ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Стиляги 
Stilyagi

Режиссер Валерий Тодоровский
Сценарий Юрий Коротков, Валерий Тодоровский
В ролях:
Антон Шагин,
Оксана Акиньшина,
Максим Матвеев,
Евгения Хиривская,
Сергей Гармаш,
Олег Янковский
Официальный сайт: www.stilyagifilm.ru
Видеоролик: Quicktime
Продолжительность: 120 мин.
Год выпуска: 2008
РЕЦЕНЗИЯ №1

Москва, 1955 год. Молодые комсомольцы-активисты осторожно проникают в парк культуры и отдыха. Их ведет комиссарша Катя. Операцию она проводит не хуже маршала Конева: охватывает фланги противника и связывает основные силы мощной группировкой в центре. Но кто противник? Это группа стиляг, рок-н-рольствующая в заброшенном строении. Стиляг хватают, с помощью ножниц портят идеологически вредную одежду. Одна девица вырывается, убегает. Катя моментально организует преследование в лице комсомольца по имени Мэлс (Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин), чемпиона Берлина по теннису… Ой, то есть – чемпиона института по легкой атлетике. Мэлс девицу догоняет, но для строительства социализма это пользы не приносит, потому что тут получается не расплата за поклонение перед Западом, а наоборот, любовь. В итоге, Мэлс приходит на Брод (так стиляги называют улицу Горького), а красотку зовут Полина… То есть, Полли, а для тех, кто понимает – просто Польза («приди на Брод, проведи время с Пользой»).

В фильме есть также крашеный бульдог, шикарный Горбунов, а также Гармаш с песней группы «Ноль» «Человек и кошка». Поют в фильме много, самозабвенно, иногда даже заходятся. Поют песни с оригинальными текстами и творчески переосмысленные. Плохих номеров мало: музыкальная составляющая проработана на совесть, звук плотный, постановка номеров отменная. Я уж не говорю про Гармаша: его номер – лучшее, что вообще мог выродить российский развлекательный жанр. Единство формы и содержания удивительное: солист в трусах и аккордеоне, идиотский текст о сути российской жизни, кордебалет из толстых теток, орудующих кастрюлями… Нет, ребята, Гармаш – это все-таки отдельное явление природы!

Тодоровский-младший ставит эти песни и пляски таким образом, что действие на время музыки не прерывается и не зависает, как это обычно бывает в мюзиклах. Поэтому я и не стал бы называть «Стиляг» мюзиклом. Это фильм с большим количеством музыки, которая просто – отличный фон, а не что-то самодовлеющее. Хотя саундтрек я бы себе все равно поимел, если честно: подозреваю, что и отдельно от картинки его слушать – удовольствие.

Те, кто смотрел ролик, должны были ожидать фильма, искрящегося всеми цветами радуги. Так и получилось. Тодоровский сделал очень красочное кино, где, однако, наряду с брызгами шампанского есть и неумолимая жизнь. Все стиляги так или иначе с ней столкнутся. Но, как правильно заметил Мэлс (очень толковая роль Антона Шагина, между прочим!): «Мы – были!» Вот об этом и фильм – о том, что были люди, почему-то решившие жить не так, как все.

На реальную жизнь 50-х это похоже далеко не во всем. Впрочем, таков очевидный замысел: мир Тодоровского – это гипербола, а не критический реализм. И как гипербола, это работает классно, чуваки!


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

Москва, середина пятидесятых. Бодрые, хотя и несколько однотипные комсомольцы под предводительством железной Кати (Евгения Хиривская) совершают налет на парк культуры имени отдыха. Нет, конечно, их интересуют вовсе не обычные советские граждане, чинно выплясывающие под полковой оркестр идеологически выдержанные танцы: падекатр, падепатинер, падеграс, польку и вальс. Боевой отряд комсомольцев летучих интересуют совсем другие люди. Точнее, нет, не люди! А выродки из советских людей - настоящая отрыжка капитализма в лице так называемых "стиляг", которые бросают вызов обществу будущего своими яркими пиджаками, клетчатыми штанами, галстуками с пальмами и особенно коком на голове.

Эти негодяи танцуют вовсе не вальс! Они прячутся в заброшенные строения, заводят там свою "музыку на костях", после чего разлагаются самым натуральным образом, извиваясь в буги-вуги, джиттер баге и линди-хоп, снабжая этот кошмар своими собственными вариациями под названием "атомный", "канадский" и "тройной гамбургский". Цветастые юбки вздымаются, демонстрируя белье, коки трясутся, помада размазывается - словом, просто какой-то капиталистический ад!

Но комсомольцы смело стоят на пути капиталистических завоеваний! Повинуясь четким командам Кати, народные дружинники ловят распоясавшихся стиляг, разрезают на них чуждую идейным советским гражданам одежду, стригут эти ненавистные напомаженные коки.

Комсомолец Мэлс (Антон Шагин), чье имя составлено из начальных букв фамилий социалистических божков Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина, со всем пылом молодого гражданина страны Советов бросается догонять убегающую стиляжную нимфу Полину (Оксану Акиньшину). Мэлс преследует ее, как сатир, и кажется, что вот-вот догонит, после чего разрежет на ней цветастые тряпки и вернет в лоно святого Коммунистического союза молодежи, но Полина - не так уж и проста! Ловко сыграв на чувстве сострадания, присущего каждому комсомольцу, она обманула Мэлса и выставила его на посмешище товарищам по борьбе.

Вы думаете, Мэлс после этого с новой силой возненавидел стиляг? Как ни странно, вовсе нет! Яркий наряд Полины, эффектный макияж и вызывающее поведение - резко контрастируют с мужеподобными замашками комсомольского вожака Кати, в результате чего Мэлс - влюбляется, как малолеток! И настолько влюбляется, что бросает своих бывших товарищей, нахлобучивает кок, приобретает эти цветастые тряпки - и несется на "Бродвей", тусоваться со стилягами.

Чтобы отстоять свое право быть не как все, Мэлсу придется пройти через много различных препятствий. А уж завоевать любовь Полины - о, этого не смог добиться ни один чувачок из стиляжьей компании. Даже великий Фред (Максим Матвеев) - душа компании и ее ангел хранитель, - не смог покорить Полину. Но Мэлс не сдается! Он научился танцевать, он научился даже играть на саксофоне! Так что посмотрим, чья возьмет!..

***

Как известно, создатели фильма - режиссер и продюсер Валерий Тодоровский, а также продюсеры Вадим Горянинов и Леонид Ярмольник - категорически не хотели определять жанр картины как "мюзикл". Ведь мюзиклы, как известно, народ не особенно жалует. Однако назвать "Стиляги" драмой, мелодрамой или трагикомедией - они также почему-то не захотели, в результате чего изобрели достаточно странный, претенциозный и совершенно некиноведческий жанр "фильм-праздник". При этом они создали опасный прецедент. Теперь многие российские режиссеры, желая выпендриться, начнут определять жанры своих картин как "фильм-взрыв", "фильм-ураган" или "фильм-наркотическая эйфория", совершенно запутывая зрителей и критиков.

Впрочем, какая нам, в сущности, разница, что они там написали в качестве определения жанра? Ведь "Стиляги", по сути, мюзикл и есть - примерно такой же, как "Мулен-Руж" и "Мамма Миа!". Есть некий сюжет (драматичный в случае "Мулен-Ружа", комичный в случае "Мамма Миа!" и трагикомичный в случае "Стиляг"), в процессе отыгрывания которого персонажи вдруг начинают петь. В "Мулен-Руже" и "Мамма Миа!" поют побольше, в "Стилягах" - поменьше, только и всего. Ну, и если создателям так хочется, я даже готов определить жанр этого фильма как "музыкальная трагикомедия" - так годится? Но уж никак не "фильм-праздник", увольте меня от этого!

Ну, а теперь давайте разбираться, что это за фильм и фильм ли он праздник. Как было понятно из афиш и трейлера, "Стиляги" - это вовсе не чернуха об ужасах социалистического концлагеря. И не "Вестсайдская история", несмотря на то, что довольно мощная любовная линия там все-таки присутствует. Это мюзикл о стилягах - молодежном течении в СССР 40-60 годов прошлого века. Стиляги хотели выделиться из серой советской обыденности яркой (зачастую - безвкусной и карикатурной) одеждой и вызывающей прической, говорили на собственном сленге с примесью всяких американизмов, слушали джаз на самодельных пластинках (знаменитая "музыка на костях") и танцевали запрещенные танцы.

Рассказывая о стилягах, Тодоровский, конечно, действительность несколько утрирует и гиперболизирует. Хотя советская швейная промышленность в лице своего главного представителя - Верейской швейной фабрики - и не баловала простых граждан цветовыми и дизайнерскими решениями, но тем не менее по улицам не ходили одни лишь серые мышки в ужасной одежде, как это показано в фильме. Но гипербола в данном случае вполне оправдана - режиссеру нужно было показать контраст между безликой массой и людьми, которые с помощью яркой одежды и запрещенных танцев пытались обрести хоть какую-то свободу.

На мой взгляд, создателям фильма удалось найти разумный баланс между драмой и музыкальной комедией. Суровые реалии социалистического концлагеря, с одной стороны, показаны совершенно четко (хотя и гипертрофировано), но с другой стороны, это все не носит характер чернухи, поэтому картина производит вполне светлое и радостное впечатление. Мне только показалось, что музыкальных номеров все-таки было маловато - четыре пятых картины занимает сюжет о жизни простого парня Мэлса и его приходе в компанию стиляг, а это явно менее интересно, чем музыкальные номера. Впрочем, я выражаю исключительно свое личное мнение.

С музыкальными номерами в фильме все очень хорошо. Даже отлично! Некоторые зрители, правда, были недовольны новыми аранжировками, новыми текстами и непривычным исполнением старых известных хитов, но мне этот подход показался совершено правильным - какой интерес перепевать старые хиты один в один? Нужно новое осмысление, новые обработки! И в "Стилягах" это сделано в полном блеске: исполнение Гармашем "Человек и кошка" (да и сама постановка эпизода), проводы Фреда с рыдающими девушками, исполняющими песню группы "Колибри", "Скованные одной цепью" на комсомольском собрании и невероятно неожиданная, но тем не менее прекрасная "Восьмиклассница" во время постельной сцены - это просто шедевры!

Некоторые зрители ставят в вину Тодоровскому то, что, мол, некоторые песни подобраны как бы "от фонаря". То есть тексты не подходят и все такое. И действительно, при чем тут какая-то "Восьмиклассница" (хотя слова там были изменены), когда Мэлс укладывается в постель с Полиной, которая явно старше него? Но мне это все не мешало. "Восьмиклассница" и "Восьмиклассница" - главное, чтобы создавалось соответствующее настроение, а оно, безусловно, создается. Да и постановка практически всех музыкальных сцен - просто блестящая! И тут даже трудно выделить лучшую из этих сцен, потому что и "Человек и кошка", и "Скованные одной цепью" и прощание с Фредом - их хочется пересматривать снова и снова. (Отмечу, конечно, что в "Скованных одной цепью" видны явные заимствования из "Стены" Алана Паркера.)

С игровой точки зрения - восторгов на порядок меньше. То есть их практически нет совсем. Прежде всего, мне не понравился главный герой, сыгранный Антоном Шагиным. Тодоровскому можно простить то, что Мэлс - в общем-то, серенькая мышка с глазами удивленной крыски. Можно считать, что это так по сюжету и следует - серенькая комсомольская мышка перерождается в яркого стиляжного суслика. Так что внешность - дело десятое, была бы харизма, что отлично доказывают примеры Эдварда Нортона и Мэтта Дэймона. Но у Шагина харизмы, к сожалению, почти нет. Может быть, пока. Но в фильме она никак не проявляется. Нет, он, конечно, старается и даже неплохо вытягивает музыкальные сцены, но в общем и целом - средненький главный герой, который по идее должен быть главным ударным тараном.

С главной героиней - также не сложилось. Кроме более или менее эффектной внешности (спасибо стилистам и костюмерам) - более ничего. То ли Тодоровский Акиньшиной толком не объяснил, кого она вообще должна изображать, то ли Акиньшина сама не тянет, но образ Полины-Пользы получился совершенно мутным и расплывчатым. С чего она там главная женщина-загадка - абсолютно не понятно. А уж обе сцены с матерью были просто совершенно провальными.

Со второстепенными ролями все значительно лучше. Сергей Гармаш блистательно сыграл отца Мэлса - впрочем, Гармаш практически всегда великолепен. Максим Матвеев замечательно изобразил Фреда. Вот это как раз харизма и обаяние - по полной программе. Олег Янковский очень понравился в роли высокопоставленного папаши Фреда. А уж сцена с танцем - просто изумительная. Кстати, Тодоровский утверждал, что Янковский танцевал сам. Ну и также нужно отметить Игоря Войнаровского, сыгравшего эпизодическую, но очень яркую роль Боба. А уж как он шикарно двигался в сцене обучения Мэлса танцам...

Из претензий к сюжету и постановке следует также отнести изрядную затянутость картины, особенно в конце, после рождения ребенка. Фильм резко потерял темп, и там вдруг пошла такая нудятина, что даже удивительно. На мой взгляд, кусок после рождения вообще был лишний: к фильму он ничего толком не прибавил, а вся эта бытовуха смотрелась скучно и не к месту.

Таким образом, картина получилась достаточно неоднозначная. Музыкальные номера - от хорошо до отлично. Три песни - просто шедевры! Основной сюжет и его постановка - на четверочку с минусом, а в финале - на твердый трояк. Главные герои - не понравились, зато второстепенные хороши.

Но в любом случае нужно сказать, что этот фильм - безусловно, событие. Тодоровский взялся за очень сложный жанр и, в общем и целом, с ним справился. Да, есть определенные проблемы и недоработки, но картина как таковая - неординарная и достаточно яркая.

P.S. Можно как угодно относиться к этому фильму, но посмотреть "Человек и кошка" в исполнении Гармаша, прощание с Фредом, "Восьмикласницу" и, пожалуй, эпизод с Горбуновым в пивняке - должны все. Потому что оно того стоит!


     
А знаете ли вы, что...

- Рабочее название картины "Буги на костях".


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: