ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Исходный код 
Source Code

Режиссер Duncan Jones (Данкан Джонс)
Сценарий Ben Ripley (Бен Рипли)
В ролях:
Jake Gyllenhaal (Джейк Гилленхол),
Michelle Monaghan (Мишель Монэхэн),
Vera Farmiga (Вера Фармига),
Jeffrey Wright (Джеффри Райт),
Michael Arden (Майкл Арден)
Официальный сайт: enterthesourcecode.com
Видеоролик: Quicktime
Продолжительность: 93 мин.
Год выпуска: 2011
РЕЦЕНЗИЯ №1

- Вы — минутная стрелка. Вас выставили, и вы идете вперед!

 

Если времени мало — это плохо. Если времени бесконечно мало — это ужасно. Если же малое время длится бесконечно — это уже шиза. А шизу любят все. Психокинетические фокусы, темпоральные петли и прочий физимазохизм подарили миру немало гениальных сюжетов. «День сурка», «Пиджак», «Дежа вю», «Дом у озера». Режиссер Дункан Джонс для своего «Исходного кода» прилежно собрал с миру по нитке. А в центре всей этой радости, аки минутную стрелку, воткнул симпатичного Джилленхола. Результат вышел вполне смотрибельным и крепким на разрыв. Ну, а легкая вторичность была щедро замазана расписным драматизьмом. Поезд взрывается, люди гибнут, принц Персии мечется, как белка в клетке. Ну, или как сурок на пожаре. Кому как больше нравится.

Пилот ВВС Колтер Стивенс приходит в себя в поезде, мчащемся в Чикаго. Что уже странно, ибо должен находиться на задании в Афганистане. На себе Колтер обнаруживает сельский пиджак, в кармане — удостоверение учителя, а в зеркале — абсолютно чужую физиономию. В довершение всего напротив призывно лыбится и всячески демонстрирует свою сопричастность девушка, похожая на грызуна. Пока бравый пилот пытается выяснить, что происходит, поезд благополучно взрывается. Но вместо загробного мира парень попадает в тесную барокамеру. Комфорта там маловато, зато есть плазменный экран, сносно транслирующий симпатичную девушку в форме. Посовещавшись с маячащим на периферии хромым негром, девушка командует: «Еще раз!». И Колтер снова просыпается в поезде за 8 минут до взрыва. И так будет продолжаться бесконечно, пока летчик не выяснит, кто пустил состав на ветер. За время своих восьмиминутных трипов он обязательно влюбится в попутчицу, узнает Страшную Тайну, спасет мир, и вызовет сочуствие. А вот обретет ли покой — станет понятно только в финале.

***

Квантовая физика, параболлические счисления… Эх, научились современные сценаристы умными словами маскировать антинаучную ересь. Хотя, кому какое дело до соответствия реальности, когда на экране идет хорошее кино. А «Исходный код» такое и есть. Пусть и совсем не «День сурка». Режиссер Дункан Джонс (сын Дэвида Боуи, между прочим) уже успел отметиться на кинопространстве клаустрофобным космическим триллером «Луна 2112». И так ему понравилось шастать с камерой в замкнутом пространстве, что и в свежий «Исходный код» он приволок минимум локаций. Поезд, барокамера и эпизодический перрон. Но там, где моноспектакль с Сэмом Рокуэллом замахивался на «нечто из ряда вон», конферанс Джейка Джилленхола просто выполняет норматив. С душой, но без искорки.

Да, киногеничный Джилленхол симпатично ухмыляется, много бегает по вагону и даже местами пытается давить слезу. Но аплодировать его выступлению почему-то не тянет. Есть хорошисты, а есть гении. Грязью не поливают ни тех ни других, но бублики обычно достаются последним. При этом режиссер с оператором стараются выжать из окружения все, что можно. Камера, разве что, в унитаз не ныряет и любовно ловит разметавшиеся локоны Мишель Монахан в огне всепоглощающего взрыва. Это красиво, но этого мало. Потому что на фоне довольно разнообразного экшна сюжетная середина изрядно подвисает. В момент, когда основной замес уже понятен, и Джилленхол начинает лихорадочно слать имэйлы и звонить отцу, очень хочется развития. Но режиссер по-станиславски тянет паузу до самого финала.

И, тем не менее, в яркости монтажа и создании интриги Джонсу не откажешь. Даже драматичные интермедии проходят довольно живенько. А судьба главных героев, не ясная до конца, действительно волнует. Просто, сократив фильм на полчаса, можно было бы добиться реального андреналина. Но и так скучать вам не придется.

Хорошая идея, вкусная картинка ожидаемо-неожиданный твист и неплохие актеры — сегодня этого вполне достаточно, чтобы замутить вменяемый триллер, который не стоит пропускать. «Исходный код» отлично умеет развлекать. И эти полтора часа в кинозале для вас пролетят довольно быстро. Жаль только, что мощный режиссер, ухватив мощную тему и средней паршивости бюджет, не решился разинуть рот пошире и откусить помасштабней. А скромных время особо не жалует. Вот и получилось, что там, где главный герой гениального фильма выхлопотал себе бесконечный день с сурком, фронтмен фильма попроще урвал у грызуна всего восемь минут. По Сеньке и шапка.
     


РЕЦЕНЗИЯ №2

Фильм скучноватый, но заканчивается по-настоящему. Сначала смотреть не на что, кроме Джейка Джилленехаала, а потом Джилленхаал перестает быть единственным козырем.

Его героя зовут Резец, в том смысле, что так переводится с английского colter, а героя Джилленхаала зовут Колтер Стивенс. Он воевал в Афганистане, попал в передрягу – и вдруг обнаруживает себя в скоростном поезде, мчащемся в Чикаго. Напротив него – симпатичная молодая женщина, и она называет его Шоном с упорством, которое кажется Колтеру достойным значительно лучшего применения. Но это ладно. Через восемь минут (ровно через восемь!) в поезде раздается взрыв, и все погибают. И тут же Колтер просыпается в капсуле, а на экране перед ним – то, что без подготовки может вызвать острый сердечный приступ: Вера Фармига в военном мундире.

Она снова пошлет Колтера в поезд за восемь минут до взрыва. И снова и снова Колтер будет искать террориста. Эти бесконечно повторяющиеся эпизоды будут даваться режиссеру, сыну Дэвида Боуи, все с большей натугой. Но когда кажется, что он уже совершенно потерял контроль над материалом, вдруг раз – и материал выстраивается, как надо. Так, в итоге, и непонятно, была ли задумана вышеупомянутая натуга или просто нелегкая вынесла Дункана Джонса в нужную струю совершенно случайно.

Вместе со сценаристом он нагородил такую крупноячеистую конструкцию с параллельными реальностями, что, с какой стороны к ней ни подойди, все получается бред. Но, оказывается, для Джонса научная достоверность была делом десятым. Ничего более имитации квантовой физики он выжать из себя не мог и не собирался. Его фильм – о том, как человек обманывает судьбу (хромую на две ноги) и находит себя. Вот это сделано прекрасно. Даже с учетом того, что человек-то – квантовый…
     


РЕЦЕНЗИЯ №3

Военный летчик капитан Колтер Стивенс (Джейк Джилленхолл) вдруг неожиданно приходит в себя в теле совершенно постороннего человека, находящегося в поезде, приближающемся к Чикаго. Пока Колтер в течение восьми минут пытается понять, что происходит, в поезде гремит мощнейший взрыв, усугубляющийся проходящим мимо товарняком с горючими веществами, и все в поезде погибают.

Далее Колтер приходит в себя в некоей странной пилотской капсуле, снабженной несколькими дисплеями, в одном из которых появляется капитан Колин Гудвин (Вера Фармига), объясняющая Стивенсу, что в поезд, из которого он только что вернулся, неким террористом подложена бомба и что этот террорист собирается взорвать "грязную" атомную бомбу в центре Чикаго, так что задание Колтера - найти этого террориста и обезвредить его. На все поиски у Стивенса - только восемь минут. Причем его будут отправлять в одну и ту же точку снова и снова, пока у капитана не получится обнаружить террориста.

Задача на первый взгляд практически невыполнимая. В поезде едет масса народу, а у Колтера всего восемь минут на все исследования. Кроме того, Стивенс вообще не понимает, как это все происходит и где вообще он оказался, - он же военный летчик, воюет в Афганистане, а тут - родная Америка, Чикаго и все такое. Поначалу он думает, что это все такой хитрый тренажер. Однако быстро убеждается, что все вокруг - по-настоящему.

В поезде рядом с человеком, в тело которого вселяется Колтер, сидит его коллега по работе - Кристина Уоррен (Мишель Монахан). Каждый раз, когда Стивенс возвращается в тело ее попутчика, он узнает Кристину все лучше и лучше. Однако у него нет времени на всякие романы - ему нужно быстро найти террориста.

Колтер подозревает, что все - очень и очень непросто. Ибо непонятно, с чего это он, военный летчик, вдруг оказывается в какой-то очень странной капсуле и почему именно его отправляют в одну и ту же точку вновь и вновь. Колин Гудвин старается ничего не объяснять капитану, но тому прекрасно понятно, что от него скрывают что-то страшное.

***

Сюжет этого фильма очень быстро напомнил не только несколько картин, которые я обещал не упоминать коту Бублику, но и еще один сериал - Day Break, который у нас называют "Новый день" (моя заметка по его поводу). Кстати, хороший сериал, который я посмотрел с большим удовольствием. Там в главной роли играет Тэй Диггс, а закончили они его всего на один эпизод позже, чем следовало, - сам сюжет не предполагал дальнейшего развития событий.

Здесь - то же самое. Суть фильма заключается в том, что капитан Колтер, кем бы он ни был, должен найти террориста, подложившего бомбу и собирающегося взорвать следующую бомбу в центре Чикаго.

Вокруг этого накручиваются всякие непонятности: не особенно ясно, почему Колтер оказывается в какой-то странной капсуле, каким образом его все время отправляют в одну и ту же точку в тело совершенно другого человека, ну и как это все может повлиять на дальнейшие события.

Джейк Джилленхолл здесь мне понравился. Я поначалу (имеется в виду - с его первых фильмов) от него совершенно не был в восторге, особенно в "Послезавтра", однако постепенно проникся тем, как он умеет играть на полутонах, без криков, воплей и явных эмоций, - например, в "Донни Дарко" и "Зодиаке". А потом он и во вполне блокбастерно-боевиковом "Принце Персии: песках времени" сыграл очень даже неплохо - в общем, я теперь не то чтобы фанат, но отношусь с уважением.

Здесь перед Джейком, да и перед режиссером Джонсом, была крайне сложная задача. Им обоим надо было показать персонажа, который находится в очень непростой ситуации, в замкнутом пространстве и при этом не понимает, что происходит.

А ведь дебютант Данкан Джонс, снявший до этого только "Луну 2112", в качестве режиссера был выбран не зря. Именно в "Луне 2112", где отлично сыграл замечательный актер Сэм Рокуэлл, была похожая специфика - некий персонаж, который не очень понимает, кто он такой, что-то делает в замкнутом пространстве и периодически натыкается на неприятные разгадки.

Здесь - с одной стороны, что-то похожее, с другой - пространства заметно побольше плюс намного более мощная, скажем так, детективная составляющая. Персонаж Рокуэлла в "Луне 2112" также выяснял, кто он и что там делает. Однако перед персонажем Джилленхолла стояла намного более серьезная проблема - ему нужно было найти террориста среди большого количества пассажиров поезда. И вопрос, кто он такой и что там делает, волновал его намного меньше просто в силу того, что времени на него толком и не оставалось.

Мне понравилось, как здесь сыграл Джилленхолл. Мне все больше и больше нравится его стиль - минимум внешних эффектов при максимуме внутренних переживаний. Это признак хорошего актера. Данная роль ему никак не позволяла раскрыться на все сто, но что укладывалось в рамки его персонажа - Джейк изобразил просто здорово.

У Веры Фармиги, актрисы украинского происхождения - я это не устану повторять в каждой рецензии просто в силу того, что радуюсь за ее успешную (вполне, замечу, заслуженно) карьеру в Голливуде, - роль была еще более сложная. Ее персонаж практически весь фильм сидел за монитором и выдавал команды персонажу Джилленхолла. Однако капитан Гудвин (Гудвин, как известно, исполнял желания всех, кто добирался до страны ОЗ) не была бездушным солдафоном. Она понимала, что происходит с Колтером, она сочувствовала ему, и Фармига очень здорово сыграла то, как Гудвин восстает против армейской системы, для того чтобы помочь Колтеру.

Что мне не понравилось в этом фильме? Прежде всего решения с этой капсулой, в которой находился Колтер. Ну или воображал, что он в ней находился. Какие-то странные и даже дурацкие решения, особенно с заморозкой, - можно было это сделать все-таки более эффектно, особенно учитывая тот факт, что именно Стивенс собой представлял по сюжету.

Не особенно понравился также финал всей этой истории - прежде всего потому, что это было более чем ожидаемо. Ожидаемый финал фантастической драмы - он губит фантастическую драму, так и передайте Данкану Джонсу. Оно понятно, конечно, что режиссер не свободен в своих действиях, что его нежно гладит по ручке сценарист и его тестикулы нежно сдавливают плоскогубцами продюсеры, но вот как-то - уж слишком по-голливудски ожидаемо. Хотя многим зрителям, насколько я мог судить по отзывам, понравилось.

Но в общем и целом получилось неплохое кино, которое я посмотрел не без удовольствия. Понравился Джилленхолл, понравилась Фармига, понравилась постановка, хотя и остались некоторые претензии.

Посмотреть я бы рекомендовал - неглупое кино, хорошо поставлено. Хотя лично мне хотелось бы большего выхода за типичные голливудские границы. Но это недостижимая, судя по всему, мечта.
     


А знаете ли вы, что...

- Съемки картины начались 10 апреля 2010 года.
- Первоначально на главную роль рассматривалась кандидатура Тофера Грейса.


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: