ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Дом на Турецкой улице 
The House on Turk Street

Режиссер Боб Рэфелсон
В ролях:
Сэмюэл Л. Джексон,
Мила Йовович,
Стеллан Скарсгард,
Даг Хатчисон,
Грэйс Зэбриски,
Джосс Эклэнд,
Джонатан Хиггинс,
Шэннон Лоусон,
Роберт Уэлч
Продолжительность: 103 мин.
РЕЦЕНЗИЯ №1

Сюжет: Полицейский Джек Фрайар (Джексон) уже собирал вещи, чтобы отправиться вместе со своей виолончелью в давно заслуженный отпуск, когда к нему прибежала встревоженная соседка. У женщины пропала дочь, которая, вероятно, ушла гулять с подозрительным молодым человеком, живущим где-то на Турецкой улице. Нехотя отправившись на поиски девушки и опрашивая всех обитателей на этой длинной улице, детектив даже представить себе не мог, что в одном из домов его возьмут в заложники! А все потому, что там готовилось хитроумное ограбление банка, и засевшие в особнячке бандиты решили, что Фрайар шел по их следу.

«Дом на Турецкой улице» стал одним из главных разочарований основного конкурса последнего Международного московского кинофестиваля. К счастью, не потому, что эта лента пришлась жюри не по душе. Просто и кинокритики, и зрители отметили, что «Дом» – не фестивальный фильм по своей сути, поскольку на конкурсы такого рода не принято представлять чистой воды жанровое кино. Картина Рэйфелсона («Почтальон всегда звонит дважды», «Пять легких пьес», «Кровь и вино») не поднимает мировых вопросов, не заставляет исследовать свое внутреннее «я» и не экспериментирует с художественными средствами. Напротив, это вполне банальный триллер, но зато профессионально сделанный и держащийся на в меру сложном сценарии, а не на мрачных уханьях звуковых спецэффектов. В наше время таких картин выходит немного, и потому каждая из них достойна внимания.

В основу ленты положен небольшой рассказ Дешила Хэметта, однако его сюжет настолько переработан, что от произведения классика американского детектива остались лишь несколько имен персонажей и завязка событий – детектив приходит в дом и оказывается заложником у небольшой банды. В остальном сценарий Кристофера Канаана и Стива Баранчика оригинален – конечно, в сравнении с рассказом, а не с прочими аналогичными триллерами. В частности, сценаристы следуют жанровым законам вроде «порядка смерти злодеев», но вряд ли даже опытные зрители заранее смогут сказать, при каких обстоятельствах погибнет тот или иной бандит и что, собственно, будет дальше. Дело в том, что в придумывании конкретных перипетий создатели картины проявили большую изобретательность, и даже змея сломала бы хребет, если бы поползла по линии сюжета.

Не хватает «Дому» всего двух, но зато очень важных вещей – сложных персонажей и «изюминки». В самом деле, нельзя же считать «сложностью» и «изюминкой» страсть героя Джексона к игре на виолончели, а героини Йовович – к игре на пианино. И то, и другое имеет мало касательства к сути фильма и является лишь поводом для отвлечения зрительского внимания. А так персонажи вполне одномерны и движимы только одной-единственной страстью – каждый своей, а сюжетные события совершенно не выделяют «Дом» из череды сходных лент. Пусть даже они и непредсказуемо соединены – после просмотра в памяти все равно остается лишь несколько эффектных кадров, но не одной необычной сцены.

Резюме: Умело и увлекательно выстроенный и исполненный, но больше ничем не примечательный триллер.


     
(c) Akira

РЕЦЕНЗИЯ №2

Никто не спорит, Сэмюэл Л. Джексон - первоклассный исполнитель. Угловатый солдафон, космический воитель, городской лузер, философствующий гангстер, маньяк-инвалид, прощелыга-промоутер - всюду он был хорош, но не в этом фильме. Роль флегматичного полисмена с хорошенькой фамилией Friar ему не удалась напрочь по причине невладения, можно сказать, базовым актерским амплуа, которое у многих является единственным, - героя-любовника.

Красавица Милла Йовович тоже держалась скованнее обычного. Так и не сыгравшись по-настоящему, актеры нашли выход в совместном музицировании их персонажей. Играть на виолончели Джексон тоже не умеет, зато хоть этот процесс у него получился более-менее правдоподобным. Почтальон в этот раз не дозвонился.

То, что в Европе лишь две страны (Италия и Россия) закупили этот фильм для проката, не было бы такой уж проблемой для его создателей, выйди он на американские экраны. Пока что его придерживают. Возможно, это связано с тем, что при всей тамошней вакханалии политкорректности истые представители этнического большинства по-прежнему - не вывелись еще куклуксклановские гены - нервно вздрагивают даже при легком намеке на эротику в отношениях между черным мужчиной и белой девушкой. Однако все же основная причина невыхода, на мой взгляд, кроется в другом.

Боб Рэфелсон, ветеран американского режиссерского цеха, любовь к классическому нуару пронес через всю жизнь. Другое дело, что комплименты с каждым разом становились все менее изысканными. Будучи однажды обласкан критикой за "Пять легких пьес", Рэфелсон растянул процесс утраты позиций на три десятилетия. Снимает нечасто, сдает по чуть-чуть. "Почтальон всегда звонит дважды" еще был достаточно крепок для того, чтобы стать событием, "Кровь и вино" - уже нет. Возможно, Джек Николсон и спас бы "Дом на Турецкой улице", однако, судя по всему, после "Крови и вина" он со стариной Бобом, по мере приближения к восьмому десятку действующим все больше по-стариковски, "завязал". А свойственная Рэфелсону неспешность, похоже, стала отражаться не только на графике выхода его фильмов, раз уж он содержимое небольшого рассказа спроецировал на целых два часа экранного времени

Вообще, идеальным временем для экранизации произведений Дэшила Хэммета являлись 30-40-е годы. Фильмы по ним тогда ставились ежесезонно, и лучшим таким, безо всяких сомнений, считается "Мальтийский сокол" Джона Хьюстона с Хамфри Богартом в главной роли. Однако "Дом на Турецкой улице" - всего лишь пятая за последние полвека экранизация, с учетом советской (а теперь эстонской) "Своры" 1986 года и без учета пары мелких сериальчиков.

Фильмов, интрига которых кроется в дисбалансе влечения полового и влечения к наживе, и в наши дни снимается немало. Но подавляющее большинство их снимается по новым правилам. В меру способностей и имеющегося авторитета попытался следовать им и Рэфелсон: белый герой стал черным, одного из злодеев окунули головой в перекись, ограбление присобачили к компьютерным технологиям. Да, еще пистолетами персонажи размахивают, как крутые техасские рейнджеры, вместо того, чтобы держать их в согнутой до максимума и прижатой к груди руке. Однако, молодя подобными методами свое творение, Рэфелсон все же упустил главное - настроение эпохи, отраженное, в том числе, в рекламных слоганах: "придай энергии", "наполни энергией", "ощути энергию". В результате фильм оказался вялым - словно вся съемочная группа объелась тазепама - и в той же мере убедительным, как почти комическая чета представленных в нем стариков-разбойников.


     
РЕЦЕНЗИЯ №3

Джек Фрайар (Сэмюэль Джексон) - частный детектив. Нечто вроде Шерлока Холмса. Только Джек, в отличие от великого сыщика, имеет свою четкую специализацию: он разыскивает угнанные автомобили. Но в остальном они очень похожи. Шерлок Холмс имел свою великосыщикское хобби - и Джек имеет соответствующее хобби. Только мистер Холмс, как сыщик-универсал, играл на скрипочке, а Джек, как сыщик с жесткой специализацией, играет на виолончели. Шерлок Холмс страдал наркоманией - Джек страдает от диабета. Холмс нюхал кокаинчик - Джек колет инсулин. Поэтому когда к Джеку пришла соседка и в слезах попросила отыскать ее дочку, которая, по словам соседки, "связалась не с тем парнем" - Джек согласился, хотя он не занимается поисками людей, а ищет только автомобили. Просто Джек внутренне чувствовал, что раз уж он так похож на Шерлока Холмса, значит, положение обязывает...

Но если вы думаете, что дальше весь фильм Джек будет шляться туда-сюда в поисках дочки соседки, и в процессе поисков его ждут страшные приключения, - вы ошибетесь. Нет, приключений на долю Джека хватило, но дело вовсе не в дочке соседки. Просто Джек ухитрился оказаться не в то время не в том месте. Ну, знаете, как бывает... Портье Теодор перепутает номера и ввалится в номер Зигфрида, который готовится встретить "любовника своей жены", будучи без штанов, но с огромным пистолетом. Тетка в лифте нажмет не на ту кнопку и двери лифта откроются в тот момент, когда Чарли Патэнна и Ирэн Уокер восстанавливают Честь семьи Прицци. Два музыканта, берущие машину из гаража, окажутся свидетелями того, как Коломбо Белые гетры наносит визит Чарли Зубочистке...

В общем, с Джеком произошло нечто подобное. Причем, как и в подобных случаях, он сам был виноват. Сидел бы и не рыпался - никаких проблем бы не произошло. Но Джеку понадобилось помочь миссис Куар (Грэйс Забриски), которая уронила продукты под дождем, и об этом он потом будет жалеть на протяжении всего фильма. Потому что миссис Куар в благодарность пригласила его домой на чашечку чаю, а там грозный мужчина с серьезными намерениями по имени Тайрон (Стеллан Скарсгард) приставил к голове Джека пистолет и поинтересовался, каким образом этот лягавый (Тайрон обращался к Джеку) сумел его, Тайрона, отыскать?

К сожалению, Джек никак не мог доказать Тайорону, что он искал вовсе не его. Фотографию дружка дочки соседки Джек выронил под дождем, так что крыть ему было нечем: по всем статьям получалось, что Джек специально выслеживал Тайрона. А тому было отчего нервничать. Тайорн с подельниками задумал слупить неплохой куш - 10 миллионов долларов. Где они намеревались взять такие деньги? Разумеется, в банке. Тайрон продумал всю схему ограбления: они совершают налет, берут бабки, а дальше муж чертовой старушки, из-за которой Джек ввязался в эту историю, на самолете увозит команду с деньгами куда-нибудь на Каймановы острова. Поэтому присутствие Джека для Тайрона - нож острый.

Однако Тайрон мокрухи не любит, так что Джек на некоторое время остается в живых. Его просто связали и оставили на попечение марухи Тайрона по имени Эрин (Милла Йовович). Тайрон и сотоварищи готовятся к ограблению, а Джек думаю, как ему выбраться. Беда еще в том, что он никак не может понять, что за игру ведет Эрин. На первый взгляд, она вполне обычная, симпатичная, но недалекая тетка. Но затем Джек понимает, что Эрин не так проста, как кажется. И вполне возможно, что ее ручки дергают за вполне значащие ниточки в этой истории.

***

Неплохая криминальная драма. Правда, некоторые критики и зрители утверждают, что в ней слишком мало действия, поэтому фильм получился достаточно скучным, но я с этим не соглашусь. На мой взгляд, гораздо интереснее, когда вместо скачущих туда сюда Рембо с автоматами и гранатометами - вполне обычные люди со вполне обычными проблемами. Тайрон - вовсе не громила-убийца, а вполне реалистичный персонаж. Он готовит серьезное ограбление, но у него не все в порядке с командой: помогающий ему молодой парень Хуп (Даг Хатчинсон) - слишком горяч и слишком вспыльчив, чтобы на него можно было полагаться. А любовница Эрин - она слишком непростая штучка, чтобы считать ее достаточно надежным звеном. Тайрон предполагает, и не без оснований, что Эрин вовсе не будет безукоснительно выполнять его указания. Кроме того, перед Эрин поставлена задача следить за заложником, и Тайрон считает, что она вряд ли сумеет с честью выполнить эту миссию. Но у Тайрона нет другого выхода. Больше следить за заложником некому. Хуп - правая рука Тайрона, к тому же, он умеет водить самолет. Парочка боевых стариков - тоже выполняет важное задание. Выходит, что кроме Эрин, которая в этой операции больше для мебели, следить за легавым некому...

Стеллан Скарсгард на роль Тайрона подобран просто отлично. Как раз его персонаж - со всех точек зрения. Играет он хорошо, однако наиболее эффектным типажом он не является - просто по сценарию. Зато его подручный, Хуп, выглядит намного более ярко: эдакий холеричный парень, который может взорваться в любой момент. Даг Хатчитсон Хупа сыграл весьма убедительно.

Хороши старички - миссис Куар и мистер Куар. Несколько неожиданные персонажи: старички - преступники. Дидусь Куар - бывший военный летчик, боевой старикан, не чурающийся и пивка треснуть, и на лошадке... пардон, и на самолете полетать. А бабулька Куар - так просто блеск: классическая старушонка - божий одуванчик, которая тем не менее занимается темными делишками, причем получает от этого изрядное удовольствие. В общем, старички живут на всю катушку, и за это заслуживают уважения.

Милла Йовович в этом фильме меня, если честно, слегка удивила. Я крайне низкого мнения о ее актерских способностях, и это первый случай, когда она мне даже понравилась. Трудно сказать, почему. Вероятно, потому что она очень хорошо подходит на данную роль: эдакая отстраненная "девушка в себе", попивающая винцо, выглядящая, на первый взгляд, недалекой, однако позже понимаешь, что у нее там в мозгу идет весьма емкий процесс, проникнуть в суть которого - не так-то и просто. И вот этот типаж Милла сыграла очень даже пристойно. Никакого характерного для нее переигрывания, никакого жуткого дрожания всем делом, долженствующего изображать испытываемые актрисой "страсти", - ничего такого. Просто Эрин, ведущая свою тонкую игру. Немного странная, немного заторможенная и слегка загадочная. Роль получилась, и это удивительно. Нет, конечно, я не хочу сказать, что это шедевр из шедевров - ничего подобного. Я просто удивлен, что Йовович вообще оказалась способной хоть что-то сыграть.

А вот как раз Сэмюэль Джексон в этом фильме не впечатлил. С одной стороны, ему как раз и не полагалось испытывать сильные эмоции, но дело не в накале эмоций. Пожалуй, это первый фильм, где обычно очень заметный и яркий Джексон - всего лишь для мебели. Замените его кем угодно - фильм от этого ничего не потерял бы. Возможно, даже и приобрел.

Но в остальном - вполне даже пристойно. Действительно - криминальная драма. Не тупая, а совсем наоборот. Плюс - весьма приличная актерская команда. Раскручивание событий идет на уровне психологических переживаний - это и хорошо. Надоели все эти налеты, выстрелы и пальба тысячами пуль из пистолета с девятизарядным магазином... По моей системе оценок - почти четверка.



 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: