ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Книга Илая 
The Book of Eli

Режиссер Albert Hughes (Альберт Хьюз),
Allen Hughes (Аллен Хьюз)
Сценарий Gary Whitta (Гэри Уитта),
Tony Peckham (Тони Пекэм)
В ролях:
Denzel Washington (Дензел Вашингтон),
Gary Oldman (Гэри Олдман),
Mila Kunis (МИла Кунис),
Ray Stevenson (Рэй Стивенсон),
Jennifer Beals (Дженнифер Билз)
Официальный сайт: thebookofeli.warnerbros.com
Видеоролик: Quicktime
Продолжительность: 117 мин.
Год выпуска: 2010
РЕЦЕНЗИЯ №1

2042, вполне возможно, год. Тридцать лет назад случилась Вспышка – и цивилизации пришел конец. Ее сменили банды подонков и чистый бартер, основанный на предварительном отъеме товаров и продуктов у менее защищенных особей. Сквозь этот хаос бредет на Запад пожилой негр по имени Илай. В его котомке – Библия, единственная оставшаяся на планете (под планетой традиционно понимается территория США). И надо же случиться такому совпадению: Карнеги, герцог одного городка в пустыне Нью-Мексико, спит и видит, как бы именно Библию где-нибудь раздобыть. Он решил, что слово божье, пропечатанное типографским способом, позволит ему безраздельно властвовать над людьми. Вот и совпали два обстоятельства. Но есть еще третье: бог дал Илаю силу и острый меч. Положить восьмерых соперников для него – не проблема, а процесс. Так что задача Карнеги неожиданно усложняется.

С такой вот историей вернулись к зрителю братья Хьюз, запомнившиеся своим лондонским нуаром «Из ада». Возвращение получилось ярким, хотя и немного разочаровывающим. Братья очень хорошо чувствуют стиль, но не всегда понимают, что со своим даром делать. «Книга Илая» - из тех фильмов, которые хочется смотреть, но следа в душе они оставляют чуть больше, чем случайно прошедший по улице гот. Вряд ли стоит сомневаться в добрых намерениях братьев. Они явно снимали высокоморальное кино. Только имея сценарий, исполненный автором комиксов и сценариев компьютерных игр Гари Уиттой, вряд ли могли избежать упрощения этой морали. И высокая идея с упоением соскальзывает до уровня старших начальных классов.

Так что об идеологии «Книги Илая» рассуждать не стоит. Достаточно сказать, что фильм призывает любить бога, и не требовать от него большего.

К счастью, режиссура честна, и это избавляет фильм от низкопробности. Хьюзы – отличные визуалисты, но при этом не делают ничего особенного. Весь блеск картинки возникает не из компьютерной джигитовки, а из блестящего умения режиссеров так показать обыденное, что оно уходит в ирреальность. Хотя братья не лишены обычного голливудского снобизма: хаотическое будущее Америки в их интерпретации выглядит как мусорник обитателей Рублевки. Но авторское стремление решать все житейские ситуации максимально просто, а поединки сводить к самым экономным движениям создает парадоксальную атмосферу достоверности. Каждый, кто участвовал в поселковых драках, почувствует себя причастным.

Кто-то в восторге от игры Вашингтона и Олдмена. Видали мы Олдмена подрайвовее, а Вашингтона потехничнее. Деньги свои они отрабатывают честно, но не более того. Самый прилежный участник процесса – это Мила Кунис. Но поскольку она и не актриса вовсе, старания ее мы вынуждены провести по какой-то другой ведомости. До Вашингтона, даже работающего не по полной программе, ей – как городу Черновцы до Лос-Анджелеса.

А кино все равно хорошее. Только бог там ширпотребовский. А так – хорошее кино!
     


РЕЦЕНЗИЯ №2

Земля. Постапокалиптическое будущее. Лет тридцать назад случился Большой Тип-Топ, в результате которого повредили озоновый слой, так что родное солнышко прорвалось сквозь защитные заслоны и пожгло все живое. Спаслись только те, кто спрятался в метро или подвалы. Илай (Дензел Вашингтон) - один из тех, кто схоронился где-то в нью-йоркской подземке. После чудесного спасения Илай ощутил в себе Голос, который привел его к закопанной в камнях Библии. Возьми книгу, сказал Голос, и шуруй с ней на Запад, к Сан-Франциско. Там найдешь тюрьму Алькатрас, а в ней уже знают, что делать. За проблемы, добавил Голос, не боись! Потому что, типа, я тебя храню и все такое.

На Аллаха надейся, подумал тут Илай, а верблюда привязывай. Поэтому он научился очень-очень быстро драться руками, пырять огромным мачете и стрелять из всевозможных видов оружия. Эти умения очень помогут Илаю путешествовать по выжженной Америке, где масса плохих людей готовы как следует обидеть одинокого путника.

В процессе блужданий Илай видит много несправедливостей, но встревать в эти дела он не хочет: у Илая свой путь, своя цель, и он не должен отвлекаться на разруливание бытового насилия.

В конце концов неисповедимые пути-дорожки привели Илая в маленький калифорнийский городок, в котором железной рукой правит джентльмен по фамилии Карнеги (Гэри Олдмен). Джентльмену подчиняется банда вооруженных мотоциклистов: они шныряют по округе и всех встречных убивают и грабят. Добыча отдается мистеру Карнеги, а тот вознаграждает мотоциклистов выпивкой и девками. Мистер Карнеги все время требует от мотоциклистов, чтобы они нашли ему некую книгу. А что за книгу - не говорит. Но этим тварям и объяснять что-то - бесполезно, потому что они не умеют читать.

Разумеется, Карнеги ищет именно ЭТУ Книгу - ту, которую так бережно хранит Илай. Однако сразу отобрать Книгу у Илая Карнеги не посмел - на него произвело впечатление то, как ловко Илай смертельно обидел штук десять гнусных мотоциклистов. Поэтому мистер Карнеги предложил Илаю свое гостеприимство и хочет взять его на работу: днем Илай будет убивать всяких людишек по приказу мистера Карнеги, а вечером они совместно у камелька будут читать и обсуждать Книгу.

Почему мистеру Карнеги так нужна именно эта Книга, ведь у него самых разных книг - просто завались, включая даже Дэна Брауна? Да потому что с помощью этой Книги можно управлять огромным количеством людей, а мистер Карнеги хочет расширить бизнес и выстроить еще пару городков.

Илай отказался поступить на работу к мистеру Карнеги и ушел вон из города, несмотря на то что небольшая армия мотоциклистов томительно стреляла ему вслед. Вместе с Илаем ушла дочка подруги мистера Карнеги - Солара (Мила Кунис). В пути Илай читает Соларе Книгу, и девушка тащится от того, как там все складно, хотя и непонятно звучит.

Но мистер Карнеги не простит Илаю своеволия. Он поднял всю свою бригаду, посадил ее на бронированные автомобили, и теперь они идут по следу этого парня. Похоже, что у Илая будут большие неприятности.

***

Есть такой вид фильмов, которые смотришь - и вроде бы ничего. То есть неплохо. А когда досмотришь и начинаешь обдумывать то, что ты увидел, - думаешь: "Что за фигню я посмотрел?" Эта "Книга Илая" - именно из данной серии.

Начинается вроде бы неплохо. Эдакое мрачное постапокалиптическое будущее, воссозданное, впрочем, без особого обдумывания деталей, но зато снятое эффектно и зловеще. По постапокалиптическому будущему бредет Илай, который томительно долго охотится на кошку, потом жарит кошку, затем слушает iPod, потом читает Книгу, продолжая слушать iPod, а затем спит, не прекращая слушать iPod. Зрители при этом думают, что Всемирный Тип-Топ случился совсем на днях, вчера-позавчера, поэтому и не особенно удивляются этому iPod. А когда выясняется, что Илай шляется с айподом тридцать лет, становится уже поздно, потому что на тот момент в фильме идиотизм на идиотизме сидит и идиотизмом погоняет.

Потом Илай натыкается на грабителей, и становится уже весело - он их очень лихо рубит на куски своим молниеносным мачете. Затем появляется Злодей в лице Олдмена, и становится совсем интересно. На время. Потому что дальше уже невозможно делать вид, что вся эта шняга, которую Хьюз Бразерс льют с экрана, зрителей не касается. Но о шняге будем говорить в конце рецензии, чтобы не спойлерить тем, кто этот фильм по каким-то причинам захочет посмотреть, поэтому о фильме поговорим очень осторожно. Без деталей.

Вообще, "Книга Илая" производит впечатление сплошного заимствования то оттуда, то отсюда. Уши "Безумного Макса", "Водного мира", "Шестиструнного самурая" и еще нескольких постапокалиптических картин там торчат со всех сторон, но если в перечисленных трех фильмах была определенная цельность, то в "Книге Илая" ее не наблюдается ни разу. Боевик тут ограничен буквально тремя-четырьмя сценами, в которых главный герой рубит конечности и плющит всем бейцы быстрее, чем кролики тренькаются. А вот пафоса с Книгой нагнали полные помидоры, и этот пафос, в общем-то, изрядно раздражает, особенно к концу фильма, когда там пошел полнейший идиотизм.

Часть персонажей в картине появляются во имя унылых кинематографических штампов - как, например, Солара, которая в жутком мире первобытно-общинного строя выглядит как только вчера с дискотеки и шляется по выжженной Америке в модном прикиде. Да и у многих остальных персонажей одежонка явно только вчера вышла из магазинов Dockers, но, как я уже сказал, деталями воссоздания этого мира постановщики не заморачиваются даже рядом.

Актерские работы в фильме, несмотря на сценарный дурдом, в основном очень хорошие. Вашингтон, который везде играет очень хорошо или отлично, из своего персонажа выжал все, что мог, и его Илай везде выглядит предельно убедительно. Кстати, Дэнзел специально для этой картины изучал восточные единоборства под руководствам протеже Брюса Ли Дэна Иносанто и во всех сценах боев участвовал сам от начала и до конца. Просто у него такой подход к ролям - профессиональный.

Гэри Олдмен - просто прекрасен в роли этого Карнеги. Оставим в стороне вопрос о мотивации его персонажа, но сыграно - великолепно. Из Олдмена вообще получаются роскошные злодеи - фактически эталонные.

Очень приятно было увидеть Тома Уэйтса в роли местного умельца, держащего магазинчик в городе Карнеги. Кстати, Уэйтс с Олдменом вместе играли в "Дракуле".

Подручного Карнеги по имени Редридж очень эффектно сыграл Рэй Стивенсон - боец Титус Пулло из отличного сериала HBO "Рим".

Подругу Карнеги (она же - мать Солары) изобразила Дженнифер Билз - жена доктора Лайтмана из сериала "Все лгут".

А вот Мила Кунис в роли этой Солары не понравилась совершенно. Кроме полного несоответствия чисто визуальных признаков и явной притянутости за уши самого персонажа (ах, она из сытого города пойдет скитаться вместе с этим мутным бородачом - так, дескать, она будет в безопасности), актерская игра - на очень и очень средненьком уровне: пучит глаза, изображая работу мысли.

Ну и в результате всего этого картина смотрится, в общем, хорошо - из-за большинства актеров, - а на выходе получается полный пшик. И эту сценарную дурь создателям картины не хочется простить даже из-за приличного визуального ряда и хорошей игры мощных актеров. Потому что весь пар ушел в свисток, вот вам и весь мой сказ.

P.S(poilers). А теперь поговорим о некоторых изгибах сценария для тех, кто картину уже посмотрел. Кто не смотрел - дальше не читайте, потому что текст содержит явные спойлеры.

Итак. Главный посыл картины - Илай таскает по Америке последнюю Библию на Земле. С чего она вдруг последняя и откуда это известно при полном отсутствии средств коммуникации - непонятно совершенно. Также там звучит мутная фраза о том, что после Тип-Топа все библии, дескать, уничтожили. Какие все библии и кто уничтожил? И что произошло с Талмудом и Кораном - судьба их волнует зрителей?

Илай шляется по Америке аж тридцать (!) лет. Оно понятно, что в истории был эпизод, когда Моисей водил по малюсенькой пустыньке древнееврейских туристов аж сорок лет, но там была четкая задача: чтобы вымерли все, кто восхищался господином Пеже! А этот-то где вообще шлялся? Ведь ему был дан четкий приказ - на Запад! Ну, хорошо, пускай шел он из Нью-Йорка, то есть с крайней восточной точки. До Сан-Франциско - примерно три тысячи миль, то есть под пять тысяч километров. Ну, пускай он проходит двадцать километров в день. Тогда ему идти 240 дней. Ну, хорошо, год. Но тридцать лет-то где он шлялся?

Второй любопытный момент - мотивация персонажа Олдмена. Он ищет Библию, чтобы с ее помощью управлять людьми. Ну, идея-то, в общем, неплохая, с помощью этой книжки много кто много кем всласть поуправлял. Но он из-за этой Библии потерял все, что имел, - вообще все! Ну и какого, прости господи, черта?

Третий момент - Библия, набранная шрифтом Брайля для слепых. Тут сразу два интересных вопроса. Первый: страница, набранная шрифтом Брайля, раз в двадцать толще бумаги обычной Библии. Это минимум. И я еще молчу о том, что шрифтом Брайля на странице помещается не больше тысячи символов. Таким образом, Илай таскал не Библию, а какую-то одну главу. Или "Библию в пятьдесят страниц для чайников". Второй интересный вопрос: а Илай-то, извините, как ее сам читал? Шрифт Брайля - это не просто выпуклые буквы. Это специальные символы, которым нужно обучаться. Он после Тип-Топа сам-то как обучился? Или ему Голос растолковал?

Четвертый момент - откуда через тридцать лет после Тип-Топа взялось какое-то электричество для плеера? Он с собой вагон батареек, что ли, возил? И откуда взялось такое количество бензина для мотоциклов и автомобилей Карнеги? Даже если бы у него и был какой-то склад, на тридцать лет не хватило бы по определению.

Пятый момент - откуда в городе Карнеги народ добывал пропитание? Ну, вода у них была - это понятно. А еда? Вокруг только выжженная пустыня. Никаких посадок нет. Они тоже, как Илай, охотятся на кошек и ворон? А кошки и вороны пропитание откуда добывают?

Шестой момент. Ну ладно, доползли они до Алькатраса (голос, видать, указал четкое расположение, а не просто "на запад"), где сильно постаревший Калигула в белой рубашечке сохранял всяческие знания. Алькатрас - малюсенький островок в океане, и там наверняка дофига воды, кошек и ворон, солярки для генераторов и так далее. Ну ладно, записал хранитель знаний Библию, которую Илай продиктовал наизусть. (Мои комплименты памяти Илая. А тридцать лет сценаристы, вероятно, только ради этого и придумали, разрушив остальные логические цепочки, - типа как за тридцать лет он по Брайлю все это дело хорошо заучил.) Записал, отпечатал и поставил на полку вместе с Талмудом и Кораном. (Их, видать, не уничтожали.) А дальше-то что? Кто-то куда-то понес свет Библии? Да ни фига! Солара бодренько закинула смертоносное мачете дорогого друга за плечо и пошла по путям-дорожкам домой - видать, восстанавливать карнеги-холл, то есть бар с публичным домом. Ну, и на черта был весь этот анабазис? Да вообще ни на черта.

В результате весь пафос ушел просто не пойми куда. Тут тебе ни воссоздания земли после Катастрофы, ни какой-то внятной идеи о том, зачем вообще Илай таскался с этой Библией. Так что получилась неплохо снятая, нудная и идиотская пустышка с хорошими актерами.

Но зато есть зрители, которых это кинцо зацепило. Правда, очень своеобразно. Например, одна девушка пишет чудесное, цитирую: "Этот фильм доказал, что общество без веры - обречено". Поняли, дети? Этот фильм доказал: достаточно таскать по Штатам Библию лет тридцать, убивая кошек и ворон, и общество будет спасено. Потому что Библию перепишут и девушка в модном прикиде возьмет мачете и наваляет всем встречным по полной программе! Вот такая вот, дети, мораль, прости господи!
     


А знаете ли вы, что...

- Съемки картины проходили с 26 января по 1 мая 2009 года.
- Кристен Стюарт отказалась от роли Солары из-за конфликта в съемочных графиках "Новолуния". В итоге роль отошла Миле Кунис.
- Дензел Вашингтон все свои трюки в драках исполнил сам.
- Тренером по боевым искусствам Дензела Вашингтона для этого фильма был протеже Брюса Ли Дэн Иносанто.
- Тэглайн картины гласит: "Одни готовы убивать, чтобы завладеть ею, защищая её, он идет на убийства".


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: