ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Шпионские игры 
Spy Game

Режиссер Tony Scott (Тонни Скотт)
Сценарий Michael Beckner (Майкл Бекнер),
David Arata (Дэвид Арата)
В ролях:
Brad Pitt (Брэд Питт),
Robert Redford (Роберт Редфорд),
Catherine McCormack (Кэтрин МакКормак),
Stephen Dillane (Стивен Дмллэйн),
Kimberly Paige (Кимберли Пайдж),
Freddie Joe Farnsworth (Фредди Джо Фэмсворт)
Официальный сайт: www.spygame.net
Видеоролик: Quicktime
Продолжительность: 126 мин.
Год выпуска: 2001
РЕЦЕНЗИЯ №1

Термин "Шпион, вернувшийся с холода" постоянно приходит в голову во время просмотра данного фильма. Потому что данный термин стал уже нарицательным для обозначения предательства разведкой собственных шпионов. Впрочем, во всей этой шпионской работе нередко приходится рассчитывать на то, что тебе не придется хоть на кого-нибудь рассчитывать... Цэрэушному агенту Тому Бишопу (Брэд Питт), попавшему в плен к китайцам после того, как он пытался выкрасть свою подругу из тюрьмы, не приходится ожидать, что начальство его вытащит, потому что начальство явно намерено от него отказаться. Впрочем, у начальства свои резоны. Во-первых, в ближайшее время ожидается визит президента США в Китай, и никому при этом не нужны шпионские скандалы. Во-вторых, Бишоп действовал не по заданию ЦРУ, а на свой собственный страх и риск, поэтому пусть сам боится и рискует в китайской тюрьме. Тем более, что бояться-то ему осталось недолго. Всего 24 часа. Через сутки, если ЦРУ ничего не сделает, Бишопа расстреляют...

Об этой ситуации узнает старый знакомый Бишопа, одновременно - его бывший начальник и наставник Натан Муир (Роберт Редфорд). Натан последний день работает в ЦРУ перед выходом на пенсию. Еще одни сутки, и у него в этой жизни останется только телевизор, неспешные прогулки по набережной на спортивном "Порше-911" и воспоминания о былых спецоперациях. Однако какому-то большому Разведчику там, наверху, вероятно, было угодно, чтобы последний рабочий день Муира прошел весьма волнительно. Потому что его вызывает начальство и заставляет рассказать все, что Муир знает о Бишопе. Заодно выясняется, в какую передрягу попал Бишоп. И Муир задается целью спасти своего бывшего протеже, когда понимает, что ЦРУ не собирается вытаскивать Тома.

Как он это сделает - совершенно не понятно. Тем более, что Муир работает последний день. Но он не зря проработал в ЦРУ столько лет. Муир - мастер своего дела. Поэтому он начинает аккуратно, тихонько, незаметно, но очень планомерно играть со своим начальством в те самые шпионские игры, в которых сами начальники - большие специалисты. Однако Муир знает, что начальство с ним играет в эти самые игры, а начальство об обратном, в общем, не догадывается. А когда догадывается, тогда уже мало что может сделать. Остается вопрос - каким образом Муир, не выходя из здания ЦРУ, сможет спасти Бишопа, и сможет ли он спасти его вообще...

***

Странный фильм. Очень неоднозначный. Тот самый редкий случай, когда хочется сказать: "Хороший фильм. Мне не понравилось". С одной стороны, все, вроде, хорошо... Мощная актерская игра - что Редфорд, что Питт. Причем характеры их персонажей прямо противоположны. Муир-Редфорд - прожженный цэрэушный волк: скрытный, хитрый, немногословный, внимательный и аккуратный. Он владеет, что называется, тайными знаниями, он все отлично просчитывает и живет разумом, а не чувствами. Он никому не позволяет заглядывать к себе в душу, зато сам влезет в душу кому угодно. Бишоп-Питт - молодой, горячий, эмоциональный и, несмотря на профессию, очень открытый. Эти два персонажа - лед и пламень. Разум и эмоции. Один из них - начальник, другой - подчиненный. Один, правильно направляя другого, может творить чудеса.

Чисто постановочно фильм разбит на три составляющих: общение Муира с начальством и игра с ними в кошки-мышки, воспоминания Муира о своей работе с Бишопом, а также тайная подготовка к операции освобождения Бишопа, которой занимается Муир. Сцены неторопливых бесед с начальством перемежаются довольно динамичными эпизодами обучения Бишопа и совместной работы с Муиром, а затем нам показывают, какую именно игру затевает Муир. Однако понятно, что все его секреты будут раскрыты только в самом конце картины.

Так вот, сыграно это все очень хорошо, поставлено вполне прилично, но впечатление производит какое-то странное. Сначала, вроде бы, вполне интересно и увлекает, особенно когда понимаешь, что это вовсе не бондиана, а нечто с намеком на правдоподобие. К середине динамика повествования теряется, а впечатление несколько смазывается. Радуют только эпизоды, в которых появляется Брэд Питт, а неторопливые и вялые игры Муира с начальственной группой начинает слегка утомлять. К финалу, который, разумеется, вполне ожидаем, начинаешь приходить к выводу, что тебя в чем-то обманули. То есть, дали явный намек на то, что фильм хороший, а он только снаружи хороший, а внутри какой-то мяклый и расплывчатый. Четко очерченные лица превращаются в тени, увлекательный сюжет потихоньку сползает в какое-то болото.

Но, подчеркиваю, это все ближе к концу. Основные негативные впечатления связаны с обрамлением основного сюжета - с кошками-мышками в ЦРУ. Потому что очень искусственно это и очень натянуто. Муир всю свою карьеру жил по законам ЦРУ. Он не просто исповедовал эти законы, они составляли основу его существования. Да иначе и нельзя было в его работе. Тот же Муир настойчиво вбивал эти законы в своего подопечного Бишопа. И теперь, за день до пенсии Муир вдруг полностью презрел эти законы и поимел свое собственное Управление? А с чего он вдруг презрел эти законы? С того, что ЦРУ отказалось вытаскивать Бишопа? Так оно в этом было право на все сто процентов. Бишоп не выполнял их задание. Наоборот, он совершил абсолютно недопустимый поступок - на свой страх и риск в чужой стране пытался провернуть весьма рискованное предприятие. ЦРУ просто не имеет права обозначать, что Бишоп имеет к Управлению хоть какое-то отношение. И кому это не понимать, как не Муиру, который является олицетворением ЦРУ?!!

Так с какой стати Натан вдруг всаживает нож в спину Управлению? Из чувства особой симпатии к бывшему подопечному? У него этих подопечных было - вагон. Кроме того, Муир с Бишопом давно расстались, причем не самым лучшим образом. А тогда почему? Чтобы перед уходом на пенсию доказать, на что он в действительности способен? Ну так они и без этого хорошо знали, на что Муир способен.

Вероятно, это все и раздражало. Зыбкость основной идеи фильма - раз. Ну и плоскость в изображении цэрэушного начальства - два. Нельзя начальство делать таким тупоголовым. Я готов за ЦРУ признать массу всяких негодяйств, но мне не верится, что там вся верхушка настолько тупая, как показано в фильме. И что какой-то пенсионер поимел их, как девочек и даром. Вот просто не верится и все тут. Вы скажете, что есть кинематографические условности? Есть. Но не для данного случая, когда создатели фильма явно не хотели снимать клюкву. Тем не менее некоторая клюквоватость в фильме есть, и она его явно портит.

Однако, повторяю, все эпизоды с Брэдом Питтом - на редкость хороши. Ради них фильм вполне можно посмотреть. Да и с операторской и постановочной точки зрения они сделаны прекрасно, особенно учитывая тот факт, что сцены в Бейруте все снимались в студии.

Резюмирую. Неплохой, в общем-то, фильм, который, на мой взгляд, могли бы сделать намного лучше. Поэтому в существующем варианте он вызывает весьма полярные мнения. Причем даже среди положительных отзывов слов "шедевр" и "гениально" не слышно совсем. Но я не пожалел, что его посмотрел, и думаю, что он достоин просмотра. Особенно из-за эпизодов, где Редфорд с Питтом играют в паре. Именно по этим эпизодам понимаешь, насколько лучше мог бы получиться этот фильм.



РЕЦЕНЗИЯ №2

Роберт Редфорд совсем недавно появлялся на наших экранах - в фильме Last Castle, где сыграл боевого генерала, посаженного в тюрьму. На этот раз Редфорд снялся в картине самого Тони Скотта, имя которого вам, пожалуй, ничего не скажет, а вот его фильмы говорят сами за себя: Last Boyscout, Crimson Tide, The Fan, Enemy Of The State.

На "Enemy Of The State" стоит остановиться чуть подробнее. Этот шедевр, ставший хрестоматийным, давно уже является комнатной "страшилкой" для обывателей. Сам Скотт, думается, не вкладывал в тот свой фильм такой зловещей окраски. Не приступы паранойи "Enemy..." должен был вызывать у зрителей, а размышления о том, что наша жизнь нам уже не принадлежит, и о том, что однажды поднявшись над личностью, перестаешь эту личность, как таковую, замечать. Зрители этому гласу не вняли, и запросто пугались, после просмотра картины проверяя пожарную сигнализацию и унитазные бачки.

Подозреваю, что Скотт немало печалился тем, что эти идеи остались незамеченными. Долгие зимние вечра скрашивал, пожалуй, лишь коммерческий успех фильма. Поэтому-то Тони и решил снять второй фильм о том же самом явлении, и даже с похожим подтекстом. Так, собственно, и родилась идея о Spy Game.

Spy Game снят в необычной манере - и усиленный эффект достигается благодаря трем составляющим - чередованию воспоминаний главного героя и интриги, благодаря удачной операторской работе и постановке сцен, а также стараниями музыкального редактора.

Spy Game - фильм от начала и до самого конца, безусловно, моралистский. Он в меньшей степени, нежели "Enemy..." относится к жанру action, и благодаря этому очень похож на раннюю работу Редфорда - The Sting ("Афера"). Брет Питт, выступивший в Spy Game вторым номером, прекрасно дополняет картину. Этот актерский дуэт можно считать каноническим.

О чем же фильм? Spy Game - это всего лишь рассказ о том, как престарелый разведчик, всю жизнь считавший, что цена человеческой жизни - копейка, выходя на пенсию, обнаруживает, что его давным давно сгинувший молодой напарник готовится угодить на тот свет в соответствии с этими самыми материалистическими принципами. Героя Редфорда - полковника Нэйтан Муира - не мучает совесть, хотя именно его действия и привели к тому, что Том Бишоп (его-то и играет Питт), находится на грани жизни и смерти.

Том Бишоп, что называется, сгорел на работе - попав в руки "вероятного противника" он уже представляет для своих коллег некую потенциальную, что ли, угрозу и его хотят устранить свои же - до того, как он, возможно, что-то расскажет. И ни былые заслуги, ни человеческая жизнь в расчет уже не берутся - есть некая помеха, и ее надо ликвидировать. Полковника Муира, который уже и вещички свои начал из офиса выносить, привлекают к воссозданию психологического портрета Бишопа, чтобы понять, насколько быстро тот расколется. И тут Муир начинает играть против своих - не потому, что ему жалко Бишопа (на этот счет у Муира свои принципы - "никто не станет тебя вытаскивать"), и не "за державу обидно", а просто взыграла горячая кровь - "ах, вы меня на пенсию отправляете? ну, получите!" Этим Spy Game и отличается от "Enemy" - акценты тут расставлены совершенно по другому, и Скотт оставляет зрителю полную свободу рассуждать о морали в таком странном контексте.

Для развлекательного жанра фильм, безусловно, тяжелый. Зрители, как известно, любят погони, детективы, красоток и казино. В Spy Game ничего такого нет, хотя по напряжению и силе картина даже превосходит "Enemy Of The State". Старина Скотт, ради того, чтобы разживать нашим бездумным зрителям свою мысль, колотит их своей кинематографической клюкой с невероятной силой. Спасибо ему за это.

Отдельно хочется поблагодарить и операторскую команду, которая, подстать сюжету, созадала великолепный изобразительный ряд - сцены из вьетнамской жизни, китайскую тюрьму, Восточный Берлин и Бейрут. Бейрутские сцены потребовали немалого напряжения, вы не поверите, что все они были созаданы в студии - настолько реальными, словно сошедшими с газетных фотографий, кажутся они.

На наш взгляд, Spy Game - один из лучших фильмов 2001 года.


     
А знаете ли вы, что...

- До настоящего момента Редфорд и Питт работали вместе над проектом "И реку текут здесь".
- Съёмки картины начались 21 октября 2001 года. Они проходили в Лондоне, Будапеште и Ирландии. Планировавшиеся съёмки в Тель-Авиве и других местах Израиля были отменены из-за местных беспокойств. Вместо этого, эти сцены были сняты в Shepperton Studios в Лондоне.
- Из интервью продюсера Дугласа Вика: "Это лучшее время Редфорда, потому, что "Шпионская игра" является лучшим фильмом о дружбе со времён дуэта Ньюмен-Редфорд."
- "Эти парни разгребали самое вонючее дерьмо, вообразить человеку которое даже невозможно," - сказал Брэд Питт после разговоров с агентами ЦРУ, проводившими на съёмочной площадке консультации.


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: