РЕЦЕНЗИЯ №1
Чтобы выживать, авторам детективных историй приходится демонстрировать чудеса изворотливости. Чудеса эти заключаются в придумывании пары-тройки необычных сюжетообразующих деталей, которые можно втиснуть в привычные детективные схемы. Правда, делается это все не столько для зрителя, сколько во славу великого Хичкока и его золотого правила «догадываться интереснее, чем догадаться». Обычно оно выдерживается – с тем лишь допущением, что зритель уже давным-давно обо всем догадался. Благодаря ранее отсмотренным детективам.
В этих условиях производство детективной истории становится как бы комплексом хрестоматийных упражнений. Его можно выполнить идеально – и тогда фильм произведет неизгладимое впечатление на того теоретически существующего зрителя, который способен оценивать кино по достоинству, но не видел дотоле ни одного детектива. Поэтому и персонажи историй тоже такие – теоретические. Вот и в отчетном фильме злодей многозадачен, как Биллова операционка, – и швец, и жнец, и на гитаре «Солдатский блюз» игрец, и воплощает в жизнь неимоверно изощренные замыслы.
Но это-то как раз и есть обычная черта детективных персонажей. А вот какие тут были замечены необычности. Дело происходит в канадской провинции Квебек. В центре внимания – чрезвычайно губастый ас сыска с именем Иллеана и с довольно интересными методами работы. Вдохновение к асу приходит преимущественно в горизонтальном положении – в могиле, в которой была обнаружена жертва, на маньяческой койке, на собственной койке с видом на фотографии трупов… Как полагается, ас – из более продвинутой Америки. Фраза «Я из ФБР» служит пропуском и на территории Канады. Далее, раз уж это детектив, необходимо, чтобы маньяк руководствовался красивым принципом – например, «коллекционировал» семь смертных грехов. Тутошний многозадачный подменяет собой Одиноких Белых Мужчин, к которым на удивление легко входит в доверие. Подменяет, забирая их жизни.
Не такой уж и блестящий набор необычностей, надо заметить. И для поддержания темпа используются совершенно забитые приемчики типа отповеди французу-сквернослову на чистейшем французском или уловок опытного сыщика («нечаянно» уронила орудие убийства – «свидетель» психанул). Убийцей по обыкновению оказывается тот, кого больше всех посредством таких уловок выгораживали. Он, кстати, происходит из пары близнецов, одному из которых родительской любви перепадало больше, – и это в киноистории наблюдалось.
Да, еще один интригующий фактор – количество занятых в фильме звезд. Правда, реально действующая звезда тут одна – Анджелина Джоли. Остальные – либо подрабатывающий в кино композитор (Филип Гласс), либо французские актеры, либо переживающие спад в карьере американские. Последнее – про Итан Хоука с Кифером Сазерлендом. Что до «лягушек», то более американизированный из троицы копов-квебекуа Оливье Мартинес в титрах указан первее куда более заслуженных Жана-Юга Англада и Чеки Карио (естественно, американцы ж оригинальной «Никитой» не засматривались). Ему и персонаж достался, которого надо играть, а не обозначать. Неплохая канадская актриса Мари-Жозе Кроз (Натали из «Нашествия варваров») тут и вовсе лишь пару раз мелькнула в качестве простой прозекторши. Чуть больше экранного времени досталось знаменитой, но давно уже в громких ролях не светившейся Джине Роулендс. Впрочем, нам-то что с того? – мы ж не американцы, мы не такие требовательные. Мы отметим, что актерская игра вполне на уровне. Впрочем, в фильмах подобного рода она – фактор третьестепенный. Все внимание – сюжету.
Проколовшуюся фэбээровку признают отработанным материалом, делают ей кыш из органов, вследствие чего она оказывается в самой глухой провинции. Но для сверхталантливого маньяка найти ее – задача раз плюнуть. Вот только, спрашивается, на фига? Возникает ощущение, что детектив вот-вот выродится в мелодрамку: вдруг еще мокрушник под чарами любви удумал перевоспитаться, а копша под теми же чарами – простить. Но зритель не простит. И потому мелодрамка закономерно сдувается, обозначив своим последним писком предельную антипатию к жестокому злыдню, избивающему беременную женщину.
Традиции «Голубой стали» возобладали. Героиня Джоли как-то уж слишком подозрительно обабилась, чтобы искушенный зритель не заподозрил подвоха. Все-таки не стоило маньяку изменять своему принципу. Мартин Эшер погорел на том, что решил побыть… Мартином Эшером. Или, может, в Анджелину Джоли переквалифицироваться – черт их знает, фантазеров-детективщиков, и не такое за чистую монету выдавали.
А знаете ли вы, что...
- Съемки картины начались 21-го мая 2003 года в Монреале. Первоначально начало съемок планировалось на лето 2000 года, затем смещено на осень 2001 года (соответственно каст изменился полностью).
- Картина поставлена по одноименному роману 1999 года британского писателя Майкла Пая.
- Первоначально картину должен был ставить Тони Скотт.
- На главную женскую роль рассматривались кандидатуры Гвинет Пэлтроу, Кейт Бланшетт и Дженнифер Лопез.
|