РЕЦЕНЗИЯ №1
Несмотря на посвященность доступной и близкой всем теме, фильм этот попал в российский прокат только потому, что в него попадают все мало-мальски значимые штатовские картины, и потому, что в нем заняты хоббит Фродо и фройляйн Лола. Вряд ли продюсерский расчет распространялся на аудиторию, которой, к примеру, мало что говорит участие в роли хорошо выдержанной секс-бомбы Дебби Харри, вокалистки культовой в 70-80-е на Западе группы "Блонди". Имя Мэнди Мур тоже не столь широко у нас известно - во всяком случае, такой популярностью, как Бритни Спирс и Кристина Агилера, основные ее конкурентки, в России она не пользуется. То, что пьеса, в которой играет ее героиня, называется "Лучшие годы нашей жизни", и то, что одноименный фильм Уильяма Уайлера 1946 года завоевал восемь "Оскаров", известно разве что немногочисленным знатокам. Не столь известен российскому зрителю и "Выпускник", сделавший звездой первой величины Дастина Хоффмана, - фильм, на сравнение с которым "Семнадцатилетние" обречены.
Потому и прошел он без особой помпы, с названием из трехиксовой категории. Вдобавок, зритель привык к тому, что стержень молодежных комедий - либо подготовка к выпускному вечеру, либо бесконечные парти, либо и то, и другое. Создатели Try Seventeen, дабы выветрить из повествования дух студенческих кампусов, выделили своему герою домик в пригороде и разрешили не посещать занятия. Благодаря камерности и отсутствию временной привязки получилась история, которая могла произойти как в наши дни, так и сорок лет назад. Таким образом акцент от модного антуража был смещен непосредственно к вечной теме - взрослению.
Во второй половине 80-х журнал "Ровесник" баловал своих читателей "Курсом выживания для подростков" известного рокера Ди Снайдера. Книга эта, если убрать из нее всякие "Мотли Крю" и крашеные патлы, сохраняет актуальность и в наши дни. В рецензируемом фильме представлена своя версия "Курса", наставлений по первым шагам в мире взрослых (без обязательной воинской службы). Тип главного героя подобран - "цыпленок", которого прежде с максимальной вероятностью сыграл бы Майкл Фокс. Он робок, неопытен и самоутверждается большей частью в фантазиях. Дополнением им в реальной жизни служат нарочито гротескные второстепенные персонажи фильма и абсолютно естественные - главные.
Поп-звезда музыкальная, поп-звезда киношная и европейская покорительница Голливуда, которая в жизни намного старше (10 и 7 лет соответственно - по тинейджерским меркам разница более чем ощутимая) своих партнеров по фильму, образуют достаточно близкое к жизни сочетание - в Америке особо ценят "командную химию". Одна героиня - серьезная до загадочности, порой нервная до нелюдимости. Другая - непосредственная до игривости. Третий пока еще безотказен, склонен легко влюбляться и идеализировать возлюбленных. Вполне годится для вариации на тему каждого второго молодежного ток-шоу - "кого выбрать: с кем хочется быть или с кем хочется?". Неслучайно, видимо, в постере мистера Вуда окружают Франка Мур и Мэнди Потенте.
Комплексам лайт-версии Холдена Колфилда прописываются щадящая терапия и мягкая профилактика. Юноша он вполне такой незаурядный: волочит за собой, как Джанго - гроб с пулеметом, сундук с печатной машинкой. Это для него своего рода символ прошлого, знак отчужденности, изгойства. У его подруги таковой тоже имеется - задрипанный голубой "биммер". Что ж, имея право на причуды, легче постигать право не быть совершенной человеческой особью. Герой учится жизни не по учебникам, а по собственному опыту, набивая шишки в прямом и переносном смыслах и терпя досадные поражения. И выстрадать понимание взрослой жизни - в частности, расшарить природу женской неприязни - ему удается через первую взрослую драму.
В общем, подано легко, без надсадного морализаторства. Но, располагая оригинальной фабулой и давая возможность ведущим актерам реализовать свой драматический потенциал, сам фильм, тем не менее, остается в достаточной степени посредственным. Он скуп на выразительные именно в визуальном плане сцены, сцены из разряда "это надо видеть". Заложен этот изъян еще в сценарии, который можно охарактеризовать как типично писательский. Да, в нем содержатся диковинные обороты, которые, однако же, легко отражаются на бумаге. Создатели этой житейской картины упустили из виду такой ценный ориентир, как житейские эпизоды в киноклассике, ставшие знаменитыми. В том же "Выпускнике", к примеру, - с никотиновым поцелуем и пластмассовой пуговицей. И все же, это скорее не минус, а отсутствие плюса. Полновесный минус - интригующая поначалу линия с эксцентричной мамашицей, увенчивающаяся банально тоскливым признанием.
И ничего страшного не произошло бы, если бы героиня Потенте укатила со своим хахалем насовсем. Это была бы такая же правда жизни, как и кобелиная сущность мужиков. Юношеские переживания, в конце концов, - как молочные зубы. Но кое-что из этого возраста остается надолго - и этой лазейкой авторы предпочли воспользоваться. Сработала пропаганда семейных ценностей - фундамента благостепенного американского общества. В результате на последних секундах Try Seventeen из фильма для желторотых юнцов превращается в фильм для ностальгирующих взрослых.
|