими поворотами сюжета, коих здесь почти нет, сколько высокопрофессиональным уровнем постановки и отличной актерской игрой. Плюс - мои комплименты кастингу: редко бывает, чтобы все актеры настолько классно подходили своим персонажам. Вроде ничего особенного тут нет - ну да, парнишка в двадцать шесть лет некоторым образом случайно стал самым молодым миллиардером в мире, делов-то, - однако этот фильм берет прежде всего жизненностью изображаемой истории (и тут неважно, насколько она в деталях совпадает с реальностью) и тем, как это поставлено. Я посмотрел картину с большим удовольствием, и Финчер в моих глазах полностью реабилитировался после "Зодиака" и "Загадочной истории Бенджамина Баттона".

На данный момент картина на IMDB по рейтингу находится на 155-м месте в списке Top 250, и получила 13 наград и 19 номинаций (в том числе - 6 номинаций на "Золотой глобус 2011"). Я сам уж настолько высоко (по рейтингу) "Социальную сеть" бы не поставил, но восторги публики понимаю - фильм вполне достойный. Даже можно сказать - в определенной степени знаковый.

P. S. Почему я называю Марка "Закерберг", когда у нас его обычно пишут как "Цукерберг"? Да потому что он сам себя называет Закерберг, его родители произносят эту фамилию как Закерберг и везде его называют Закерберг.
     


А знаете ли вы, что...

- Съемки картины при бюджете 50 млн. $ начались в октябре 2009 года.
- Картина поставлена по книге Бена Мецриха "Миллиардеры поневоле".
- Тэглайн картины гласит: "Нельзя иметь 500 млн. друзей и не заиметь нескольких врагов."


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: