РЕЦЕНЗИЯ №1
Далекое будущее. В нашем родном Солнышке заканчиваются батарейки, и оно уже почти не греет. В результате на Земле все страшно замерзли, да и запасы горячительного почти исчерпаны. Если срочно не зажечь нашу звезду, тогда скоро всем наступит полный капучник. Прекрасные академики, инженеры и ученые по всей Земле собрали все хоть сколько-нибудь расщепляющиеся вещества, соорудили из них совершенно ядреную бомбу и сделали корабль, на котором эту бомбу нужно доставить на Солнце. Разумеется, нестерпимый жар вблизи Солнца может уничтожить корабль, но партия все продумала: кораблю дали специальный зонтик-щит, с помощью которого он сможет подобраться совсем близко и жахнуть бомбой прямо унутрь угасающего светила.
Но первый "Икарус" под командованием капитана Пинбейкера (Марк Стронг), улетев, не вернулся и перестал отвечать на вызовы: они то ли шину прокололи, то ли запасы керосина закончились. И тогда прекрасные академики, инженеры и ученые снова собрали на Земле все хоть сколько-нибудь расщепляющиеся вещества, соорудили еще одну бомбу и сделали еще один корабль, который благополучно стартовал под командованием капитана Канеды (Хироюки Санада). На третий корабль у академиков и ученых уже не осталось ни расщепляющихся веществ, ни денег, поэтому, если "Икарус-2" не выполнит свою задачу, на Земле наступит полное Морозко в самом неприятном смысле этого слова.
Поначалу "Икарус-2" летел так, как и полагалось по сценарию плану. Звездолет летит, щит отражает Солнце, биолог Коразон (Мишель Йео) наблюдает за системой производства кислорода, доктор Сирл (Клифф Кертис) наблюдает за Солнцем и гасит драки среди экипажа, командир Канеда (Хироюки Санада) занимается какой-то фигней, девушка Кейси (Роуз Бирн) кадрится с физиком Капой (Киллиан Мерфи), программист-штурман Трей (Бенедикт Вон) что-то непрерывно считает, заместитель командира Эйс (Крис Эванс) что-то замещает, а механик Харви (Трой Гарити) ненавидит физика Капу по причине девушки Кейси.
Казалось бы, все нормально, цель скоро будет достигнута, но вдруг, пролетая над Череповцом Меркурием, у них слетела шляпа - в том смысле, что они услышали позывные "Икара-1", который валялся где-то на поверхности. Ну, валялся и валялся, не садиться же, ведь "Икар-2" выполняет важное правительственное задание. Однако доктор Сирл, которому постоянные игры в гляделки с Солнцем заметно ударили в голову, высказал очень свежую мысль: "А что если мы сядем на Меркурий, залезем на первый "Икар", да и возьмем у них вторую ядреную бомбу? Ведь две бомбы - это же лучше, чем одна!"
"Две бомбы лучше, чем одна" - это была настолько светлая мысль, что весь экипаж начал морщить ум и думать, имеет ли им смысл ставить под угрозу все задание ради того, чтобы попытаться получить вторую бомбу, - ну, просто на всякий пожарный. Меньше всех морщил ум капитан. Он вообще не отличался умом, сообразительностью и способностью принимать решения, поэтому заявил следующее: "Так как бомбой, а также помпой у нас заведует физик Капа, пускай он и скажет, нужна нам вторая помпа, пардон, бомба или нет. Как он скажет, так и полетим".
А физик - что физик? Любой дурак знает, что две конфеты - лучше, чем одна, а две бомбы - лучше, чем ноль или минус бесконечность. Поэтому он и сказал: "Давайте заберем вторую бомбу, ибо не фиг ей там валяться на Меркурии. Заодно выясним, какие жуткие твари убили команду первого "Икара", - может, они нам тоже пригодятся".
Ну, и тут становится понятно, что корабль с таким по-идиотски мыслящим экипажем просто обречен на всяческие проблемы. Так оно и случилось! Штурман Трей во время расчета изменения курса просто забыл рассчитать поворот щита, и из-за этого случился полный shit в самом его англоязычном значении - несколько панелей щита получили серьезные повреждения, и если их не залатать, тогда всему хана.
Кто должен вылезать латать панели? Разумеется, два самых ценных члена экипажа: во-первых, капитан, а во-вторых, Капа, без которого никто ядреную бомбу не скинет, а значит, вся ответственная миссия превратится в увеселительную прогулку. Тем более что залатывание панелей в открытом космосе - занятие смертельно опасное, так что и капитан, и Капа не смогут отказаться от подобного удовольствия.
Что там было дальше - рассказывать не буду, чтобы не испортить вам все впечатление. А спасли они этот мир или не спасли - вы уж сами как-нибудь догадайтесь, чай, не маленькие.
***
Я, когда читал материалы о съемках этого фильма, был изрядно удивлен тем, с какой ответственностью режиссер Дэнни Бойл и актеры подошли к созданию "Пекла". Во-первых, Бойл затащил всех главных актеров в кинотеатр и заставлял их накачиваться классикой - смотреть всякие "Звездные войны" и прочие фантастические шедевры. Во-вторых, актеров перед съемками поселили в один дом и заставили общаться двадцать четыре часа в сутки - чтобы они накопили в себе должную ненависть и их поведение на корабле выглядело естественным. Я так понимаю, что именно тогда Киллиан Мерфи раз пять занял туалет прямо перед носом Троя Гарити, потому что персонаж Троя в фильме весьма натурально ненавидел персонажа Киллиана.
В-третьих, актеры брали уроки плавания с аквалангом, чтобы понять, как двигаться в условиях отсутствия гравитации, в-четвертых, их засунули в дорогостоящий симулятор невесомости, в-пятых, Киллиан Мерфи очень много времени проводил с физиком, консультирующим Бойла, - в общем, готовились не по-детски.
Причем Бойл во многих интервью говорил, что он снимает вовсе не обычный фантастический блокбастер, а нечто притчевое, философское, в духе "Соляриса" Лема (я так думаю, что имелся в виду сам роман или экранизация Тарковского, а не фильм Содерберга), "Космической одиссеи" Кубрика, ну и далее со всеми остановками.
Получилось ли у него нечто притчевое, философское? Практически нет! Сначала, правда, проскальзывают какие-то интересные моменты, когда доктор Сирл все пытается вглядеться в Солнце и понять, скрывается ли там что-нибудь одушевленное, когда он же буквально криком допытывается у капитана, умирающего под нестерпимым жаром, что он там видит. Ну и антураж в первой половине фильма сделан очень и очень неплохо - впечатляющие виды светила, сопровождаемые создающей определенное настроение музыкой.
Но вскоре пошла вся эта откровенная чушь с высосанным вообще непонятно из какого места изменением маршрута, после чего философская притча очень быстро превратилась в тот самый околофантастический бред, от которого Бойл старательно дистанцировался. Фильм стал напоминать тех самых "Десять негритят", умирающих по очереди, из небытия выплыл совсем уж никуда не клеящийся живой зомби, ну и пошла трешевая страшилка, сопровождаемая постоянным по-советски высоким самопожертвованием главных персонажей.
Промоутеры писали об этом фильме, цитирую: "Пекло" относится к редкому сегодня виду философской фантастики, замаскированной под космический триллер". Это неправда. "Пекло" относится ко вполне традиционному виду космического триллера, замаскированному под философскую фантастику. Вся философия Солнца-Бога довольно быстро растворилась в сошедшем с ума обожженном зомбаке, который начал крушить команду. На этом все философские вопросы закончились. Осталось только взять скальпель-вибратор (это у них на корабле такие интересные инструменты) и прятаться по закоулкам, играя с зомбаком в прятки.
А жаль, начиналось это все вовсе не так плоско и давало надежду на то, что нас ждет действительно неплохой фантастический фильм. Но скатилось все в проторенную колею туповатого трешака-ужастика. Так что мы с Бубликом разочарованы. Не о том мы мечтали, глядя на Солнце долгими зимними ночами.
Впрочем, не хочу сказать, что это такой же отстой, как, например, "Миссия на Марс" или "Красная планета". Что-то в этом фильме все же проскальзывает, слегка поднимаясь над традиционной сценарной тупизной. Но не смогли, не сдюжили. Вот и весь вам сказ.
А знаете ли вы, что...
- Съемки картины при бюджете 50 млн. $ начались 22 августа 2006 года.
- Первоначально размер Икаруса равнялся Луне, но после научных поправок по вопросам гравитации, было решено уменьшить его до размеров Манхэттэна.
- Рабочие названия картины "Если солнце померкнет, то не станет нас"; "Темные дни грядут".
|