Режиссер Marcus Nispel (Маркус Ниспел)
Сценарий Tobe Hooper (Тоуб Хупер), Kim Henkel (Ким Хенкель)
В ролях: Jessica Biel (Джессика Бьел), Eric Balfour (Эрик Бэлфор), Jonathan Tucker (Джонатан Таккер), Erica Leerhsen (Эрика Лирсен), Mike Vogel (Майк Вогель), Andrew Bryniarski (Эндрю Бринярски)
Официальный сайт:www.texaschainsawmovie.com Видеоролик:Quicktime Год выпуска: 2003
РЕЦЕНЗИЯ №1
Однако, тенденция. Словом «римейк» нынче никого не удивишь – похоже, настала пора удивляться долгому отсутствия римейка. Производство фильмов, оказывается, идет не просто по конвейеру, так еще и по круговому конвейеру, и переработка вторсырья – неотъемлемое его звено. Если из этого условия вывести закономерность, получится, что зрителям рано или поздно придется увидеть переснятым на новый лад все то, что они уже видели.
Например, «Кинг-Конга» – один из самых горячих хитов 30-х был клонирован в 1976-м, и в следующем году на экраны выйдет очередная, вторая по счету переделка! А би-хоррору, как самой коммерциализированной отрасли кинематографа, эти реанимейки прямо-таки положены по статусу. Планида, понимаешь, у ужастиков такая – умереть, встать и с кличем «Уэ-э-э!!!» вновь пойти в атаку, чтобы вновь умереть и вновь ожить. В прошлом году были пущены в переплавку изрядно проржавевшие коготки Фредди и точилка Джейсона – на выходе, правда, тоже оказался готовый металлолом, но кого-то ж и он устроил.
Также в прошлом году из небытия восстала техасская семейка мясорубов-каннибалов. Воззвавшие к ее духу, вопреки установившемуся правилу, даже не стали пытаться каким-то образом осовременить исходную историю. На дворе все тот же 1974-й, а время создания фильма отпечатывается разве что в технике съемок и опыте просмотра ужастиков злодеями – в этой «тру стори» орудуют, очевидно, хорошо информированные фанаты, так уж тщательно воспроизводят они жанровые штампы. Короче говоря, хиппилам, ехавшим не то в Мексику за дурью, не то из Мексики с дурью, но повернувшим не туда, попало по самые сокровенные части тела. На них напали кровожадные дикари во главе с садистом-шерифом и мутантом с первичными навыками пластического хирурга и весьма громоздким инструментом. Что роднит «хирурга» с создателями ленты – так это то, что поиск собственного лица они обращают в заимствование чужого.
Снял этот Redneck Rampage немецкий клипмейкер Маркус Нишпель – для него это дебют в кино. Снял как добротный наемный техработник – не скажешь, что непрофессионально, но и хвалить особо не за что. Режиссер оригинала Тоб Хупер – и тот в свое время удостоился бОльших похвал, но за три десятилетия с обозначенного им тогда уровня так и не сдвинулся (если не брать в расчет созданный при участии Стивена Спилберга «Полтергейст»). Что лишний раз доказывает, насколько необязательна в этом ремесле искра божья – техника все компенсирует.
Америка, 1973 год. По пыльной проселочной дороге компания друзей возвращалась из Мексики домой. Увидев одиноко бредущую по дороге девушку, они тормознули и с удивлением обнаружили, что девушка не совсем в себе – не то пьяна, не то под кайфом. Решив не бросать ее на дороге и довести ее до ближайшего города, ребята запихнули ее в машину, но когда они подъехали к маленькому городку, девушка начала биться в истерике и кричать, что туда она не вернется и надо повернуть назад, иначе они все умрут. Под конец она вышибла себе мозги из спрятанного под платьем пистолета.
Делать нечего – пришлось останавливаться у забегаловки и звонить местному шерифу. Впрочем, никто не захотел оказать хоть какое то содействие, и за шерифом пришлось ехать в полную глухомань и ждать его там. Отчаявшись, двое из компании прошли искать телефон и случайно набрели на стоящий посреди поля дом, в котором жил одинокий безногий человек. Заходить в этот дом нельзя было категорически…
То что «Техасская резня бензопилой» это римейк фильма Тоба Хупера 1973 года уже знают все. Но я думаю, что российскому зрителю от этого ни тепло, ни холодно, т.к. оригинал у нас видели лишь единицы и поэтому говорить о том, насколько похож оригинал и римейк никакого смысла не имеет. Я лично только раз видел кассету с этим фильмом лет 10-12 назад в одном ветхозаветном пиратском прокате, но скромная аннотация «ужастик», меня не прельстила.
Поэтому рассматриваем фильм, не оборачиваясь на махровую классику жанра, в конечном итоге есть еще как минимум четыре фильма, продолжения оригинала (кстати, в фильме 1994 года с говорящим названием «Возвращение…» сыграла лауреат Оскара этого года за «Женскую роль второго плана» Рене Зельвеггер).
На поверхности это вполне типичный молодежный «слэшер» - монстр-убийца (в данном случае чудовищный маньяк по кличке «Кожаное лицо» с бензопилой) гоняется за несколькими тинэйджерами и методично убивает их. Предсказать кто первый (второй, третий) умрет от пилы маньяка не сложно – вопрос в том, как это будет сделано. Даже сюжетный поворот, о целой семье этих чудовищ, в которой Кожаное лицо лишь «младшенький», не удивляет. Такое мы уже видели – в том числе в новом (т.е. не продолжении или римейке) и вполне «ничего себе» фильме «Поворот не туда». Короче говоря, любителям сюжетных изысков искать в «Резне» нечего – фильм традиционен донельзя.
С «мясом» в фильме дела обстоят так же не бантиком – есть фильмы и откровеннее. Во многих местах камера просто отворачивается, впрочем, режиссер намеренно делает упор не на фонтаны крови, брызжущие из юных тел под визг бензопилы, а на фантазии зрителя – я мол, дам намек, а расчлененку додумывайте сами. Я полагаю, это более эффектный способ заставить нас ужасаться. А самая, на мой взгляд, страшная и отвратительная сцена – это сцена с одним из еще живых парней и скотом-шерифом в грузовичке со «следственным экспериментом» о том, как именно застрелилась девушка.
Главная сила фильма в другом. Режиссеру, несмотря на его дебют в кино, на удивление хорошо удалась общая атмосфера – душная и затхлая, давящая и пугающая. На всем лежит печать тлена, распада, деградации и агонии. Там, куда занесло несчастных детишек, нет людей – есть выродки, там нет милостивой смерти – там есть боль и страдание, нет надежды – есть только отчаяние, там не услышишь человеческого голоса – там шепчут окровавленными губами или кричат от ужаса, мир, где проще сдаться, чем пытаться выбраться из этого липкого кошмара. «Оставь надежду, всяк сюда входящий» - написанное на вратах дантовского Ада могло бы послужить лейтмотивом к новой версии «Резни».
Дополнительное «очарование реализма» придает фильму стилизация под «снято по реальным событиям» - фильм начинается и заканчивается документальной пленкой об осмотре полицией фермы семьи Хьюиттов.
Я бы сказал, что «Техасская резня бензопилой» вышла хорошим фильмом, если бы это не был один из самых жутких и чудовищных фильмов последних лет. Не так важно как к нему относиться – как к римейку - тогда это безусловная дань уважения к классике мирового кино-ужаса или к самостоятельному фильму.
- Съемки картины начались 22-ого июля 2002 года при бюджете 13-19 миллионов $ (эта цифра примерно равняется обычному гонорару Майкла Бэя) под Остином, штат Техас. Закончились съемки в конце сентября того же года.
- Картина является римейком малобюджетного фильма 1974 года, который имел три продолжения.
- Фильм является дебютом в режиссуре для известного клипмейкера Маркуса Ниспела, официальный сайт которого находится здесь.
- В своем интервью Тоуб Хупер, создатель оригинала, сказал следующее: "Будет ли фильм похож на оригинал? Не совсем. Покадрового повтора не будет, это я вам обещаю, но вот атмосфера будет сохранена полностью. Кожаное лицо вернется!"