РЕЦЕНЗИЯ №1
Реквием по человечности
Правило отечественной чернухи: если беспросветность – то полная, если невзгоды – то жуть какие. Правда жизни, однако же, от неконтролируемого сгущения не перестает быть правдой. Трех героинь фильма «Точка» приводит на столичную панель во всех смыслах дерьмовое существование в провинции. От «смены статуса» менее дерьмовым оно не становится.
Как и другие запретные некогда плоды, явление это в нашей стране удостоилось тотальной популяризации. Более того, оно романтизировалось: и «ночными бабочками» проституток поэтично окрестили, и «Интердевочку» с «Красоткой» с помпой показали, и эффектную жрицу любви в мехах, помогающую мужественному герою, в норму для криминальных сериалов произвели. Само по себе засилье криминальных сериалов симптоматично. Теперь, по истечении двух десятилетий, с уверенностью можно говорить: разгул всех видов преступности и бурное падение нравов случились вследствие замены строгого табу в общественном сознании на попустительское «нехорошо!»
Действие фильма происходит на фоне ЧМЯКа – четыре года назад, то бишь. Ответ на вопрос, с чем он борется – с самим явлением проституции или с социальной незащищенностью проституток – дается в самом конце, но догадаться можно и раньше. Фильм не предлагает никаких конкретных путей, он лишь посвящен живописанию неприглядных тонкостей проститутского быта – этакий полуторачасовой ролик социальной рекламы. То тут героиням попадаются извращенцы, то там – главное, что платежеспособные! Извращения, кстати, показаны не без смакования, местами даже в монохроме и под искусственным дождем. Чтобы выжить, героиням приходится абортировать из себя человечность. Человек, которого укусил вампир, сам становится вампиром – симпатий на троих не хватит.
В двух из трех главных ролей снялись (в смысле, сыграли) жена и дочь режиссера: Виктория Исакова и Дарья Мороз. Кино у Юрия Мороза («Каменская», «Подземелье ведьм») получилось, в общем-то, коммерческое. Жесткая подача злободневной темы всегда была коммерческим аргументом. Какие еще элементы коммерческого предложения очевидны: житейские мудрости («Мужики – как туалеты: либо заняты, либо дерьма полны, либо не функционируют») – для доступности, потоки ненормативной лексики – для реалистичности, цитирование классики – в угоду эстетам (сцена с падением в воду взята из «Ночей Кабирии» Феллини), знаменитости в камео (Ефремов, Рахманова, Горевой) – для промоушна. Если бы о проститутках, как о ментах, бандитах и урках, можно было забабахать сериал, Мороз, наверное, забабахал бы. А так – пришлось довольствоваться художественными формами. У «Точки» – сущность криминального сериала.
Реакция оказалась не такой уж и коммерческой – фильм пошел не более чем на паре десятков экранов по стране. Причина, надо полагать, в том, что теперь эта тема – рыночная ниша «Специальных корреспондентов» и иже с ними. Фильм опоздал. Он должен был появиться еще в самом начале разгула. Но, пожалуй, лучше поздно, чем никогда.
|