ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Тренировочный день 
Training Day

Режиссер Antoine Fuqua (Антуан Фукуа)
Сценарий David Ayer (Дэвид Эйер)
В ролях:
Denzel Washington (Дензел Уошингтон),
Ethan Hawke (Итан Хоук),
Tom Berenger (Том Беренджер),
Snoop Dogg,
Dr. Dre,
Macy Gray,
Scott Glenn (Скотт Гленн)
Видеоролик: Quicktime
Официальный сайт: trainingday.warnerbros.com
Продолжительность: 120 мин.
Год выпуска: 2001
РЕЦЕНЗИЯ №1

Сюжет: Молодой полицейский Джейк (Хоук) переводится в самое опасное подразделение Лос-Анджелеса. Он рвется защищать людей, но в первый же свой день на дежурстве под руководством матерого волка Алонцо (Вашингтон) понимает, что в его работе нельзя точно определить границу между черным и белым. Алонцо ходит по самому краю и мало отличается от тех, кого они должны арестовывать: он выглядит, как бандит, пьет за рулем, не гнушается наркотой и крайне жесток по отношению к уличной мрази, и теперь Джейк должен решить для себя, на чьей он стороне.

Впечатления: Жаркое палящее солнце, затянутые решетчатыми жестяными заборами «черные» кварталы, обшарпанные кирпичные стены… Такой Лос-Анджелес сильно отличается от красивого яркого мира Голливуда, несмотря на то, что находятся они совсем рядом. В том Лос-Анджелесе, где происходит действие «Тренировочного дня», граница между законом и его преступлением ничтожно тонка, и пересечь ее слишком легко и даже необходимо, если ты хочешь пережить этот день. Если вы думаете, что перед вами очередной идеалистический триллер в манере «Коррупционера» Джеймса Фоули, вы недалеко ушли от истины, но при этом «Тренировочный день» намного более глубок, чтобы так быстро, навскидку, приписывать его к какому-то жанру и с чем-то сравнивать (несмотря на то, что вам гарантированно вспомнятся «Цвета» и «Элитный отряд»).

В картине практически нет какой-то цельной структуры: первый час вообще сложно догадаться, в какую сторону повернет действие в следующую минуту. Парочка ездит по городу, вляпывается в какие-то истории – своеобразный калейдоскоп, срез жизни, в которую нас окунают с головой. И, честно говоря, не хочется даже намекать на то, к чему все это приведет, так увлекательно, смело и необычно выстроен и придуман фильм. Жестокость полиции, которой, с другой стороны, сковывают руки всевозможными ордерами, постановлениями и подписями, редко становилась центральной идеей художественного фильма, и то, как с этой темой управляется Дэвид Эйер в своем сценарии, устроит не всех, но не оценить то, как органично Эйер вплетает в картину вопросы морали, нравственности и, в конце концов, обычной полицейской чести, нельзя. Несмотря на двухчасовую продолжительность, здесь нет сцен, которые введены «просто так», каждый эпизод служит своей определенной цели: герои буквально обретают плоть, становясь с каждой минутой реальней и объемней, а сам город как будто начинает дышать, наваливаясь на зрителя всем своим неподъемным грузом проблем, сложных и неоднозначных. Напряжение нарастает, причем, режиссер Антуан Фукуа добивается этого практически без «показных» эффектных сцен (если не считать традиционную развязку со стрельбой): внутреннее противостояние кроется в характерах героев и их поведении.

Этан Хоук успешно привносит в свое обычное амплуа меланхоличного романтика (каким он предстал перед нами в «Перед рассветом») жесткость и сталь, второстепенные актеры все на своих местах и как один хороши, но речь идет даже не о них, а о Дензеле Вашингтоне. Просто нет слов. Блестящая, экспрессивно дикая и дьявольски харизматичная игра Вашингтона скрепляет все части фильма воедино, даже не склеивая их, а прямо-таки сколачивая титановыми прутьями. Его невозможно оценивать – он буквально завораживает, несмотря на то, что для Вашингтона эта роль не совсем обычна. Год еще не закончился, но уже сейчас перед нами очевидный претендент номер один на «Оскар» за лучшую мужскую роль, и тем более приятно, что сумел раскрыть себя он именно в таком фильме, как «Тренировочный день».

Резюме: Драматически тяжелый и напряженный триллер, украшенный поистине великолепной игрой Дензела Вашингтона.


     
(c) Akira

РЕЦЕНЗИЯ №2

Было дело: к какому-то очередному дню советской милиции студия имени Горького выпустила фильм «Из жизни начальника уголовного розыска». Неплохой такой фильм, неспешный, основательный, реалистичный и внимательный к деталям. «Тренировочный день» по настроению смахивает на наш. Это, что неожиданно, не очередной громобойный боевик, а реалистичная криминальная драма – из жизни честного новичка Джейка, идеалиста, мечтающего о значке детектива и работе в элитном отряде по борьбе с наркотиками. Для достижения этой цели Джейк и проводит свой первый рабочий день на городских задворках в компании опытного афроамериканского копа-наставника Алонзо. Тренировочный день, превращающийся в настоящий экзамен на выживание; как у Высоцкого – «если хилый, сразу в гроб»…

Неожиданно и то, что добрые полчаса Антуан Фукуа, известный как режиссер очень быстрых «Убийц на замену»(The Replacement Killers), вообще избегает всякого прямого действия. Поначалу тренировка сводится к «урокам жизни» от Алонзо, который травит будущего детектива Джейка мексиканской кислотной травой, скитанием по раскаленным несмотря на дождь лос-анджелесским улицам и несмешными анекдотами с моралью. Вроде такой: «Защищая овец – убиваешь волка, а для это надо быть волком самому». Мой ниггер!

В кабацкой песне 70-х, наново перепетой Гариком Осиповым, светлое электрифицированное завтра рисуется так: «Появятся на свет электроворы, судить их будут электропрокуроры, ловить их будут электромусора и отправлять в электролагеря». Случись такое, все были бы довольны, но пока до таких чудес далеко, и в любое дело – в том числе и в полицейское, постоянно вмешивается треклятый человеческий фактор. Наивный юнец Джейк верит в справедливость принципа «Служить и защищать». А реальная проблема в «Тренировочном дне» возникает, когда Джейк понимает: Алонзо – коррумпированный мерзавец с руками по локоть в крови.

"Тренировочный день" – очень уверенное и отличающееся физически ощутимым напряжением кино. Электрокино – пусть и не слишком оригинальное; ощущение «дежа вю» не покинет вас в течение всего просмотра. Что-то похожее было не один десяток раз – хоть в комедии француза Клода Зиди «Откройте, полиция» (Les Ripoux), хоть в трагедии Абеля Феррары «Плохой лейтенант» (Bad Lieutenant, честный полицейский – редкий вид в любой точке земного шара; хватай – а то убежит).

Однако ближайший аналог «Тренировочного дня» – творчество Сиднея Люмета, почтенного режиссера, умеющего без глумливой ухмылки и с недоступной другим внятностью снимать фильмы про такие истрепанные вещи, о которых как-то даже неловко говорить, как честь и долг. Кино Фукуа по прямой наследует люметовским «Серпико» (Serpico) и «Вопросам и ответам» (Q&A) – та же классицистская строгость стиля в сочетании с авторской горячностью и тщательным бэкграундом; на втором плане такие зубры «вспомогательных» ролей, как Скотт Гленн и Том Беренджер.

Фукуа вообще удивил рискованным (но удачным) подбором актеров. Слаженный дуэт составили Этан Хоук (Джейк) и Дэнзел Вашингтон (Алонзо). Хоук, звезда фильмов о растерянных и сконфуженных бездельниках из поколения Х, умело гнет свою линию. Ушедшие вместе с 90-ми «эксеры» иногда-таки возвращаются – в всплывшем из небытия «Кафе «Донс Плам» (Don’s Plum) или в модернизированном «Гамлете» (Hamlet) Майкла Альмерейды, где датского принца из Нью-Йорка сыграл тот же Хоук.

Теперь супруг Умы Турман разыгрывает еще один альтернативный вариант взросления и расставания с идеалами юности. Афроамериканского джентльмена Дензела Вашингтона же иначе как в позитивном амплуа почти невозможно представить. Но его Алонзо – настоящий эталон антипатичности. Так что прочь влияния извне, привыкайте к новизне. «Тренировочный день» – рекомендуем.


     
РЕЦЕНЗИЯ №3

Молодого полицейского Джейка Хойда переводят в отдел по борьбе с наркотиками. В качестве наставника и напарника одновременно ему дают опытного полицейского Алонзо. Джейк надеется при помощи Алонзо получить место в отделе, но у Алонзо есть свои планы относительно неопытного Джейка.

Ох, как много фильмов было о напарниках - противоположностях, и откровенно комедийные (48 часов с Ником Нолти и Эдди Мерфи), и триллеры ("Французский связной" с Джином Хэкманом), и нечто среднее ("Смертельное Оружие" сами-знаете-с-кем). Теперь вот и драма-боевик затесалась в эту отличную подборку отличнейших же фильмов. Почему фильм отличный? Вот я вам и постараюсь объяснить.

Сначала может показаться, что перед нами типичнейший фильм о полицейских: два противоречивых полицейских - матерый и продажный коп Алонзо (необычная роль главного хорошего негра Голливуда Дензела Вашингтона) и новичок-идеалист Хойд (типичная роль меланхолика-романтика Хоука) колесят по Лос-Анджелесу, вляпываются в разные истории, но в какой-то момент всё начинает складываться в единую картину и начинаешь понимать, что в фильме нет ни одного лишнего кадра, видишь подоплёку во всех действиях Алонзо, и вырисовывается его дьявольски гениальный план. Интересна и позиция полиций в фильме в лице Алонзо, он ненавидит ту грань между законом и преступлением из-за того, что ему приходится переходить её чтобы остаться в живых. Подобные понятия о чести, морали, полицейской чести органично вплетены во весь фильм. Напряжение возрастает с каждой минутой фильма, так холодно встретивший утром Хойда, Алонзо постепенно "братается" с ним к середине фильма, но когда в действие приходит его план, и Джек видит всю натуру Алонзо, они становятся лютыми врагами.

Резюме : отличный драматический триллер, с хорошим сценарием, режиссурой и актерской работой. Возможно, кому-то понравится и полностью рэповый саундтрек, но не мне, как не поклоннику такой музыки.


     
РЕЦЕНЗИЯ №4

Молодой полицейский-новичок Джек Хойт (Итан Хоук) работает в Лос-Анджелесе обычным постовым. Ну, вы понимаете, что это за работа: штраф какому-нибудь автомобилисту выписать, старушку через дорогу перевести, скаута наказать за неправильный переход улицы. Но Джеку такая работа не нравится. Ему хочется стать настоящим детективом: ловить преступников, вступать в перестрелки, работать под прикрытием и так далее.

Самый быстрый способ добиться повышения - перейти работать в особое подразделение по борьбе с наркотиками. Там, правда, и работа суровая, и мужики - суровей не бывает, но Джек считает, что он может справиться. Начальник Хойта, вероятно, считает так же, поэтому Джека отправляют на стажировку к одному из лучших работников подразделения - детективу Алонзо Харрису (Дэнзел Вашингтон).

Алонзо должен попробовать Джека в деле и выяснить, сможет ли парень работать в его подразделении, - ну и Джек должен на своей шкуре испытать, что такое работа детектива в отделе по борьбе с наркотиками. То есть у него будет, так сказать, тренировочный день, однако не на специальных тренажерах, а в самых что ни на есть боевых условиях - в особо криминальных кварталах Лос-Анджелеса.

Алонзо довольно круто и жестко взялся за тренинг Джека - он сразу продемонстрировал парню, что здесь не в игрушки играют и если хочешь выполнять эту опасную работу, то у тебя все должно быть стальное: от нервов до тестикул. Джек поначалу во всем слушается Харриса и даже подчиняется откровенно провокационным требованиям вроде приказа Алонзо курнуть мексиканской травки, которую детектив только что отобрал у каких-то придурков.

Однако тренинг тренингом, а Харрису нужно работать. Как выяснилось, у него на этот день было запланировано несколько весьма важных операций, в которых Джеку отводилась определенная роль. Но Джек довольно быстро понял, что Алонзо, расхаживая с полицейским значком по самым страшным районам города, решает и некоторые свои собственные задачи, которые имеют мало общего с законом и порядком. И теперь перед Джеком встает традиционная задача: или принять правила игры, навязываемые ему Алонзо, и влиться в ряды элитного подразделения, или пойти против крутого детектива, но это чревато не только потерей работы, но и более серьезными проблемами.

Впрочем, через некоторое время Джек выясняет, что ситуация значительно более запущена, чем ему казалось поначалу.

***

Когда смотришь первые эпизоды этого фильма, кажется, что тебя ждет очередная, до боли навязшая на зубах штамповка о двух полицейских напарниках, один из которых - стреляный воробей, который будет учить нестреляного воробья уму-разуму. Когда же чуть позже выясняется, что Алонзо не только немерено крут, но еще и явно коррумпирован, начинаешь думать, что тебя ждет штамповка о двух полицейских напарниках, одному из которых - чистому и светлому - придется решать серьезную нравственную дилемму: закладывать ли своего напарника, оставшись чистым и светлым стукачком-предателем, либо же принимать соответствующие правила игры и коррумпироваться вместе с ним, отправляясь в туманное будущее больших денег и высокой вероятности посадки.

Однако следует заметить, что даже предчувствие и ожидание штамповки ни разу не вызывают желания выключить фильм, да и кривая саркастическая улыбка ни разу не кривит рот. Потому что с самого начала уже ясно, что это - весьма сильное кино. С самого начала оно тебя захватывает и держит в напряжении, даже тогда, когда происходящее кажется набором бессвязных эпизодов. А потом, когда вся эта мешанина начинает потихоньку приходить в стройную завязку практически гениального плана Алонзо, уже приходишь в восторг - это необычное и крайне яркое кино, к которому неприменимо слово "штамповка".

Картина очень хорошо сделана с чисто визуальной точки зрения - вроде бы все тот же залитый солнцем Лос-Анджелес, но никаких ангелов в кадре вы не увидите: депрессивные обшарпанные кварталы, давящее солнце, обливающиеся потом негры гетто, какие-то решетки, заборы, облупленные кирпичные стены... Все это постоянно накручивает напряжение, и ты начинаешь ощущать, что же чувствует этот парень Джек, который буквально через пять минут после начала этого тренировочного дня начал понимать, что скрывается за романтикой службы в элитном подразделении по борьбе с наркотиками.

Но картинка картинкой, однако самое изумительное, что есть в этом фильме, - это Дэнзел Вашингтон. Я сначала даже не понял, что это именно он играет Алонзо. Вашингтон? Обаятельный Вашингтон, который всегда изображает таких правильных парней? Но тут, как говорили Монти Пайтоны, нечто совершенно иное! Суровый и даже жестокий полицейский, ведущий свою очень сложную игру, крутость которого видна в каждом слове, каждом жесте и каждом повороте головы. Полицейский, который заставил себя уважать самых оголтелых бандитов, однако и уважают детектива потому, что его методы пострашнее методов этих бандитов...

Дэнзел сыграл Алонзо невероятно сильно, и это одна из лучших ролей среди всех криминальных драм! Кстати, за роль детектива Харриса Вашингтон в 2002 году получил "Оскара", и я не знаю, кто может сказать, что он этого недостоин.

Выбор Итана Хоука на роль Джека меня сначала несколько удивил, однако позже Хоук продемонстрировал, что он умеет играть и на пределе своих возможностей, которые мне всегда казались достаточно скромными, и даже за пределами этих возможностей. Тем более что на фоне потрясающей игры Вашингтона даже значительно более сильному актеру было сложно не потеряться. Тем не менее Хоук выдержал и показал, в общем-то, достаточно высокий класс. И роль была очень сложная: зеленый новичок, попадающий в крайне жесткие условия, а потом еще и вынужденный очень быстро решать, значат ли для него что-нибудь слова "закон и порядок" или же это просто пустой звук.

Кстати, раз уж мы заговорили о кастинге, то нужно сказать, что эти актеры вовсе не сразу были утверждены на роли Алонзо и Джека. До утверждения Фукуа в качестве режиссера продюсеры рассматривали кандидатуру Дэвида Гуггенхейма, и тот планировал в качестве основных персонажей Сэмюэля Джексона и Мэтта Дэймона. (Тоже, кстати, мог получиться очень интересный вариант.)

Позже, уже когда Фукуа занялся проектом, на роль Джека готовили Тоби Магуайра. Причем Тоби даже пару месяцев поездил с сотрудниками подразделения Лос-Анджелеса по борьбе с наркотиками и начал набирать вес. Однако когда Итан Хоук, которого Фукуа изначально планировал на эту роль, сообщил, что готов принять участие в съемках, Магуйару было отказано.

Роль Алонзо также предлагали Гари Синайзу и Тому Сайзмору, но они отказались. Вашингтон, согласившись сыграть детектива, был вынужден сниматься практически одновременно с другим фильмом, где он играл главную роль, - "Джон Кью". Почему Вашингтон согласился играть этого персонажа, хотя обычно играет принципиально другие роли, - неизвестно...

Резюмирую. Одна из самых сильных полицейских драм среди всех, что я видел. Высочайший уровень и постановки, и актерской игры, да и сценарий не подкачал. Хотя, казалось бы, налицо совершенно типовая история. Но, как выяснилось, настоящие мастера даже из обычной полицейской истории могут сделать нечто весьма выдающееся.


     
А знаете ли вы, что...

- В результате нападения на Центр международной торговли, дата выпуска фильма была сдвинута на две недели назад на 5 октября.
- Съемки фильма начались без Eminem. Он выбрал роль злодея, противостоящего DMX в "Ворон: Лазарус".
- Фильм снимался в перерывах между съёмками "Джона Кью" с участием Дензела Уошингтона.
- Дензел Уошингтон сыграл в этом фильме в первый раз за свою карьеру отрицательного персонажа.

 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: