ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Слезы Солнца 
Tears of the Sun

Режиссер Antoine Fuqua (Антуан Фукуа)
Сценарий Patrick Cirillo (Патрик Кирилло),
Alex Lasker (Алекс Ласкер)
В ролях:
Bruce Willis (Брюс Уиллис),
Monica Bellucci (Моника Беллуччи),
Cole Hauser (Коул Хаузер),
Fionnula Flanagan (Фионнула Флэнэган),
Tom Skerritt (Том Скерритт)
Официальный сайт: sonypictures.com/tearsofthesun
Видеоролик: Quicktime
Год выпуска: 2003
РЕЦЕНЗИЯ №1

На днях совершенно случайно мне в руки попалась поучительная книжка немецкого графа Германа фон Кайзерлинга «Америка: Заря нового мира», в которой я нашел ответ на давно мучавший меня вопрос – ну, почему американцы так любят совать нос в чужие дела? Написанная в 1920-е годы, она до сих пор не утратила своей актуальности, и ее можно цитировать с любой страницы…

«Сегодня мы живем в североамериканский период истории… лишь утверждаясь в отношении Соединенных Штатов, дух прочих культур может сохранять какое бы то ни было историческое значение…

Главная проблема Америки - культ молодости, и как следствие, бездомности, беспочвенности. Янки легко срываются с места, они не станут умиляться ручейку на лесной поляне или старому дубу в поле, если он не включен в официальный перечень объектов развлечения или списки достопримечательностей.

Их поведение, шкала ценностей и разговоры так и не выходят за рамки детской комнаты с розовыми обоями. Отсюда господство количественного критерия, распространение небывалого любопытства, засилье публичности. Отсюда и чисто детская уверенность, что они – самые лучшие. Homo americanus скроен по образу и подобию промышленного предприятия, сделан из способностей, настроен на специализацию.

В Америке культура вытеснена комфортом, радость – удовлетворенностью, смысл – жаренными фактами, живые люди – институтами и правилами, жизнь – жизненными условиями…

Граф фон Кайзерлинг полагал, что если Америке не удастся одухотвориться и вырасти из «детских штанишек», то ее в скором времени ждет страшная гибель.

Сегодня, когда почти с каждого телеэкрана на нас смотрят дула американских танков, выгоревших под иракским солнцем, слова немецкого наблюдателя по-прежнему объясняют и небывалую агрессивность американцев, и их обиду на весь остальной мир, не понимающий, «какую замечательную свободу» несут коалиционные войска арабскому миру…

Фильм «Слезы солнца» снимался тогда, когда нападение на Ирак было еще большим пентагоновским секретом. Может, именно поэтому военно-воспитательный акцент ленты упал не на зыбучие пески Умм-Касра или Эн Насирии, а в ядовито-зеленые джунгли некой «недоразвитой» и «несвободной» с точки зрения американских продюсеров африканской страны.

Отряд элитного спецназа под руководством офицера Уотерса (в его роли, как всегда, безукоризненно мужественный Брюс Уиллис) выполняет секретную миссию – найти среди заброшенных деревень и вывезти на «большую землю» американку, работающую врачом-добровольцем в объятой гражданской войною стране. Лена Кедрикс (прямо скажу, удивительный выбор на эту роль итальянской секс-дивы Моники Беллучи) отказывается бросить своих подопечных, пациентов из местных жителей, которых за доверие к «американским агрессорам» уничтожат партизаны. Ничего не остается Уотерсу и его боевым товарищам, как, подхватив упрямую красотку, священника, пару монашек и вдобавок несколько десятков «местных», бежать, сломя голову, из джунглей, превратившихся в смертельную ловушку…

Чтобы тяготы и лишения морских пехотинцев выглядели оправданными, нам время от времени демонстрируется кровожадная злобность их преследователей и врагов. Казни, этнические чистки, массовые убийства мирного населения, - вот они, знакомые черты всего «неамериканского». А Уотерс, наоборот, дает напиться последними каплями воды из своей флаги местному аборигену, защищает его, сражается за него. И “friendly fire”, то есть, «дружеский огонь» в фильме «Слезы солнца» исключительно на привале в виде горящих дровишек. А вы как думали?!

Смотришь на киноамериканцев, озабоченных судьбой несчастных африканцев, и понимаешь: а ведь это вы, ребята, тут все замутили! Приехали в девственно наивный край, одним дали вошебные зеленые бумажки, на которые можно купить сладкой колы и хрустящих чипсов, а другим показали кукиш с маслом. Вот и пошли обиженные против «осчастливленных», вот и вспыхнула жестокая гражданская война! Логично: сытый голодному не товарищ!

Все, что теперь остается после просмотра «Слез солнца» - это вновь взять в руки книгу Германа фон Кайзерлинга и внимательно ее перечесть. Авось найдется хоть что-нибудь, что намекает на правоту воинственных янки…


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

Игра в геополитическое моделирование - развлекуха не только популярная в киношных кругах, но и полезная. Зачастую продукты синтеза кино и политики настолько точно соответствуют государственным интересам, что дают повод заподозрить в поощрении их производства идеологическое ведомство. Во всяком случае, отказаться от такой поддержки ему было бы сложно.

Разумеется, со времен холодной войны правила игры значительно усовершенствовались. Больше всего в этом плане не повезло населению Нагонии и Гариваса - его попросту не стало. А все из-за денег. Современный избалованный реалистичностью зритель, узнав из превью, что таких государств нет на планете Земля, скорее всего, на фильм не пойдет - вот и приходится подсовывать ему недоразвитость государств реально существующих. А что до деталей... Знаете, качество реализма в таких постановках соответствует качеству зрителя. Ему обычно хватает общих представлений, штампов - таких, как, например, пьянство, разруха и широта души. Брюсу Уиллису после "Армагеддона" не привыкать состраивать мужественно-ответственную мину на фоне экзотических чудачеств неамериканцев - зритель же приходит в кинотеатр для того, чтобы изучать эту мину, а не нравы и быт, черт бы их побрал, каких-то нигерийцев. Нравы там суровые, быт - спартанский, чего ж боле? И к тому же, действие могло происходить в любой африканской стране южнее Магриба - ощущение такое, что сценарист, прежде чем приступать к работе, ткнул вслепую карандашом в карту. В Нигерии ли, в Либерии ли, неважно - главное, что в Африке. В которой, несмотря на жаркий климат, полным-полно отморозков. Тутси режут хуту, хуту режут тутси, афроамериканцев там презрительно кличут "сборщиками хлопка".

Так вот, значится, в этой самой экранной Нигерии свалили президента, а по сути - монарха. То, что обстановка в стране со 130-миллионным населением и в самом деле близка к критической, конечно же, нехорошо. Прогрессивная общественность недовольна. В свое время она ратовала за всеобщее освобождение от колониального гнета, потом от военных диктатур, на очереди - вакханалия вседозволенности. Что характерно, бардак в Нигерии расцвел пышным цветом именно при демократически избранных президенте и правительстве - относительно новом для Африки явлении. В стране насчитывается свыше 250 этнических групп, но реально власть делят несколько крупных народов, каждый из них - за себя. Попробуй угоди всем. Правительство попробовало. Проникнувшись уважением к чувствам верующих, оно узаконило в мусульманских провинциях суд шариата. Результат: по стране прокатилась волна погромов, учиненных на религиозно-этнической почве.

Однако и то, что именно в Нигерии из-за конкурса красоты поубивали кучу народу, не давало исключительного повода объявить эту страну вотчиной анархии. Однако в кино возможно всякое: вон, в "Цене страха" обнаглевшие российские генералы так раздухарились, что подвергли несчастную Чечню химической атаке. Идеологической машине такой управляемый вымысел только на руку. Бесчинства в киношной Нигерии потому были такими живописными, а строй - чуть ли не первобытнообщинным, что на их фоне проще утверждать старшинство белой цивилизации, флагманом которой, ясен пень, выступает Америка.

На протяжении десятилетий Черный континент был каким-никаким, а плацдармом, на котором мерились достоинством сверхдержавы. Номинально развивающиеся народы снабжали современным оружием и обучали военной тактике: "Жги вражескую конюшню, ты полноценный член отряда". Потом великое противостояние как бы кончилось, равенство и братство стали стоить слишком дорого, зато поднявший голову третий мир стал представлять реальную угрозу мировой стабильности. Напуганные одной только вероятностью наличия оружия массового поражения у непредсказуемых и ненадежных стран, ставшие политиками военные инструкторы теперь пытаются внушить бывшим подопечным, что, мол, спички детям не игрушка - такова злоба текущего дня.

"Всё, что нужно злу для триумфа - это бездействие добрых людей". Это уже оборотная сторона медали, точнее, лицевая - та часть идейного груза, что предназначена самому флагману. Когда на вооружение берется слишком много правды, становится трудно держать автомат. Поэтому бравые вояки в фильме, навьюченные невообразимыми военными гэджетами, снабжены также неким экстрактом истины, минимально необходимым ее фрагментом. Они - добрые люди по умолчанию. Они выискивают по всему миру подходящие места для того, чтобы задаться вопросом "Кто, если не мы?" ("мы", как известно, "в ответе за тех, кого приручили"). Таким добрым дозволительно, скажем, бить морду соседу за то, что жену свою третирует.

Их слепая вера в собственную правоту, в принадлежность к светлой стороне, здесь обслуживается явным контрастом: однозначно хорошие противостоят однозначно плохим. "Повстанцы" - так просто звери. Америка, представленная горсткой своих солдат, - оплот доброты и справедливости. Казалось, основная драма должна была заключаться в невыполнении героем Уиллиса приказа - но уж больно она оказалась дохлой. Ее даже не удостоили нормальной развязки, она попросту утонула в море агитационного пафоса. Единственный спорный момент в фильме - когда пристрелили бедолагу с передатчиком - был замазан обилием оправдательных аргументов: предатель, бросился бежать, лютый враг рядом и т.д. Спасаемые черные к этому моменту окончательно определились со своей ролью серой массы. Они покорно стояли и, вообще, даже не принимали никакого участия в своем спасении. Кроме того, разумеется, что шли, куда им велели. А сам фильм двинулся в сторону фэнтэзи, в котором гуманные спасают податливых от кровожадных. Далее следовал набор наглядных иллюстраций. Зарезали пленного садиста-убийцу как свинью - это даже не спорный момент ("поделом"). Пристрелили малолетку - пусть сопляк, зато руки по локоть в крови ("как все запущено"). Попутно, кстати, был озвучен призыв легализовать эвтаназию ("а вы тут попкорн жрете").

А вот лорда Джадда с А. Политковской, способных и из этого выжать необходимую для собственного существования дозу противоречий, поблизости не оказалось. Но их отпинали заочно. "Слезы солнца", как и "Мы были солдатами", обслуживает два направления киномоды: является военным колоссом и воюет с "демшизой", отрешенной от суровости реальной жизни. Любому обывателю теперь известно, что "идеалисты" обычно утухают тотчас, как только речь заходит о реальных политических требованиях. В данном фильме не дошло даже до этого. Сердобольная вдовушка поначалу брыкалась, издавала вопли, но в итоге оказалась падкой на Брюса Уиллиса с его мужеством.

Обратите внимание на то, как классифицирует один из бойцов увиденный им процесс: "этническая чистка". Термин этот, между прочим, возник, когда Штатам понадобилось прибрать под свой контроль Балканы. Даже Рэмбо в свое время не додумался назвать наших "советской угрозой", а наши его в ответ - "американской военщиной". Так вот, услышав формулировку на доступном языке, целевая аудитория подобных фильмов окончательно перестает колебаться относительно оправданности действий героев, тем более, если попутно восславляется американская исключительность. Среднестатистический пожиратель хот-догов может не знать, где именно располагается государство Руанда (очевидно, рядом с Финляндией и Кореей), зато он точно знает, что в этой Руанде попираются права человека. И что неплохо было бы инсталлировать там режим демократии.

Руководит же действиями "повстанцев" классический главный злодей: немногословный, с четко прописанной командирской харизмой и достаточно молодой, чтобы не понимать очевидного: никакой, пусть даже самый отмороженный националистско-фундаменталистский, режим не станет откровенно посылать на фиг Штаты, без попытки договориться. Такое возможно разве что в кино. Впрочем, на этот случай тут припасен еще более главный злодей: постарше и с более хитрыми глазками, выносящий "диагноз", когда до прямого военного вмешательства Америки еще далеко, и исчезающий из кадра, как только начинает попахивать жареной индейкой. Дело в том, что у Америки в реальной Нигерии есть свои нефтяные интересы. А значит, если бы бандюганы оказались полными дураками, чтобы не выторговать у нефтяных гигантов индульгенцию на разграбление страны, по ним попросту стукнули бы мистером Рамсфельдом.

Сомнителен и религиозный пиар. На протяжении всего фильма клеймя исламистов морально, фильм незначительным, можно даже сказать - нечаянным, штрихом в концовке оправдывает их действия политически. Рядовой зритель этого, конечно, может не заметить: еще бы, ведь ему два часа вдалбливали, какие смиренные в Нигерии христиане. Таким образом укреплялись позиции стратегического союзника - христианства. Вообще-то, облюбованное кинематографом избиение миссионеров в джунглях - всего лишь красивая легенда религиозной экспансии. Изощренно мазохистская смерть под ножами воинствующих дикарей автоматически придает им статус мучеников за веру, а самой вере - плюсы в глазах простых последователей. Не отрицая полностью - такие случаи происходили, и нередко - стоит все же заметить: как правило, уважение к Библии на новых территориях сначала внушали люди в доспехах, устанавливавшие гражданскую власть и истреблявшие непокорных, и уж только за ними шли люди в сутанах, которые увещевали ласково и жгли на кострах остатки непокорных.

Что можно сказать о фильме в целом? Сюжет в нем чуть более проработан, чем в Black Hawk Down. Но в фильме Ридли Скотта акцент был выставлен на выучке американских солдат, а здесь - на их благородстве. Видимо, поэтому Антуан Фукуа, опытный баталист, решил не увлекаться динамизмом. Однако и с нагнетанием драмы вышел некоторый перебор: так, настоящие экшн-сцены возникают лишь на исходе первого часа, когда истосковавшемуся по ним зрителю успевают основательно надоесть нигерийские (на самом деле гавайские) ландшафты. Судя по всему, задача стояла: снять не столько боевик, сколько "тяжелый фильм", наподобие "Иди и смотри". Если это и в самом деле так, то Фукуа Скотта, конечно же, "сделал", даже при использовании таких забитых приемов, как взлет стаи белых птиц, сигнализирующий о резне. Техника съемок, передача настроения в "Слезах солнца" - высший класс. Очень реалистично воссозданы как ударные сцены, так и, увы, мессианский дух. А стало быть, состоялось плановое спасение очередного Райана с нравственным перерождением спасателей и со схожей, кстати говоря, развязкой.

Нельзя сказать, что подобная экранная бравада - новость. В годы холодной войны храбрые рейнджеры по нескольку раз спасли всю Латинскую Америку и весь Индокитай. Да и наши вовсю "оказывали помощь братским народам". Уверенность в своей правоте, между прочим, тоже была абсолютной. Это уже потом случились Фергана, Сумгаит, Царицынский рынок. Теперь, когда идей на экспорт у нас вроде бы нет, прекратились и мессианские игры. На огромном поле остался только один игрок.

Но интересно было бы представить: что, если бы во всем мире восторжествовали идеи, допустим, даосизма? Китайские "солдаты удачи" шныряли бы по аризонской пустыне с благой мыслью об идеальном обустройстве мира, ксива с иероглифом служила бы им пропуском через все границы. Интересно? "Нет, сынок, это фантастика".


     
РЕЦЕНЗИЯ №3

Сюжет: Нигерия, наши дни. Войска мятежного генерала устроили кровавый переворот, расстреляв семью президента и с оружием в руках подавив попытки защитить неокрепшую демократию. Путчисты не щадят ни женщин, ни детей, страна пылает огнем гражданской войны. Взвод спецназовцев под командой лейтенанта Уотерса (Уиллис) отправляется в джунгли Нигерии с заданием вернуть жену погибшего американца Лену Хендрикс (Белуччи) из миссии спасения, однако солдат ждет там сюрприз: женщина отказывается покидать деревню (где нашла новый дом) одна, без остальных семидесяти жителей.

Антуан Фукуа – режиссер еще молодой, но уже разносторонний. Может настоящий крутой боевик сварганить, может комедийный экшен заделать, а может и серьезную полицейскую драму сбацать, да такую, чтобы сразу в номинанты на «Оскар» попала. На этот раз Фукуа решил доказать всему миру, что способен на создание настоящего «проблемного» военного фильма – да чтобы американцы непременно всех спасли и еще раз напомнили, с кого надо брать пример. Проблема, впрочем, в картине всего одна, на чем сделали акцент даже некоторые западные критики —подметившие, что фильму больше пойдет название «Крокодиловы слезы солнца». Как бы ни старался Фукуа показать страдания нигерийцев, он не может удержаться от игры на контрастах. С заплаканных, молящих о помощи глаз наших чернокожих братьев камера переходит на суровые, но благородные лица американских спецназовцев, которые, сосредоточенно хмурясь, принимают правильные решения и бросаются грудью на амбразуру во имя равенства, гуманизма и звездно-полосатой демократии. Беспомощные и безликие негры-беженцы мрут как мухи лишь для того, чтобы позволить американским солдатам всплакнуть над их трупами и с новыми силами устремиться в бой, где их изрешетят пулями, но не сломят.

Возможно, мы слишком жестоки к этому фильму, и появись он хотя бы пару лет назад – до того, как Джордж Буш нашел-таки Штатам врага в лице Ирака – на его бравурность вполне можно было бы закрыть глаза: видали и похлеще. В конце концов, в главной роли здесь Брюс Уиллис, а у него, как известно, чуть ли не половина фильмов лучше всего описывается фразой «Брюс Уиллис опять всех спас». К тому же (если оставить в стороне сомнительной искренности мораль) нельзя не заметить, что сняты «Слезы солнца» весьма профессионально. Фукуа умело обыгрывает имидж Уиллиса, он знает, как выгоднее показать образы его товарищей по оружию, прекрасно понимает, как должна выглядеть и вести себя героиня Моники Белуччи, и терпеливо создает атмосферу опасности, окружающей отряд главных героев, которые пробираются через враждебные джунгли. Батальная сцена в финале отлично поставлена с точки зрения тактики и зрелищности, а диалоги о долге, верности и совести вплетены в ткань повествования достаточно тонко, чтобы не действовать на нервы. Даже сценарные штампы, без которых в подобном жанре не обойтись, тщательно замаскированы и «зализаны» красивыми видовыми съемками и музыкой «оскароносца» Ганса Циммера. Если единственное, что вам нужно от голливудского блокбастера – это собственно голливудский блокбастер, «Слезы солнца» вас не разочаруют. Но все-таки в ленте о трагедии целой страны режиссера в первую очередь должны волновать судьбы миллионов ее жителей, а не гибель нескольких смельчаков, вставших на их защиту – пусть среди них даже такой бравый парень, как Брюс Уиллис.

Резюме: Типичная «голливудщина» по сюжету и идеям, хоть и завлекательно снятая, – да-да, Брюс Уиллис опять всех спас.


     
(c) Akira

А знаете ли вы, что...

- До того как картина стала называться "Слезы солнца", она сменила три названия "Hostile Rescue", "Hostile Act" и "Man of War".
- Съемки картины начались в конце марта 2002 года, а закончились в конце июля того же года.
- Этот фильм является первым из трех, на которые подписал контракт с Revolution Studios Брюс Уиллис.
- Каскадер Майкл Барбер погиб при съемках сцены прыжка с парашютом с самолета.
- Первоначально планировалось, что картина выйдет на экраны в конце лета 2002 года, затем ее передвинули на осень 2002 года, после этого на 31 января 2003 года, и в конечном счете фильм вышел 7 марта 2003 года.


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: