ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Неизвестный 
Unknown

Режиссер Jaume Collet-Serra (Жауме Коллет-Серра)
Сценарий Oliver Butcher (Оливер Батчер),
Stephen Mark (Стивен Марк)
В ролях:
Liam Neeson (Лиам Нисон),
January Jones (Дженьюари Джоунс),
Diane Kruger (Дайан Крюгер),
Frank Langella (Фрэнк Ланжелла)
Официальный сайт: www.unknownmovie.com
Видеоролик: Quicktime
Продолжительность: 128 мин.
Год выпуска: 2011
РЕЦЕНЗИЯ №1

Узелок завяжется, а пупок развяжется, как пели шутники одной из евразийских команд КВН. Придумав интригующую историю, создатели «Неизвестного» облажались в самый ответственный момент – когда с этой историей надо было что-то делать.

Раскрывать такой сюжет – не уважать того, кто его еще не видел. Поэтому ограничимся только экспозицией. Профессор микробиологии Мартин Харрис прлетает в Берлин на конгресс… по микробиологии. С ним – любящая жена. Прибыв в гостиницу «Адлон», профессор обнаруживает, что в аэропорту остался его чемоданчик. И очень важный чемоданчик, судя по всему. Бросив жену, он прыгает в такси и несется по берлинским улицам. И тут – авария, падение с моста, шок, кома, пробуждение… И доктор Мартин Харрис вспоминает только то, что он Мартин Харрис. А ему надо вспомнить гораздо, гораздо больше!

Возможно, я непритязателен, но сюжет «Неизвестного» меня вполне захватил. Это совсем не выглядело клюквой, да и Лайам Нисон бывал посмешнее. Вопросы без ответов накапливались, и каждый подогревал напряжение еще на несколько градусов. Наемные убийцы, игра на грани жизни и смерти, погони и пробежки по крышам. И главное – решительно непонятно, ради каких святых все это происходит? Гипотезы громоздились, и когда напряжение достигло точки кипения, режиссер опустил руки и позволил сюжету уйти в пар. И ничего не осталось.

Когда мы учили литературоведение, наш профессор говорил: «Можно придумать такую загадку, что мир вздрогнет. Но разгадка должна быть не хуже – иначе загадка ничего не стоит». Разгадка истории про Мартина Харриса – полное фуфло. Психологически, политически, как угодно – она совершенно «не катит». Как говорил Димочка Шнейс: «Беллетристика в три листика». Ее единственный плюс – она все объясняет. И на том спасибо…
     


РЕЦЕНЗИЯ №2

Частичная или полная потеря памяти, она же амнезия – любимый сюжетных ход многочисленных латиноамериканских и прочих мелодраматических сериалов. Ни одно уважающее себя венесуэльское или аргентинское «мыло» не обходится без какого-нибудь Хулио Иглесио или Педрито, случайно тюкнувшегося об дверной косяк и забывшего свою родословную до пятого колена.

Во многом из-за этого большое кино данный трюк брезгливо обходит стороной, дабы не опускаться до уровня телевизионных шоу для латентных домохозяек. В кинематографе главный герой, если и стукается башкой, то непременно о железную балку, забывая при этом свое имя, но начиная говорить на всех языках мира или превращаясь в привидение с добрыми намерениями. Другими словами, в кино на последствия не скупятся, включая извращенную фантазию на полную катушку.

Испанский режиссер Жауме Серра, с 2005 года работающий над созданием триллеров в Голливуде, пошел немного другим путем. Он не стал мелодраматизировать ситуацию, превратив главного героя, частично забывшего свое прошлое, в жертву своеобразного заговора. В итоге получится очень крепкий триллер, почти боевик, «Неизвестный» с участием в главной роли известного американского актера Лиама Нисона.

… Доктор наук Мартин Харрис (имя это прозвучит в течение фильма раз сто, так что запоминать необязательно) прибывает с женой Лизой в осенний Берлин, дабы принять участие в международной конференции по биотехнологиям. Харрис, видный специалист-аграрий, приглашен на встречу со знаменитым ученым профессором Лео Бресслером, который должен объявить о неком открытии, способном кардинально изменить сферу мирового сельского хозяйства.

Харрис так спешил усесться в машину, что не заметил, как оставил в аэропорту весьма важный чемоданчик. Не дожидаясь, пока его жена заселится в номер, доктор ловит первое попавшееся такси и мчится окольными путями назад. Спешка, как говорится, хороша при ловле блох. Не справившись с управлением «Мерседеса», женщина-таксист Джина (Дайан Крюгер) благополучно топит авто в речке, а сам Мартин, получивший травму головы, очухивается на больничной койке лишь спустя четыре дня.

Вспомнив с грехом пополам свое имя, наш герой стремительно отправляется к супруге, которая по его разумению уже подняла на уши всю бывшую столицу ГДР в поисках своего благоверного. Однако Харрис был весьма удивлен тем, что Лиза вовсе не в трауре и даже не пытается кого-то искать. Она дефилирует по вечеринкам в компании странного типа, у которого на бейджике скромно светится имя «Мартин Харрис». Самое неприятное, что и остальные участники конференции однозначно принимают самозванца за настоящего доктора Харриса, ибо с большинством из них Мартин переписывался по электронной почте и лично не встречался.

Теперь Мартину предстоит понять, кто он, кто все эти люди, что пытаются выдать желаемое за действительное и почему его очаровательная жена внезапно открещивается от своего мужа, делая вид, что видит его впервые в жизни…

Я бы с удовольствием рассказал вам, чем там всё дело закончилось, но, увы, не могу, так как профессиональная этика удерживает меня от желания испортить вам удовольствие от просмотра. С другой стороны, субъективно объяснить свои сумбурные впечатления от картины почти невозможно, не влезая в дебри сюжетных перипетий. Поэтому буду осторожен и аккуратен, дабы не раскрыть зрителю всю соль основной детективной линии «Неизвестного».

Наверное, самым оригинальным фильмом про амнезию можно считать «Помни» Кристофера Нолана, где режиссер настолько всё поставил с ног на голову, что просто диву даешься, как подобное могло уместиться в самую обычную человеческую голову. У Серра замысел явно попроще, но и он к середине фильма неожиданно заводит зрителя за угол и демонстрирует «слона в холодильнике», заставляя аудиторию заново переосмысливать уже увиденную половину с новой точки зрения на главного героя. Да, вы правы, доктор Мартин Харрис совсем не прост, а в его стукнутой голове будет много тайных лазеек.

Честно признаюсь, задумка мне понравилась больше, чем развязка. Проблема в том, что авторы не рассчитали своих сил, поэтому концовка получилась несколько скомканной, поспешной. В трансформации главного героя почему-то верится с трудом, тем более что всю первую половину фильма он пребывает в образе этакого ботаника. Чистый Джельсомино в стране лжецов. Я охотно верю, что человек может забыть свое имя или номер кредитки, но куда девать рефлексы и инстинкты, выработанные долгими годами? Этот нюанс авторы как-то недоработали, да и других ляпов по ходу ленты предостаточно.

Одним из главных побуждений к просмотру лично для меня стало участие в картине Лиама Нисона. Мужику уже по шестьдесят, а он лихо перешел от драматических ролей в стан героев боевиком. Подобное перевоплощение само по себе вызывает уважение. Многие киноманы помнят его первые главные роли, в том числе в культовом ужастике Сэма Рэйми «Человек тьмы» и шедевральном эпике Спилберга «Список Шиндлера». Однако роль в «Неизвестном» больше всего напоминает относительно недавний боевик «Заложница», окончательно утвердивший Нисона в образе человека, умеющего не только пустить слезу («Реальная любовь»), но и разнести полгорода.

«Неизвестный», без особой рекламы и шумихи, очень достойно прошел в прокате Америки, собрав шестьдесят миллионов при бюджете в тридцать. На остальных территориях ленте покорились еще 67, что в сумме дало внушительные для скромного триллера 130 миллионов мировых сборов. Критики и зрители оценили картину Серра не только рублей, но и ласковым словом, еще до премьеры выдав на IMDb рейтинг под восемь. Сейчас фильм закономерно опустился до семи, но и это для новой картины с привычным набором штампов очень удачный результат. Нельзя не согласиться с тем фактом, что картина держится в основном за счет харизмы Нисона, отчаянно напоминая по стилю злоключения Джейсона Борна в европейских интерьерах.
     


А знаете ли вы, что...

- Съемки картины проходили с 16 декабря 2009 года по 28 марта 2010 года.
- Фильм поставлен по роману Дидье Ван Каувелаерта "Не в моей голове".
- Рабочее название картины "Неопознанный белый мужчина".
- Тэглайн картины гласит "Верни свою жизнь назад".


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: