РЕЦЕНЗИЯ №1
Наш ответ Чемберлену, то бишь европейская версия голливудского “xXx” – разницы практически никакой: герой-одиночка, уникальные трюки и драки, героиня, которую нужно сначала спасать, а потом удерживать от безрассудных поступков, действие происходит в Европе, благородный финал со спасением кучи людей.
Теперь о различиях: бывший спецназовец, вышедший в отставку в расцвете лет и живущих в особняке на Средиземноморье (окрестности Ниццы, я так понимаю), изредка подрабатывает, доставляяя ответственный и всегда опасный груз и пассажиров из пункта А в пункт Б за мзду. Играет его такой же лысый и мускулисто-бугристый, как Вин Дизл, британец Джэйсон Стэтам (“Турок” из незабываемого “Большого куша” Гая Риччи).
Фильм начинается очень энергично: Наш Герой подъезжает в указанное время в семь утра к дверям какого-то особняка и тут же с ревом сирены из дверей вырывается банда грабителей в масках и с мешками денег. Они садятся в машину Героя и кричат: Трогай! Давай, поехали!
Тот невозмутим, мол, обещали, что пассажиров будет трое, а не четверо. Так не пойдет.
Да ты что, охренел,- машут пистолетами бандиты – гони, кому говорят. А то сейчас мозги вышибем!
Герой невозмутим, мол, уговор дороже денег. Приходится главарю одного своего помощника пристрелить и выкинуть из машины. Наш Герой рекомендует всем пристегнуться и начинает мощную гонку с полицией по улицам Ниццы и затем по набережной в стиле “Taxi” и “Ronin”. С моста его БМВ летит и точненько встает в пустое место между машинами, которые на эстакаде везет грузовик на продажу в салон. Круто! Там еще куча классных трюков. Отвозит он бандюгов, наконец, в указанное место. Те дают ему больше денег, чем условились. Нет, отвечает Наш Герой, - мне лишнего не надо!
Затем ему вручают новый багаж – по ходу дела в машине спускает колесо, и пока он достает запаску, мешок шевелится и постанывает. Наш герой не выдерживает, покупает лимонад и открывает мешок. Там симпотная баба-азиатка – он разрезает ножом тонкую дырочку у нее на на липучке, закрывающей рот, и через соломинку дает попить. Затем она идет пописать, а когда сбегает, то приходится Нашему Герою сначала ее ловить, а потом “вырубать” двух дорожных полицейских.
Привозит он багаж по адресу, а там прикольный бандит по кличке Уолл Стрит (понравился в его роли Мэтт Шульц – помните его по «Blade 2», «Fast And Furious»?) дает новый груз – чемонданчик.
Наш Герой останавливается заправиться, а когда выходит, машина взрывается. Чудом спасся! Разъяренный Герой возвращается в дом Уолл Стрита, всех мочит (там за ним два пацана с топорами классно бегают!!!) и забирает из гаража бандитов в качестве компенсации “Mers”, в который забралась в сутолоке драки-стрельбы Наша Героиня-китаезка. Вновь Она с Ним! Взбешенный таким поворотом, Наш Герой ее высаживает посреди пустынной дороги, уезжает, а потом, чертыхнувшись, возвращается. Ночь они проводят в доме героя, но раздельно. А утром после посещения полицейского инспектора на дом нападают Уолл Стрит с бандой и разносят дом на куски. Ракеты и пули свистят как бешенные!
Герой довелен: теперь бандиты считают его уничтоженным и искать не станут, а китаезка призывает Героя вернуться в дело, потому что бандиты готовят приезд во Францию в контейнере кучи китайцев-эммигрантов, которые станут рабами. Этого нельзя допустить, заявляет тетенька. В зале пафосные речи встречены смешками!
Дальше пересказывать не имеет смысла, потому как девушка оказывается дочерью китаеза-гангстера, который всю эту аферу с контейнером проворачивает. Наш Герой и Героиня полюбят друг-друга, потом ее захватят и до финала они будут разлучены. А наш мачо будет гнаться за контейнером, по ходу дела разбивая рыла всем злодеям.
Режиссер из Гонг-Конга Кори Ен снял со вкусом драчки – Джэйсон Стэтам бесподобен! Крутит вертушку, сальто-мортале, садится едва ли на шпагат и колотит-дубасит-мочит почем зря. Там есть несколько оригинальных сцен: в автобусе он прыгает с сиденья на сиденье, летает, держась за поручни и за головы соперников. А в автомастерской он выливает всем под ноги жбан с машинным маслом и становится скользким. Сам же отрывает от велосипеда жесткие педали и на них ходит по скользкому полу без проблем – зал взрывался не раз аплодисментами и криками одобрения на каждую его оригинальную выходку. Поразило, как легко и мощно он выполняет боевые трюки, не хуже Джэта Ли, честное слово! Молодец, мужик, не опустил громкое звание европейского мэна…
Фильм очень бойкий и не такой уж и длиный – едва ли полтора часа. Очень хороший монтаж, держит в напряжении и не позволяет сюжету провисать.
У фильма есть одна проблема. Лишенный, в отличие от голливудских боевиков, нелепостей и логических неувязок, «the Transporter» смазывает в целом позитивное впечатление тупо-сентиментальным финалом: дочка убивает папу-гангстера, Герои вместе с полицией открывают контейнер, из которого начинают выпрыгивать китайцы и звучит – вы не поверите, но слащавая песня что-то типа “Yes, I love You! Oooh, I love you, baby… The End.
А если вернуться от песенки к реальности, то китаезам не позавидуешь: их, скорее всего, депортируют обратно на родину, где их ждет далеко не радушный прием. Уже когда пойдут финальные тиры на фоне контейнера, я заметил прикол: один из массовки, играющей полицейских, возьмет одного из массовки, играющей китайцев, отведет его в сторону (направо от контейнера) и выбросит к черту сумку, которую китаец прижимал к груди. Вот она, правда жизни...
РЕЦЕНЗИЯ №2
Бывший военный Френк Мартин выйдя в отставку подрабатывает перевозкой грузов, но не обычных, а особенных, тех, доставка которых должна быть осуществлена быстро, четко и без лишних свидетелей. Работа хоть и опасная, но дающая весьма ощутимую прибавку к военной пенсии и позволяющую жить в Марселе в огромном доме и рулить на практически гоночной машине. Как и у всякого профессионала, у Френка Мартина есть свои правила, отступление от которых подобно смерти - договор не нарушать, имен не произносить, в посылки не заглядывать.
Даже на старуху бывает проруха и в один далеко не самый прекрасный момент Френку доверяют доставку большой сумки, а заметив, что сумка явно не с деньгами или наркотиками, Френк, заглянув в нее обнаружил связанную китаянку, к тому же весьма симпатичную. Нарушил правила, пеняй на себя. Девица без всяких объяснений сбегает, после ее отлова Френк наталкивается на двух фликов (это копы по-французски). А после доставки "посылки" получатель пытается взорвать Френка вместе с его дражайшей BMW 735. В итоге Френк оказывается втянутым в семейные разборки китайской триады, промышляющей ввозом китайских нелегальных рабочих. Что можно сказать, китайская мафия надолго запомнит крутого парня по имени Френк Мартин.
"Фильм Люка Бессона" - этот лэйбл очень любят лепить наши прокатчики на практически любой фильм французского происхождения, при этом не так важно, что Люк Бессон выступил "третьим слева исполнительным продюсером". Качество таких фильмов колеблется от почти приемлемого, вроде "Поцелуй дракона" до обычной халтуры, как "Ямакаси". Однако в случае с "Перевозчиком" все честно, ну почти честно - Люк Бессон выступил продюсером фильма и соавтором сценария, вместе с весьма известным сценаристом Робертом Марком Кэйменом, написавшим несколько серий эталонного боевика "Смертельное оружие". Впрочем, на конечном результате участие Бессона сказалось минимальнейшим образом. Даже не ищите в "Перевозчике" нигилизма "Никиты", романтики "Голубой бездны", пронзительного трагизма "Леона", эти качества в фильмах Бессона не живут уже давно. Перед нами классический "ломовой боевик", он же "чумовой экшен", так же известный как "убойный фильмец". Девизом при просмотре должна стать фраза "Не думай, а смотри".
Ставка делалась разумеется на Джейсона Стетэма, чью предыдущую роль психованного убийцы по кличке Монах в тюремно-спортивном "Костоломе" забыть сложно. Ему как никому другому подходит роль крутого вояки. А теперь представьте себе, что амбал размером "два на полтора" выполняет трюки аналог которым только один - Джеки Чан. Прыжки по крышам мчащихся автомобилей, стрельба, драки, гонки все эти обязательные элементы боевиков сделаны просто безупречно. Ну, а драка в огромной луже машинного масла точно войдет в анналы самых оригинальных побоищ на киноэкране. Кажется, у нас появился еще один "последний герой боевика" в противовес Вину Дизелю.
Многое осталось за кадром фильма - например, я так и не понял, зачем было перевозить бочку босса мафии в сумке? Но на такие мелочи я уже давно не обращаю внимания, и вам советую - проще жить будет. Потому что ответ один на все вопросы. Чтобы сюжет был! Хоть какой никакой, но сюжет, которым можно было бы оправдать все творящиеся на экране прекрасные безобразия. Стэтэм крут, как яйцо, трюки замечательные, на сюжет не обращаешь внимания - чего еще надо для расслабления после тяжелой рабочей недели? Смотрим и получаем своё законное удовольствие.
РЕЦЕНЗИЯ №3
Есть такая профессия, сынок, родину защищать. Ну, знаешь, сначала долго и нудно тренируешься, развивая у себя стальные миндалины, а затем любишь родину до исступления в кончиках пальцев, до хрипоты в голосе от чувств-с, до дрожи в руках после трехнедельной пьянки. Зато затем, когда родина потратила на тебя весь свой березовый сок, можно выйти в отставку, а на военную пенсию купить себе маленький скромненький двухэтажный домик в Ницце. Если после этой покупки от пенсии что-нибудь останется, тогда мелочишку потратим на какую-нибудь простенькую автомобильку, вроде BMW 735i 1999 года, снабженную элементарными суперкомпьютерами, а затем обеспечим себе небольшой ежемесячный приварочек, время от времени подкалымливая на этой машинке. Каким образом? Да как угодно! Можно молоко развозить. Можно еще что-нибудь. Что попросят - то и развезем. Бывшие военные на все готовы, как штык!..
Фрэнк Мартин (Джейсон Стэзем) - как раз такой отставной военный (ухватки и хозяйственность выдают в нем бывшего прапорщика), который поселился в скромном двухэтажном домике в Ницце и на своей суперновой BMW выполняет разные мелкие поручения. Он называет себя "перевозчик". Работа у него простая, но довольно специфическая. Фрэнк перевозит все, что угодно и куда угодно. Он не задает вопросы и ничем лишним не интересуется. Фрэнку нужно знать только одно: куда подать машину, объем и вес перевозимого груза, пункт назначения. Цена за перевозку высока, но и доставляет он, конечно, не молоко.
У неразговорчивого Фрэнка три железных правила, которые он всегда выполняет. Первое - не отказываться ни от каких предложений. Второе - никаких имен. Третье - не интересоваться, что за груз он перевозит. И все у парня получалось, пока он не нарушил третье правило. Да-да, Фрэнк повел себя совершенно непрофессионально! Он заглянул в перевозимую сумку и обнаружил там китаянку (Ки Шу). Мало того! Он напоил ее кока-колой, что строго-настрого запрещено Женевской конвенцией. Он разрешил ей отправиться пописать, чем она тут же воспользовалась в своих далеко идущих целях. Короче говоря, тихой и спокойной жизни Фрэнка пришел полный пердюмонокль, как говорят в Ницце. Теперь он может забыть о том, чтобы тихо и спокойно перевозить в нужное место грабителей банков под вой десятков полицейских машин, доставлять по указанному адресу чемоданчик с компактной ядерной бомбой или привозить глубоко законспирированному шпиону карты засекреченных пусковых установок. Ничего этого в его жизни больше не будет! Фрэнк встал на опасный путь, и этот путь повел его далеко-далеко, в те места, где суровые мужчины плющат друг другу детородные органы, а толстые китайцы со следами двухсот пятидесяти пластических операций на лице занимаются всяким непотребством. Зато он встретит свою первую и последнюю любовь - полицейского комиссара Таркони...
***
Люк Бессон в интервью очень часто упоминал, что когда он начинал работать режиссером, ему страшно не хватало... продюсера Люка Бессона. Поэтому Бессон, завязав с режиссерством, со страшной силой кинулся в продюсирование, выпуская под своей эгидой несколько фильмов в год. Первый его продюсерский опыт - очень симпатичная комедия "Такси" - позволял надеяться, что Бессон в выборе нового призвания не ошибся. Однако после этого Бессон, как продюсер, не просто покатился под откос, а рухнул вниз с высокого обрыва, подняв огромный фонтан брызг, навеки похоронив под ними надежду на то, что он выпустит что-нибудь приличное. Потому что все эти дансеры, ямакаси и прочие васаби - такой полный отстой и отвратительная дешевка, недостойная даже называться именем "кино", что этого никто не ожидал от человека, который в свое время снял хотя и не шедевры, но весьма симпатичные фильмы. Так что с продюсерской точки зрения имя Бессона стало как бы брендом наоборот: теперь фраза в анонсе "Продюсер - Люк Бессон", скорее, является признаком того, что этот фильм вовсе не нужно смотреть.
К счастью, "Перевозчик" этот постулат оправдывает не на сто процентов. Потому что у фильма есть явные преимущества, в отличие от идиотичных дансеров и тупых до озверения ямакасей. Первое и самое главное достоинство - зрелищность некоторых эпизодов. Не то чтобы вас там ждут какие-то чудеса, однако гонки на машинках, драчки на грузовичках, взрывы из чемоданчика и легкая бомбежка скромной хижины прапора в Ницце - сделано вполне и вполне на уровне. Второе достоинство - постановка драк. Критики пишут о каком-то невероятном перевоплощении Стэзема - незабываемого Турка из "Большого куша", - однако я никаких перевоплощений не заметил. Просто Стэзем снял свой типично английский сюртучок, нацепил типично шварценеггеровско-виндизельскую маечку, уже не скрывающую бугрящиеся грани его натуры, и проявил себя в полном блеске рукодрыжества и ногомашества. Проявил классно, зрелищно и эффектно. Тут же забываешь флегматика Турка и видишь крутого Фрэнка, который в прыжке двумя ногами одновременно врежет двум негодяйским врагам, десяток врагов окучит простым свитером, а уж что он вытворяет в автобусе и в луже масла - это нужно просто видеть, потому что даже мое бойкое перо не в состоянии описать завихрительные эскапады всех кульбитов.
Третье достоинство - все тот же Стэзем. Но уже с точки зрения выражения лица и столь модного сейчас слова "харизматичность". Потому что парень смотрится - очень и очень. Ничуть не хуже ныне звездного Вина Дизеля. Однако Дизель больше склоняется в сторону экстремально-панковской кислотности, и на его стороне симпатии соответствующей части аудитории, а Стэзем - невозмутимый крепыш, который придется по душе людям с научным складом ума. Стильный и симпатичный. И даже в глазах его светятся какие-то намеки на ум, которые подобному герою, впрочем, ни на фиг не сдались. Его дело - мужественно выпячивать челюсть (у Стэзема она выше всяких похвал, Дизель там и рядом не выпячивался), бугрить мускулатуру и произносить одну фразу в пять минут. Он это и делает, причем солидно, выпукло и стильно. Так что с этой стороны тоже все в порядке. Не знаю, попадет ли Стэзем в Большой Голливуд - с иностранными актерами (а он англичанин и живет в Англии) это случается крайне редко, - однако то, что Стэзем даст сто очков вперед многим голливудским крепышам - факт.
Далее идут одни недостатки. Главный из которых - то ли нарочитая, то ли сама собой получившаяся тупизна сценария. Впрочем, похоже, что это в последнее время стало фирменным стилем Бессона (а он был одним из авторов сценария) - продюсировать фильмы, сценарий которых рассчитан на десятилетних детей с пороками развития мозжечка. И не нужно мне говорить, что в сценариях боевичков и должна быть масса всяких условностей. Потому что кинематографические условности - это одно. А дебилизм сюжета - это совсем другое. Меня вполне устраивает, когда Бонд спасает мир. Меня также вполне устраивает, когда из иксатого Дизеля делают суперагента, и он сражается с колоритным венгром, который непонятно с какого бодуна собирается уничтожить этот мир. Там все понятно, это все законы жанра. И я вполне готов простить существование несуществующей профессии (по крайней мере, в таком виде) "доставщик". Законы жанра есть законы жанра. Нужно от чего-то оттолкнуться.
Однако когда в сценарий напихивают какие-то жуткие идиотизмы с доставкой несчастных китайцев в контейнерах, а на передний план выходит некий китайский папаша, чью истеричную дочурку Фрэнк мужественно спас и ласково трахнул, я начинаю слегка офигевать. Они там такого идиотизма понавертели с этими китайцами, что даже мужественный отставной прапорщик сильно смазался и потерял в весе. Эту дурацкая, хотя и симпатичная, девчушка то пленница, то заложница, то любящая дочурка, то боевая подруга, то наш человек в тылу врага, то совесть нации, а то и не пойми кто. Похоже, что Бессон или курил какую-то не ту траву, или перешел на галлюциногенные сорта китайского чая. Ничем иным этот сценарий, который через 15 минут после вполне пристойного начала фильма начинает колбасить, как китайца в утлой лодчонке посреди мирового океана, я объяснить не могу.
Папашка девчушки (Рик Янг) похож на престарелого Майкла Джексона - прежде всего, следами многочисленных пластических операций на лице. Этот клоун - великий бизнесмен, любящий отец и преступник мирового масштаба. Свою дочурку он нежно обожает, однако в воспитательных целях время от времени говорит своему водителю: "Следи за ней. Если будет рыпаться - пристрели". Такие трогательные родственные чувства - это что-то. А уж пафос папаши и дочурки... Хорошо, что кот Бублик фильм не видел. Его бы просто стошнило от отвращения... В общем, вся эта китайская идиотизма под конец фильма меня задолбала настолько, что даже Стэзем уже не радовал. Взяли да испортили боевичок, который вполне пристойно начинался. Зачем они это сделали? А черт их знает. Бессон, одно слово.
Резюмирую. Посмотреть это дело на большом экране можно, если вас не раздражают до предела тупые сюжеты. Гонки впечатляющие, драки весьма эффектны, Стэзем - вообще классный. Злодеи - дурацкие, простые как две копейки и придурковатые. Самый дурной злодей - китаец. Уж и не знаю, почему постановщики не сочли его достойным хоть чуть-чуть более прилично созданного характера. Девочка-китаянка - очень симпатичная. Но у нее характер тоже - не бей лежачего. Все время биться в истерике и грозить папашке. Роль, короче говоря, которой не позавидуешь. В общем, с пивком это кинцо прокатит. Однако у меня осталось чувство сильной досады. Начиналось это все на порядок круче, чем то, во что картину в конце концов превратили. Могли бы сделать приличный фильм. Но не стали или не захотели. Или считают зрителей идиотами. Одно из пятнадцати...
РЕЦЕНЗИЯ №4
Сюжет: Бывший военный Фрэнк Мартин (Стэтем) зарабатывает на жизнь перевозками – не обязательно законными, зато очень прибыльными. Он всегда точно следует инструкциям, что помогло ему заслужить в определенных кругах репутацию человека, которому можно доверить дело любой сложности. Но однажды у Фрэнка случился прокол: во время транспортировки вместительного рюкзака он обращает внимание на то, что внутри кто-то шевелится. Не сдержав любопытство, Мартин открывает его и обнаруживает там очаровательную китаянку (Хсу Чи), связанную по рукам и ногам. Профессионализм тем не менее берет верх, и, проигнорировав просьбы пленницы об освобождении, Фрэнк доставляет груз по назначению, передав в руки мафиози по имени Уолл Стрит (Шульц). Гангстер, однако, совсем не рад тому, что перевозчик заглянул в «посылку», поэтому, когда шикарный BMW Фрэнка взлетает на воздух, тот ни на секунду не сомневается, кто за этим стоит.
Пока Роб Коэн на все лады восхвалял в прессе образ «шпиона нового поколения» из «Трех иксов», французский кутюрье экшена Люк Бессон без особого шума спродюсировал свое очередное творение, взяв за основу ту же идею «плохой парень всех спас», но счастливо избежав в «Перевозчике» ненужного глобализма и дешевых понтов. Доверив режиссуру азиату Кори Юэню, настоящей легенде боевого кино на родине и хореографу поединков в его предыдущем продюсерском опыте «Поцелуй дракона», Бессон создал уникальный, неповторимый коктейль из европейской стильности, западной размашистости и восточной крутости – пожалуй, лучший фильм года в своем жанре.
Ближайшим собратом «Перевозчика» по духу можно назвать «Большое дело» – еще один боевик, поставленный азиатом вдали от исторической родины. Помимо очевидного сходства сюжетов, обе картины – бесшабашная, безостановочная гонка тестостерона, в которой хлесткие шутки чередуются со смачными ударами ногой в челюсть и захватывающими дух погонями на самой высокой скорости.
В «Перевозчике» Бессон преуспел и в создании куда как более осмысленного, чем Ксандер Кейдж из «Трех иксов», настоящего «антигероя» – такого, который выставляет из спасительной машины беззащитную девушку, но за свои интересы безо всяких раздумий пускает в ход кулаки. Это как раз тот безбашенный пофигизм, на который у Коэна не хватило ни мужества, ни фантазии. И чисто английская флегматичность Стэтема прижилась в образе Фрэнка Мартина как нельзя лучше – это тот же Турок из «Большого куша», цедящий сквозь зубы сухие остроты, но на этот раз готовый подкрепить свои слова увесистой затрещиной. Не менее колоритны и остальные персонажи, среди которых – взбалмошная девочка-лето Мина в исполнении Хсу Чи, туповатый на вид Уолл Стрит с обжигающим взглядом и въедливый французский полицейский, достаточно, впрочем, благоразумный, чтобы не вставать на пути у Мартина, превращающего врагов в кровавую колбасу практически голыми руками. А уж делает это Мартин «на пять баллов». Гонки и сложные трюки сняты безупречно, а рукопашные поединки поставлены безо всякого применения компьютеров и вспомогательных тросов – чистое мастерство. Сложные схватки с множеством соперников, изумительная пластика (Кори Юэнь всегда славился мастерской работой с актерами экшена), бешеный драйв и множество хитрых операторских и монтажных примочек, иногда затрудняющих разборчивость происходящего, но всегда играющих на общий, по-настоящему сносящий крышу темп. Чистый адреналин!
Резюме: Один из лучших экшенов от азиатских мастеров, снятых ими за пределами Гонконга, и самый увлекательный боевик года.
РЕЦЕНЗИЯ №5
"Перевозчик" - это история бывшего оперативника спецназа Фрэнка Мартина, который после отставки стал работать Транспортировщиком - доставлять разного рода посылки криминального характера. При работе он всегда пользуется тремя правилами: 1). Не отказываться от задания; 2). Никаких имен; 3). Не смотреть что в посылке. Эти правила не должны бытьнарушены ни при каких обстоятельствах. Фрэнк их и никогда не нарушал, чем заработал себе хорошую репутацию. Но однажды Фрэнк нарушает 3-е правило. Открыв багажник он обнаруживает там девушку (Ши Куи - это имя такое) попавшую в заварушку. После следует куча мордобоя и перестрелок.
"Перевозчик" начинается как отличное кино - диалоги под Гая Ритчи, отличная погоня и Джейсон Стэтхем в главной роли, до этого снявшийся в превосходных "Картах, деньгах…", не менее превосходном "Большом Куш" и позорном "Противостояние". Первые сорок минут фильм колеблется между отличным и превосходным. Но после фильм опускается до просто хорошего боевичка с приличным мордобоем и отсутствием чего-либо особенного. Большего всего фильм похож на коктейль из Джекки Чана, "Индианы Джонса", "Смертельного Оружия" и немного Джеймса Бонда.
Даже главный "плохой парень" в фильме, известный как Уолл Стрит (Мэтт Шульц), начинает как человек, который за рубль бабушку убьет. Но в последствии он тоже теряет "изюминку", и становится рядовым "плохишем". Что касается других героев фильма, то, как и во всех приличных боевиках, у них плохо прописаны характеры, отсутствие мотиваций, они постоянно попадают под горячую руку героя и их машины нашпигованы оружием кажется в каждой щели.
В целом, на "Перевозчике" я отдыхал. Отключаешь мозг и отдыхаешь, благо создатели постарались на славу. В фильме много экшена, но повторюсь, начавшись оригинально, фильм к середине скатился к стандартной формуле боевика. Если вам понравился xXx, то вам обязательно понравится "Перевозчик". Фильм гораздо лучше виндизельского хита. Но к сожалению Джейсон Стэтхем хоть и более харизматичен, чем обезьяноподобный Дизель, он не является достаточным поводом для похода в кино.
РЕЦЕНЗИЯ №6
Давным-давно, когда производство самого дорогого фильма обходилось в 54 миллиона (это был «Рэмбо в Афганистане»), главным отличительным свойством категории «В» было бюджетное ограничение в пять миллионов. В настоящее же время основным признаком «бишности» стала нескладность, даже неряшливость, сценария.
Динамичный боевик «Перевозчик» изначально не претендовал на исключительность. Если наличие толкового его сценария и предполагалось, то совсем недолго. В целях сохранения маневренности толковый сценарий был пущен в расход: если можно так выразиться, ему загнали пулю в лоб и выкинули вон. После ампутации мозга фильм направился к зрителю уже с более легкими мыслями.
В последние годы меньшевик от кино Люк Бессон впал в продюсерство. Способы при этом он почему-то позаимствовал у Роджера Кормана и Менахема Голана. В то, что бездумный «Поцелуй дракона» и еще более бездумные «Ямакаси» - дело рук создателя «Никиты» и «Голубой бездны», по-прежнему (такова сила инерции) верится с трудом. Очевидно, для него общение с новыми киноформами давно уже переродилось в дежурный флирт, и потому работать он предпочитает уже не на качество, а на количество.
Некая культурологическая полемика в «Перевозчике» все же присутствует. Спрашивается, кому больше обязан своим взлетом такой нынче раскрученный исполнитель, как Вин Дизель: самому себе или далекому от него французу Бессону - «Форсаж», открывший миру этого скинхеда, был, как ни крути, ответом бессоновскому «Такси». В этом свете «Перевозчик» - ответ уже Вину Дизелю как явлению, претензия на авторство типа. Видимо, прав все-таки Бессон: пачками он этих дизелей штамповал. И, судя по тому, с какой жадностью кинорынок впитал посредственного, между прочим, актера Дизеля, не пропадет и актер Стэтэм. На руку ему и то, что, как в истории с «Царем скорпионов» Роком, усиленно раздувается миф об особенности на деле не самого выдающегося атлета. Ясно вот что: после очевидного застоя в сообществе киношных суперменов пошел процесс смены формаций. Вопрос заключается в том, удастся ли новой поросли повторить масштабы старой гвардии (Шварца, Слая и прочих), либо же грядет эпоха безымянных солдатских императоров.
Джейсон Стэтэм, как исполнитель главной роли в рецензируемом фильме, все же заслуживает нескольких строк. Путь его в кинозвезды был тернист: он подвергал свое тело немыслимым нагрузкам, буквально истязал себя тренингом - и все для того, чтобы его усердие в конце концов оценили. Естественно, в таких условиях времени на отработку лицедейства не хватало. Потому его герой - не только сноб, но и педант, лишенный каких бы то ни было эмоций. В подобных ситуациях режиссеры-продюсеры предлагают кинозвездам сыграть в забавную игру «притворись Клинтом Иствудом у Серджо Леоне» или еще более забавную «притворись Терминатором». Потому как актеру, за которого играют его конечности, изображать переживания - все равно что тираннозавру хватать добычу передними лапками. Вдруг у Джейсона Стэтэма это бы получилось СМЕШНО.
Создателям фильма все же удалось покрыть монументальность Стэтэма легкой садомазохистской глазурью, обыгрывая не столько сами ситуации, сколько его появление в них. Вот он, рецепт притягательности: тайваньская актриса Shu Qi, она же порномодель Hsu Chi (в миру и вовсе, пардон, Lin-Hui Li), связанная, с заклеенным ртом, в короткой юбчонке - и бесстрастный здоровяк неподалеку, то за нож берущийся, то на машине к ней несущийся.
Все же «Перевозчик» - чисто продюсерский продукт. По Бессону, режиссер - обычный техработник, если это не сам Бессон. Кори Юэнь и прежде снимал легкомысленные боевички; вершиной его творчества был нетленный хит постсоветского видеопроката «Не отступать и не сдаваться». Кроме того, он ставил драки в голливудских блокбастерах, работал и с Бессоном, в «Поцелуе дракона». В «Перевозчике» драк и трюков оказалось достаточно, чтобы вывести фамилию гонконгского «хореографа» в самом престижном месте в титрах. Те пустоты, на которые Юэня не хватало, заполнял бессоновский же клипмейкер Луи Летерье.
В итоге действие получилось достаточно интенсивным для того, чтобы по ходу его не вдаваться в множественные сценарные огрехи: фильм, как хороший сыр, испещрен дырками по всему своему метражу. Самая большая из них - не поддающаяся пониманию мотивация большинства персонажей фильма. Контрабандных китайцев, которых весь фильм «спасали», скорее всего, депортируют обратно. Всех.
А знаете ли вы, что...
- Съемки картины начались в октябре 2001 года при бюджете 20 млн. $, а закончились в декабре того же года.
|