РЕЦЕНЗИЯ №1
Француз ли Франсис Вебер? Фамилия у него скорее немецкая, по матушке он русский, и фильмы его в новый французский стандарт как-то не вписываются. Впрочем, в стандарт этот, густо замешанный на физиологии и независимый от актерского таланта, и Луи де Фюнес не вписался бы. Точнее, наверное, будет сказать так: Вебер – мастер универсальной, интернациональной комедии, живший и работавший во Франции. Его фильмы любили в СССР. Его фильмы любили в США. Во всяком случае, заокеанские римейки его фильмов выходили регулярно.
И пусть в них просматривалось некое сценарное однообразие: добрый недотепа умилял сурового громилу. Смотреть их стоило из-за одного того лишь, что недотепу и громилу играли, соответственно, Пьер Ришар и Жерар Депардье. Но годы шли – старел Пьер, халтурил Жерар, ловил журавля в небе над Калифорнией Франсис. Ничего лучше придумать ему уже не удалось: он то подстраивал под свою схему Мартина Шорта с Ником Нолтом, то вносил в нее, застоявшуюся, легкие коррективы – добрый недотепа превращался в доброго пройдоху, суровый громила – в сурового героя, эпицентр событий переносился с парижских улиц в амазонские джунгли.
В общем, то время, когда Франсис Вебер был на коне, осталось далеко позади. Тут-то и нашли применение две мудрости: во-первых, новое – это хорошо забытое старое, во-вторых, лучшая шутка – та, что произносится с каменным выражением лица. Вебер и сейчас оказался верен своей схеме, разве что недотепа предстал в рафинированном виде, дурачком то бишь, и с актерами рокировочка вышла. Депардье, словно всю жизнь Ришару завидовал, в его образе резвится напропалую. Не менее убедителен и Жан Рено, чьи предыдущие попытки выйти из образа мрачного дядьки приводили то к психопату-«пришельцу», то к кудрявому романтику – в «Невезучих» он, кажется, нашел оптимальное для себя сочетание серьезного и смешного.
К слову, «Невезучими» фильм называется только в нашем прокате (как, впрочем, и первые «Невезучие») – оригинальное название переводится как «Шат ап». И вот ведь какая штука получается: вроде и предсказуемо, а все равно – зрители за животики хватаются. Просто здесь присутствует талант, который и превращает всевозможные комедийные схемы в настоящие комедии. Скажем, в «Тупом и еще тупее тупого» тоже было переодевание в женский брючный костюм, но там это смотрелось абсолютно вульгарно и абсолютно несмешно. А в «Невезучих» к эпизоду подбирается нужная динамика, грамотно вводятся второстепенные персонажи – шарман, шарман, сцена прокатывает и, безусловно, украшает фильм.
Однако же, умение автора выстраивать комическую обстановку еще не делает комедию первоклассным развлечением. Очаровать Вебер очаровал, но надо ж чем-то еще и удивить! А в фильме нет ни одной загадки, ни одной разгадки – одни спонтанно возникающие ситуации. Вряд ли главной сценарной находкой, достойной финала, выступает проявленная-таки олигофреном сообразительность. Начиная же с того момента, как Руби находит копию своей убиенной возлюбленной, и вовсе следует провал. Ей-богу, первые три четверти фильма не заслужили такой – абы какой – концовки. Вот почему, надо полагать, Франсису Веберу не повезло в Голливуде.
|