РЕЦЕНЗИЯ №1
Круто – вот слово, которое отлично подходит для описания «Трона» и вполне исчерпывает его суть. Вопрос: стоит ли смотреть? – в данном случае смысла не имеет. Смотреть – надо! Слушать – далеко не обязательно. Музыки Daft Punk вам вполне хватит, чтобы занять уши.
Кевин Флинн 25 лет спустя – все такой же: молодой, энергичный. Компьютерные молодильные яблочки творят чудеса. Он прощается с сыном. Уезжает на любимом байке и пропадает навсегда. Сэм Флинн, 25 лет спустя, наши дни. Наследник корпорации, сделавшей миллиарды на папиных идеях, он все-таки недоволен тем, что папа исчез, не выполнив главного обещания: не дав ему покататься в Сети. Он хулиган и миллионер, экстремал и программист. Он ищет приключений и хочет видеть папу. И, когда папин коллега Алан получает послание на пейджер из старого флинновского офиса, Сэм идет туда, открывает портал, проникает в Сеть и видит полный азохенвей. Власть над Сетью – в руках папиного клона Клу, сам папа напоминает кайзера Вильгельма в изгнании. Папа смирен, как буддийский послушник, и готов ждать, пока Клу не сожрет сам себя. Но сын не таков. Он хочет вышибить из Клу все его дерьмо и вернуть в Сеть свет и справедливость.
Снятое в парадоксальном формате «3D наоборот», новый «Трон» предлагает потрясающе красивый мир. Объем не заполняет зрительный зал – наоборот, он как бы втягивает смотрящего в мир Сети. И этот мир того стоит, я вам скажу! Там, в Сети, все продумано и сконструировано – комар носа не подточит. У Джозефа Косински такая профессия – моделировать трехмерные миры. Архитектор он по диплому. Причем с фантазией. Хорошего профи от простого топорника что отличает? Умение сделать так просто, что все аж вздрогнут. В мире Сети существуют всего три кодовых цвета – белый, желтый и красный. Оперируя ими, Косински создает такой визуальный фейерверк, что импрессионисты наверняка крякают в своих гробах.
Фильм очень крут. Эти гонки, эти диски, эти обтягивающие дамские комбинезоны, этот Daft Punk, без которого, кстати, у Косински вообще могло ничего не сложиться. Крутизна фильма кажется запредельной, но предел все-таки существует, и имя ему – Джефф Бриджес. Знатоки утверждают, что в старом «Троне» на нем и держалась химия. Я подозреваю – по той причине, что компьютеры тогда еще были слабее человека, а сам Бриджес – моложе. Попытки приклеить его физиономию почти 30-летней давности какому-то непонятному торсу не очень удались. В отрыве от Бриджеса его лицо не работает. А в реальном возрасте он уже не слишком вписывается в эстетику Сети. Не идет ему играть меланхолических гуру, хоть плачь.
А вот Оливии Уайлд и Гаррету Хедлунду в Сети – самое место.
РЕЦЕНЗИЯ №2
Цитата: — Это биоцифровой джаз, брат!
И вновь двоичный код доказал свое право на трехмерность. Боевитые пиксели штурмом взяли кинозалы, обрушив попутно стереогромы и 3D-молнии на головы всех сомневающихся. И пусть исходный «Трон» 82-го года рождения сегодня уже можно снабжать ярлыком «от создателей наших родителей». Зато его наследие вполне достойно странички в Википедии. И не одной. Только вот истинный джаз, знаете ли, чурается любой партитуры. А с импровизацией в фильме как-то не сложилось.
Тот самый мир, те самые штаты, та самая реальность, в которой когда-то была придумана убойная компьютерная игра «Трон». С того момента, как в ней сгинул сам создатель – Кевин Флинн – отщелкало уже 25 лет. Его великовозрастный сынуля Сэм за это время придумал, что он мегахакер, переселился в сарай и прикупил себе отвратного пса. Отдав отцовскую компанию «Энком» на откуп акулам бизнеса, парень мажорит по полной. И лишь раз в год он (как два пальца) взламывает все пароли и коды и сливает в бесплатный доступ очередную ультрадорогую энкомовскую операционку. Акулы злятся, парень хохочет, копы потирают руки в ожидании ежегодных откупных. Царит полное и всепоглощающее взаимопонимание.
Эту идиллию внезапно нарушает звонок с того света. В смысле, сообщение на пейджер(!), которое приходит из старого игрового клуба партнеру отца. Сэм отправляется узнать, что такое пейджер, и, попутно хакнув бегущую строку в DOS’е, попадает в виртуальный мир. А там…
Там живут модные и красочные спецэффекты. Дерутся на светодисках, ездят на светоциклах, летают на светолетах, носят светокальсоны и, по всей видимости, облегчаются в светосортирах. Короче, света белого не видят. Именно в этом темном мире и заперт блудный папаша Кевин. Заперт богато: в роскошном особняке в компании доктора Тринадцать из сериала про Хауса. Противостоит им злобный клон по кличке Клю, с которым старший Флинн не поделил физиономию Джеффа Бриджеса и понимание всемирного счастья. Но вот пришел Сэм – и победа будет наша. Еще бы: смелость города берет, а глупость их разрушает. Но в 3D это выглядит так привлекательно…
***
Вот что случается, когда скрещивают «Газонокосильщика» и «Матрицу», спрыснув все геномом «Бегущего человека». Но скрещивают не творчески, а энциклопедически. Там взяли пару фишек, оттуда стырили пару спецэффектов, добавили исходную мифологию первого «Трона» и, жахнув полученного Франкенштейна током, выпустили его на большой экран. Лети, птичка, мы не живодеры. В итоге самая ожидаемая премьера декабря так и осталась красивым трейлером.
Нет, нарисовано все стильно. Все эти разноцветные контрастные костюмы, бои в стиле «гладиатрикс», шустрые светоциклы и эпические П-образные летающие вагоны из первой части – они действительно вставляют. Добавьте к этому Оливию Уайлд в латексе, омоложенного компьютером Бриджеса и парня, похожего на Тимура Батрутдинова, – и получите удовольствие на все заплаченные деньги. Но мы привыкли ждать большего. А большего тут не дадут.
Сюжет так и не выйдет за рамки стандартного «а теперь мы все куда-то бежим, чтобы сразиться со злом». Диалоги будут существенно провисать. А середина фильма так и вовсе завязнет вплоть до появления альбиноса, изо всех сил дающего Джокера. (Спи спокойно, Хит, ты по-прежнему лучший). Финальный батл на светолетах тоже будет внушительным, но невнятным.
Вот эта недоработанность и смущает. С одной стороны фильм отчетливо пахнет деньгами, вложенными в спецэффекты и 3D. С другой – задники почему-то постоянно пустуют, в кадре царит неразбериха и эпилепсия, а понять, кто кому вломил, иногда не представляется возможным. То ли создателям опыта не хватило, то ли усидчивости. А, может, просто саундтреком заслушались.
Потому что музыка в фильме действительно рулит. Этакого саунда я не слышал в кино уже много лет. Парни из «Daft Punk» просто взорвали мозг. Все музыкальные темы ультимативно прекрасны: от спэйсовых переливов до рэйва на вечеринке. Снимаю шляпу и левый носок. Ребята, вы – боги.
Вот и получается, что фильм, вроде, и плюсами забит под завязку, а все равно на шедевр не тянет. Красиво, местами динамично и очень музыкально, а не захватывает. Да, стоит посмотреть в кинотеатре, но затирать его дома до дыр вы не будете. Самая, что ни на есть, энциклопедия. Информации много, структура понятна и польза присутствует, но перед сном ее можно читать только в состоянии алкогольной интоксикации. Не джаз. Определенно, не джаз.
РЕЦЕНЗИЯ №3
Когда Сэм Флинн был маленький, с курчавой головой, его папа Кевин Флинн (Джефф Бриджес) владел огромной софтверной компанией "Энком", производящей игры. Впрочем, это были не просто игры. Это целые виртуальные миры, которые Кевин конструировал с увлеченностью фанатика. Кевин верил, что из этих цифровых миров родится нечто ТАКОЕ, что в корне изменит представление человечества о религии, Вселенной и о том, каким образом повидло засовывают в конфеты-подушечки.
Но как-то раз Кевин пропал. Уехал на работу - и не вернулся. Тело его не нашли - видать, совсем мужик зацифровался.
Маленький Сэм вырос в большого вихрастого Сэма (Гаррет Хедлунд), которому принадлежит контрольный пакет акций "Энкома". Теоретически Сэм - богатый человек, однако он живет в контейнере под мостом, ездит на скромной мотоциклетке Ducati и раз в год безо всякого приглашения наведывается в "Энком", чтобы в очередной раз испортить пацанам весь бизнес, скачав и выложив в Интернет очередную самую безопасную и самую защищенную операционную систему "Энком".
Как-то раз к Сэму приходит старый сподвижник и друг его отца - Алан Брэдли (Брюс Бокслейтнер). Он говорит, что получил от Кевина сообщение на древний пейджер, который давно отключен. В сообщении говорится, что Сэм должен прийти в старый игровой зал его отца - мол, там обнаружится нечто интересненькое.
Сэм приходит в этот покрытый пылью и запустением бывший дворец наслаждений и обнаруживает там потайную комнатку, в которой его отец неистово программировал. Старый-добрый отцовский компьютер еще умеет очень быстро складывать и вычитать (как известно, любой компьютер ничего другого делать и не умеет), и Сэм, вспомнив детство босоногое, по привычке пытается получить там рутовые права. Срабатывает защита, загорается старый боевой лазер, который бьет прямо в затылок Сэму, и парень вдруг оказывается в Системе - виртуальном мире, который в свое время конструировал его отец.
А в виртуальном мире - все очень и очень непросто. Власть там захватил виртуальный двойник, созданный Кевином по своему образу и подобию. Двойника зовут Клу (копирующая личностная утилита). Кевин копировал, копировал, но не докопировал. Клу - перфекционист. Когда он понял, что Кевин строит мир с ошибками проектирования, Клу поднял бунт, нейтрализовал кевинскую защиту по имени Трон, взял власть в свои руки и теперь строит идеальную систему - как он себе ее представляет.
В этом мире живут программы, освободившиеся от власти ненавистных пользователей. Управляет этими программами Клу с помощью своих клевретов - драйверов. Каждая программа обязана носить диск, на которой записано все ее досье, плюс этот диск при необходимости почему-то превращается в боевое оружие. Если программа не слушается и балуется - ее или подвергают коррекции (отрывают скакалку), или вообще отправляют на гладиаторские игры на потеху системной черни. Программы при этом не понимают, что вместо толпы ласковых пользователей они получили жестокого системного админа Клу, но Клу им и не дает задумываться.
Попав в этот мир, Сэм тут же оказывается в роли гладиатора и начинает сражаться за право занимать свои килобайты памяти Системы. В момент смертельной опасности его вдруг спасает девушка по имени Куорра (Оливия Уайлд), которая приводит Сэма к отцу. Тот живет где-то за пределами Системы в скрытом укромном уголочке жесткого диска, медитирует и старается не попадаться Клу на глаза.
Сэм пытается уговорить отца вернуться в обычную жизнь, чтобы там уничтожить Клу одним движением пальца по клавиатуре, но Кевин отвечает, что это слишком опасно. И тогда Сэм сам решает действовать. Вперед, пользователь, сисадмин не пройдет!
***
Как известно, первый фильм "Трон" был снят на студии Disney в 1982 году режиссером Стивеном Лисбергером. Он получился очень революционным - это было, пожалуй, практически первое использование компьютерной анимации в сочетании с традиционными съемками. Публика фильм не оценила - он провалился в прокате. И даже номинацию за спецэффекты у Лисбергера отобрали - Киноакадемия, которая в те времена не слишком понимала, как работают компьютеры, посчитала, что режиссер сжульничал.
Так что, несмотря на всю революционность и всякие цифровые-компьютерные моменты, которые все больше и больше приобретали популярность, фильм не получил ни кассы, ни толпы фанатов. Но зато вызвал к жизни очень популярные компьютерные игры "по мотивам" (игра "Трон" заработала больше денег, чем прокат фильма), а также стал толчком для будущих "газонокосильщиков", "матриц", а также просто компьютерных анимированных фильмов - например, Джон Лассетер, создатель "Истории игрушек", говорил, что его фильма не было бы без "Трона".
Вот, чтобы было понятно, несколько кадров из старого фильма.
С чего вдруг студия Disney решила сделать ремейк этого фильма и посадить в режиссерское кресло дебютанта Джозефа Косински, который до этого не снял вообще ни одного фильма, а занимался дизайном компьютерных игр для Xbox 360 и созданием рекламных роликов?
Ну так сам Косински и был катализатором интеграционных процессов вместе с тем самым Стивеном Лисбергером, который мечтал сделать ремейк своей картины хотя бы в качестве продюсера. Эта парочка выдвигала всякие идеи и делала демонстрационные ролики, показывающие, какой крутотенью могут выглядеть старые спецэффекты на современном техническом компьютерном уровне, и это все в конце концов убедило Disney рискнуть парой сотен миллионов долларов. Кроме того, в Disney показалось забавным и правильным с маркетинговой точки зрения поместить в новый фильм Джеффа Бриджеса и Брюса Бокслейтнера, которые в старом фильме играли Кевина Флинна и Алана Брэдли. При этом Бриджес должен был сыграть персонажа в своем нынешнем возрасте, а также будучи омоложенным на тридцать лет - за это отвечал Эрик Барба, создатель длинной линейки лиц Бдэда Питта в "Загадочной истории Бенджамина Баттона".
Сюжет нового "Трона", в общем, слегка похож на сюжет старого фильма. Только в старой картине у Кевина не было сына, он сам попадал внутрь сети компьютеров корпорации "Энрон", где сражался против жестокого тирана с искусственным интеллектом, драконящего несчастные программы, а те верили в каких-то Пользователей и в то, что Кевин - их Спаситель, который избавит от тирана, найдя суперпрограмму "Трон".
В "Троне: Наследии" с сюжетом вообще решили не напрягаться. И так же все понятно: засунем папашку с сынулькой внутрь компьютера, и пускай они там бегают, шелестя килобайтами. Позвали аж четверых сценаристов, каждый из которых отвечал за свое направление работы, и дело пошло: один сценарист кропал совершенно дебильные диалоги, второй прорабатывал характеры, третий где-то с месяц придумывал слово "изобл..", "лизобл..", а-а-а-а, "изоморфные алгоритмы", а четвертый пытался связать воедино ниточки распущенного свитера, который на самом деле оказался купальником.
Но сюжетная линия и диалоги вообще мало кого волновали. Для создателей картины главными были всевозможные компьютерные спецэффекты, дизайн интерьеров и тщательная работа над омоложением цифрового альтер-эго персонажа Джеффа Бриджеса. Кроме того, в ремейк тщательно переносились знаковые моменты из первого фильма: костюмы со светящимися трубками, летающие красные этажерки, корабль, мчащийся по световому лучу по направлению к порталу - в общем, бережно подошли к творчествому сравнению прошлого.
Во время создания нового "Трона" в среде киноманов ходили самые разнообразные слухи. Говорили, что "Трон: Наследие" переплюнет "Аватар". И что у него бюджет больше "Аватара". Что они там такого наснимают, такого наснимают, что все зрители дружно тут же убегут в виртуал, совершенно забыв про реал. Ну и также были всякие восторженные отзывы зрителей, которым, вопреки всем традициям, показывали часть рабочего материала - омоложенного Джеффа Бриджеса, гонки на материализующихся мотоциклах и так далее. Зрители писались от восторга и говорили, что никогда ничего подобного не видели.
Ну а теперь давайте о том, что у них получилось - на мой взгляд, разумеется. Сразу оговорюсь, я не смотрел картину в кинотеатре в 3D, а посмотрел ее на Blu-ray на домашнем кинотеатре.
С визуальной точки зрения все действительно сделано на очень и очень высоком уровне. Даже высочайшем. Оно, конечно, дыхание не захватывало, как на просмотре "Аватара", но тем не менее - впечатляло сильно. Причем тут дело не только в компьютерной графике и соответствующем экшне, но еще и в работе художников и дизайнеров. Интерьеры, эти лифты со светящимися полами, корабли, арена сражений - это очень и очень круто, просто снимаю шляпу.
Также хороша музыка - ее делал парижский электронный дуэт Daft Punk, которые, к тому же, снялись в этом фильме в роли диджеев в клубе "Конец строки". Музыка особенно хороша тем, что очень гармонична подобрана не только к определенным эпизодам картины, но и к движению персонажей.
В фильме все очень красиво, очень стильно и максимально искусственно и нежизненно. От сирен всех в белом, которые раздевают-одевают вновь прибывшего бойца, до хайтековых интерьеров помещений. Впрочем, речь же идет о цифровом мире, а кто знает, как там внутри все выглядит - я же голову в компьютер не засовывал, правильно?
Однако кроме визуала, гонок, сражений и интерьеров в картине должно быть еще что-то. Сюжет, персонажи, актеры, их играющие, и диалоги. Вот с этим тут все очень и очень плохо.
Я не понимаю, почему в XXI веке нельзя хоть чуть-чуть поработать с хохмой 1982 года о том, как несколько человек ушли в компьютер и там затерялись среди считывающих головок винчестера. Нет, ну я понимаю, что это сказка, но неужели и в 2011 году нас надо пичкать программами, у каждой из которых свой крайне ценный диск, который к тому же программа швыряет в рожу кому не лень? И что у Кевина Флинна тоже суперэстрамегаценный диск, который он носит между лопатками и который банально тырят по закоулочкам? А уж эта последняя надежда человечества - изоморфные алгоритмы, представляющие собой, по сути, обычные баги, которые хороший сисадмин Клу тщательно вычищал из системы? Ребята, но это же ржачка несусветная! Как можно с интересом относиться к фильму, в котором сюжет - детский сад, трусы из второй четверти?
В полном соответствии с сюжетом находятся диалоги - редкостной картонности и дуболомности из серии: "Я твой сын", "Ты мой отец", "Лучшее действие - это бездействие", "Пойдем домой, отец", "Иди сам, сын", "Что за тетка? Да это последний оставшийся в живых изоморфный алгоритм", "Он взял меня за плечо, и я увидела, что это - наш Создатель. Он спас меня!", "Дружелюбная программа вывезла меня из города".
В общем, слушать это - просто невозможно. Особенно невозможно смотреть на серьезные лица актеров, вынужденных произносить этот бред.
Джеффа Бриджеса было откровенно жалко. Он - реально очень хороший актер. И ему абсолютно нечего делать в этом дурдоме! Конечно, профессионализм Бриджеса берет верх на чувствами, и он всю эту сценарную фигню произносит так, как будто играет Короля Лира, но фильму это мало помогает. Только жалко старину Чувака, который явно достоин большего, чем сниматься в фантастике по совершенно картонному сценарию.
А вот Гаррет Хедлунд, который до странности похож одновременно на Тимура Батрутдинова из "Комеди-клаба" и Павла Прилучного из "На игре", - вот он тут вполне на месте. Со времен "Трои", где он сыграл милого забавника - лучшего друга Ахиллеса, - парень возмужал и вырос, и теперь вполне дорос до роли супергероя-бровки-домиком. Он шустро бегает, эффектно уворачивается, театрально грустит и пару раз даже пускает слезу. В остальное время хмурит бровки и изображает боевой запал. Для подобного сценария - самое оно.
Оливия Уайлд тут резко не понравилась. И дело не в том, что она даже в брюнетистом паричке не похожа на компьютерный баг. Вот в "Хаусе" она смотрелась вполне нормально. Да, была слегка заторможенной, но выглядела симпатично, а так как ее непрерывно драконил Хаус язвительным буром своего антисоциального интеллекта, а кроме того, Тринадцатая страдала неизлечимым заболеванием, такой заторможенный вид был абсолютно аутентичным.
А вот чего она здесь на всех смотрит с необычайно тупым выражением лица - ну объясните мне? Ну ладно, играет очень и очень паршиво - это бывает. Но чего взгляд-то такой, как будто она и в жизни - изоморфный алгоритм?
В статьях и интервью на тему фильма промоутеры рассказывают, что Оливия во время съемок сделала небывалые успехи в восточных единоборствах. На экране, к сожалению, это никак не отражается, но в жизни - пригодится, когда ее перестанут снимать. Пойдет в рестлинг - там хорошо зарабатывают.
Джефф Бриджес в роли молоденького Джеффа Бриджеса, который при этом негодяй Клу - ну, торжество цифровых технологий, но сам персонаж Клу тоже выглядел очень топорно. Эдакий негодяй-тиран - скучно. Кроме того, я как-то не особо заметил суперфантастического сходства, о котором трубили во всех статьях. Ну вот, сравните Клу и реального молодого Бриджеса.
Я-то сначала думал, что это какого-то актера загримировали под Джеффа, а потом оказалось, что на экране - компьютерная оцифровка. Впрочем, временами там действительно бегал другой актер с "электронным носком", надетым на голову, на который потом при монтаже натягивали смоделированное лицо Бриджеса.
Единственный, кто реально зажег в этом фильме, - это, конечно, Майкл Шин, очень эффектно сыгравший владельца ночного клуба Кастора. Вот он был явным лучом эмоций в этом сонном царстве страдающего Кевина, Сэма "бровки-домиком", туповатой Куорры и взрыва мастерства художников-дизайнеров. Я бы даже сказал, что он там был единственным живым персонажем среди оцифрованных актерских программулек. И это, вообще говоря, печально. Потому что даже в цифровом мире хотелось бы реально интересных актерских работ.
Как, вы спросите, это дело прокатилось? Хорошо прокатилось. Люди любят тупые, но зрелищные фильмы - это давно известно. Поэтому $400 миллионов сборов по миру при бюджете в $170 - уже очень хорошо. Поэтому всякие номинации и награды за костюмы, дизайн и музыку - вполне, замечу, заслуженно. Ну и как закономерный результат - уже снимают сиквел и заложили триквел. А там, глядишь, и дойдет до квадриквела. Но это вряд ли означает, что они наконец-то займутся сценарием - ни к чему им это.
Лично я при всей этой цифровой красоте остался разочарованным. Ну не люблю я школьные сценарии и тупые диалоги - ну ничего не могу с собой поделать!
А знаете ли вы, что...
- Съемки картины при бюджете 200 млн. $ начались в апреле 2009 года. Съемки заняли 64 дня, постпродакшн продлился 68 недель.
- До того как Гарретт Хедланд был подписан на роль Сэма Флинна, на эту роль рассматривались кандидатуры Криса Пайна, Райан Гослинга и Майкла Шталь-Дэвида.
- На костюмы фильма было потрачено 13 млн. $. Цена одно костюма для гонщиков составляла 60 тыс. $.
- В сиквеле появляются только два актера из первого фильма - Джефф Бриджес и Брюс Бокслейтнер.
- Тэглайн картины гласит "Игра изменилась".
|