РЕЦЕНЗИЯ №1
Америка, Великая депрессия. Маленькая девочка Александрия (Катинка Унтару) работала с мамой на сборе апельсинов, упала и сломала себе руку. Теперь Александрия лежит в больнице и потихоньку выздоравливает.
В соседнем отделении лежит каскадер Рой Уокер (Ли Пейс) - молодой парень. У него сломан позвоночник - Рой во время съемок неудачно выполнил очень опасный трюк: прыгнул с моста на лошадь. Этим трюком Рой хотел произвести впечатление на актрису, в которую влюблен, но она предпочла его другому - актеру в амплуа героя-любовника.
Александрия знакомится с Роем. Того мучают сильные боли и приступы депрессии, отчего Уокер даже хочет покончить с собой. Рой рассказывает Александрии различные сказки и истории - например, о великом полководце Александре. Таким образом Рой хочет привязать к себе девочку и с ее помощью достать морфия, ведь персонал больницы мало обращает внимания на шныряющую туда-сюда маленькую девочку.
В какой-то момент Рой начинает рассказывать очень длинную и запутанную историю, в которой фигурирует целый отряд боевых персонажей: Голубой Бандит (Ли Пейс), Чарльз Дарвин (Лио Билл), бывший раб Отто Бенга (Рональд Франс), Индиец (Джету Верма) и знаток взрывчатки Луиджи (Робин Смит).
Всех этих достойных людей объединяет ненависть к подлому губернатору Одиусу (Дэниэл Келтаджирон), который сначала персонально насолил каждому из них, а потом еще и всех пятерых бросил на остров Бабочки, чтобы они там съели друг друга. Но Дарвин нашел выход: он поймал проплывающего мимо слона, и бойцы выплыли на нем на сушу.
Ну и далее в течение всего фильма будет рассказываться о том, как Голубой Бандит и его названные братья ищут губернатора Одиуса, подвергаясь при этом немыслимым опасностям. Многие из них при этом погибнут, хотя Александрию это очень и очень расстраивает. Но Рой в депрессии, поэтому чем дальше, тем более трагичной становится эта история.
***
Тарсем Сингх - режиссер, снявший в 2000 году очень красивый, но совершенно шизоидный фильм "Клетка", в котором Дженнифер Лопес ДЕЛАЛА ПОЗЫ.
Спустя шесть лет он снял фильм "Запределье", название которого вообще-то переводится как "Падение" (The Fall), причем это четко коррелирует с событиями фильма: падение Роя с моста, падение Роя в глубины отчаяния, падение Роя с Александрией в глубины выдуманного мира.
"Падение" - фильм явно менее шизоидный, чем "Клетка", однако в момент просмотра картины неоднократно возникает вопрос: что же такое ядреное курил Тарсем Сингх, что в результате появились некоторые совершенно психоделичные эпизоды.
Как и в случае с "Клеткой", фильм делится на две четкие составляющие: реальная жизнь - больница, Александрия, Рой и окружение этой больницы, - и сказочный мир, создаваемый Роем и возникающий перед глазами Александрии.
Реальная жизнь поставлена очень неплохо. Трогательная Александрия, страдающий каскадер, к которому сначала проникаешься искренним сочувствием, а по мере развития сюжета начинаешь его практически ненавидеть.
Кстати, в анонсах почему-то пишут, что Александрия - индианка. С чего это вообще взяли - непонятно. Актриса Катинка Унтару - румынка про происхождению. Да и мать и сестры Александрии, приходящие в больницу, на индианок вообще не похожи, а похожи то ли на сербов, то ли на румынов. Они там говорили на своем языке - это явно не хинди. Но румынский ли - вот этого я сказать не могу, я на слух эти языки не различаю.
Катинка здесь просто замечательно сыграла - нет ни малейшей фальши или явной постановочности. Просто девочка в больнице, которая с восторгом, упоением, а постепенно и со страхом слушает истории, сплетаемые парнем с мутным подсознанием.
Ли Пейс тоже понравился - у него получилось весьма достоверно изобразить такого очень даже непростого персонажа.
Однако главное в этом фильме - вовсе не реальная часть и даже не сюжет сказки, ибо как раз со сказкой там творится полная шизуха. Главное здесь - совершенно потрясающие пейзажи, строения, декорации и костюмы, в которых это все снимается. Собственно, Сингх на это большой мастер - "Клетка" также была очень и очень красива.
Но здесь - ну просто нечто фантастическое. Подобный визуальный взрыв последний раз я видел в фильме "Герой" Чжана Имоу. Собственно, даже по маленьким скриншотам вы уже сможете понять, какое буйство творится в картине, а уж смотреть это в хорошем качестве и на большом экране - просто полный восторг!
Причем я сначала думал, что во многих эпизодах это просто такие хитрые и дорогие компьютерные спецэффекты, но когда поизучал материалы к фильму, то выяснил, что все это - натурные съемки. То есть действительно есть такие острова, такие пейзажи, замки, города и сооружения. Такая красотища действительно существует, и когда это знаешь, картину смотреть еще интереснее.
Поэтому, на мой взгляд, "Запределье" обязательно нужно посмотреть - практически исключительно из-за невероятно эффектных картинок. Да и реальная часть с точки зрения сюжета сделано очень даже неплохо - эдакая психологическая драма с отличной игрой девочки.
А явно шизоидный сюжет рассказываемой-демонстрируемой сказки - ну так что вы хотите от человека, сидящего на морфине? В общем-то, вполне логично, что сплетает такую шизуху, ведь в подобном состоянии придумать что-то вроде "мухи-цокотухи" - сложновато.
Так что мне, в общем, понравилось. Тем более что картина хорошо раскручивается именно от начала к концу. Ближе к концу обстановка трагикомичной шизы набирает очень даже хорошие обороты и послевкусие после просмотра остается очень даже приятное. Легкий запах эфира, нотки морфина, обволакивающий аромат марихуаны. Рекомендуется употреблять в сочетании с легкими наркотиками, вроде семечек и пива.
РЕЦЕНЗИЯ №2
Начало ХХ века. В лос-анджелесской больнице оказались два пациента с диаметрально противоположным подходом к жизни. Маленькая румынская девочка Александрия смотрит на мир глубоко заинтересованными глазами, и сломанная рука ей в этом совсем не мешает. Молодому мужчине по имени Рой Уокер, наоборот, на этот мир глубоко начхать. В прошлом каскадер, он влюбился в актрису, но она предпочла другого. В агонии страсти он совершил головоломный трюк – и остался на всю жизнь с парализованными ногами. Жить ему, как он считает, незачем. Маленькая Александрина знакомится с Роем случайно – и мгновенно к нему привязывается. У Роя – талант сочинять разные небылицы, от которых в голове девочки возникают всякие яркие картинки.
Что может привлечь в фильме с микроскопическим бюджетом и реальной румынской малолеткой в главной роли? Только Тарсем Сингх в качестве режиссера. До «Запределья» он выступил лишь однажды – в 2000 с «Клеткой». Ранее он был известен как человек, снявший выдающийся клип R.E.M. «Loosing My Religion”. Оба опыта свидетельствовали об одном: человек умеет создавать свой неповторимый мир – настолько красочный, что не увидеть это – обделить себя. Такая была главная приманка. Ну, а попутно оказалось, что, в отличие «Клетки», фильм – здоровый и позитивный, и вызывает не головную боль, а душевный комфорт. Что касается румынской крошки Катинки Унтару, от которой мало кто чего-то ждал, то и тут нас поджидает сюрприз: она забила весь остальной актерский состав.
Исполнители, взятые из ниоткуда, вообще гораздо чаще радуют, чем огорчают – в отличие, скажем, от Брюса Уиллиса. Но все привычно ожидают чудес от Брюса Уиллиса, а не от случайных людей. И совершенно зря, как показывают события последних лет и вообще прошлого века. Можно было бы сказать, что пятилетняя румынка стопроцентно попала в роль, если бы она что-то там исполняла. Но Сингх и его команда, откопав это чудо на периферии цивилизации, организовали съемки так, чтобы камера как можно меньше привлекала внимание девочки. Ей просто предложили поиграть в игру – конечно, девочка согласилась. Для того, чтобы игра выглядела реальной, Ли Пейс несколько недель не вставал с постели, имитируя для партнерши инвалидность, как у Роя. В общем, Сингх своего добился: девочку он заставил забыть обо всем и развлекаться по своим правилам. И к своей выгоде, в конечном итоге.
Сингх сознательно отказался работать на какую-то большую стадию. Слишком много он вложил в этот проект. Он хотел сделать именно такой визуальный фейерверк, о каком мечтал годами. «Запределье» снимали несколько лет в разных частях планеты – от Индонезии до Намибии. Платил за все сам режиссер. Актерские гонорары были мизерными. Получилось что-то невообразимое. Сюжет скучен, хотя и позитивен, история банальна, хотя и трогательна, актеры незнакомы, хотя и старательны. Но главное – не это, главное - от экрана глаз оторвать невозможно. Есть вещи, которые обязательно надо увидеть, даже если их тут же забудешь…
А знаете ли вы, что...
- Съемки картины проходили с мая по август 2004 года.
- Картина является римейком болгарского фильма 1981 года "Йо хо хо".
- Фильм снимался в 18 странах.
- По заявлению режиссера в картине нет спецэффектов. Все снято в натуре.
- Тэглайн картины гласит: "И ты окажешься за пределами реальности"; "Маленькое благословление в маске".
|