ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Ван Хельсинг 
Van Helsing

Режиссер Stephen Sommers (Стивен Соммерс)
Сценарий Stephen Sommers (Стивен Соммерс)
В ролях:
Hugh Jackman (Хью Джекман),
Kate Beckinsale (Кейт Бекинсейл),
Richard Roxburgh (Ричард Роксбург),
David Wenham (Дэвид Венхэм),
Will Kemp (Уилл Кемп),
Shuler Hensley (Шулер Хенсли),
Samuel West (Сэмюэл Уэст),
Kevin J. O'Connor (Кевин Дж. О'Коннор),
Elena Anaya (Элина Анайа),
Silvia Colloca (Сильвия Соллока)
Официальный сайт: www.vanhelsing.net
Видеоролик: Quicktime
Год выпуска: 2004
РЕЦЕНЗИЯ №1

Европа, конец 19 века. Охотник за нечистью Габриэль Ван Хелсинг (Хью Джекман) отправляется в Трансильванию, чтобы убить графа Дракулу (Ричард Роуксбург) – одного из самых могущественных монстров на планете…

Стивен Соммерс сейчас один из самых влиятельных режиссеров в Голливуде и общепризнанный специалист по развлекательному приключенческому кино. Десять лет назад сняв глуповатый детский фильм «Книга джунглей», современную адаптацию не то классической истории Киплинга, то ли очередную версию «Тарзана», Соммерс уже тогда работал в своей собственной стилистике – бери известную историю и выкидывай из нее все что можно! К счастью, такой подход себя оправдывает, потому что у Соммерса, в отличие от подавляющего большинства сценаристов в Голливуде, фантазия работает на полную катушку. К сожалению блистательный в творческом плане боевик про монстров на корабле «Подъем с глубины» провалился в прокате, но следующим проектом Сомммерса стал «как бы римэйк» классического фильма «Мумия», сделанный по вышеуказанному принципу. Результат себя оправдал – 400 миллионов долларов кассовых сборов это не шутка. Сиквел «Мумия возвращается» получился еще более драйвовым и прибыльным. Однако вместо того, чтобы начать готовить съемки заключительного фильма трилогии Соммерс решился на еще более лихую авантюру – снять фильм с участием самых известных монстров мирового кино и литературы – Дракулой, монстром доктора Франкенштейна и Оборотнем, до общей кучи добавив доктора Джекила в образе мистера Хайда. Но монстры – это злодеи, и поэтому нужно было срочно изобрести (или позаимствовать) Героя – именно так, с большой буквы.

Далеко ходить не пришлось – главный антагонист Дракулы в романе Брэма Стокера доктор Абрахам Ван Хелсинг, волей режиссера сбросил три десятка лет и для верности сменил имя на Габриэл. Впрочем, знатоки укажут и еще одного прототипа нашего Героя – широкополая шляпа, длинные волосы, черный плащ, схожий род «занятий». Ди – охотник на вампиров – персонаж не столь известный, но поклонники анимэ его знают прекрасно. Всем остальным искренне рекомендую посмотреть замечательный фильм «Ди, охотник на вампиров: Жажда крови».

Что нужно правильному Герою? Правильно – Героиня! И не простая, а чтобы и мечом могла помахать, и глазки построить, про дежурный поцелуй так же забывать не стоит (не большее не рассчитывайте – фильм для детей). Анну Валериос (Кейт Бэкинсейл) просто выдумали, для полноты картины сделав ее последней из рода борцов с Дракулой.

А без кого наш орел не ступит и шага? Без Помощника. Таким «Q» для Ван Хелсинга стал послушник Карл, изобретатель прибамбасов вроде автоматического арбалета, световой гранаты и замечательных вращающихся фрез, которыми очень удобно кромсать в фарш монстров.

После того, как герои обведены по контуру, специально для этой кучи-малы придумывают историю. Доктор Франкенштейн собрал своего монстра, но трагически погиб от рук местных крестьян, а монстр выжил. Дракула, живущий неподалеку, и финансировавший изыскания доктора пытается найти монстра, который нужен ему для оживления легионов своих мертворожденных детей. Именно в этот переломный момент в Трансильванию пребывает Ван Хелсинг, что бы сорвать злодейские планы Дракулы, раскрыть тайну его смерти, заодно и вспомнить свое прошлое. Короче, история получилась навороченнее некуда.

Но именно эта излишняя навороченность и вредит фильму – стоило сделать проще и естественней. Самый непродуманный момент – связь Ван Хелсинга и Дракулы. Оказывается, именно Ван Хелсинг убил Дракулу в первый раз – 400 лет назад. При этом кто же такой сам Ван Хелсинг и как его угораздило промотаться столько лет по белу свету, мы так и не узнаем. Тут уместно провести параллель с другим персонажем в исполнении Хью Джекмана – Росомахой, так же потерявшим память и нежелающим вспоминать свое темное прошлое. Разница в том, что Брайну Сингеру, режиссеру «Людей Икс» хватило ума и вкуса психологически обосновать отказ Росомахи, а вот отказ вспомнить свою жизнь из уст Ван Хелсинга звучит не оправданно глупо с точки зрения зрителя.

Сюжет подкреплен просто неслыханным бюджетом – фильмы стоимостью в 200 миллионов долларов, потраченные в основном на спецэффекты, а не на гонорары звезд пока что редкость. Тем более удивительно, что фильм снят не на полный экран – с боков лишь черные полосы экрана. Картинка впечатляет – более удачного с точки зрения дизайна фильма вы не увидите.

«Ван Хелсинг» получился настоящим «летним блокбастером» - красивым, шумным, богато снятым, отличным развлекательным фильмом. Но до уровня лучших фильмов об охотниках за чудовищами ему далеко. Не хватает брутальности «Вампиров Джона Карпентера», изысканности и чувственности «Братсва волка», драматичности «Ди, охотника на вампиров». Но можно ли его за это винить? Каждый решает сам для себя.


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

Как ни странно, этот вампирический старикашка граф Дракула (Ричард Роксбург) не только ухитрился прожить более 400 лет, что при его не сильно здоровом режиме питания более чем странно, но и даже неплохо сохранился к XIX веку - веку просвещения и постепенного выведения всякой вампирской нечисти на чистое серебро и осиновые дровишки. Времена - они меняются. Если раньше вампирам противостояли бойцы-одиночки, как следует освоившие методику орудования осиновыми дрынами, серебряными пулями, чесночным отваром и святой водицей, то теперь, в современную девятнадцативековую эпоху, с вампирами борются... все они же, бойцы-одиночки, но уже ведомые ласковой дланью Тайной Службы Его Католического Величества. Нет, с Дракулой отправили сражаться вовсе не Джеймса Бонда, но его прототипа - Ван Хельсинга. Ему примерно столько же лет, сколько и Бонду, - под шестьсот, однако этот man apart выглядит так, что комар носа не подточит, а сломает весь хоботок к чертовой матери.

Потому что Габриэль Ван Хельсинг (Хью Джекман) - один в один иксанутая Росомаха, причем страдающий все той же живительной амнезией, как будто он родился в Санта-Барбаре, а вовсе не в садах Эдема. Хельсинг смутно помнит, что он кого-то там где-то там замочил лет четыреста назад, но кого и за что - выкинуто из закоулков памяти за давностью лет. Да и стоит ли грустить о прошлом, патетически вопрошает Хельсинга его padrone кардинал Анубис шестнадцатый, когда перед тобой открываются такие блестящие перспективы - замочить Владика Дракулу быстрее, чем кролики трахаются, ибо Дракула - он, откровенно говоря, достал своим эмпирическим вампиризмом!

Не знаю, как у вас, дорогие читатели, но в Нашем Деле не принято спорить с начальством, особенно когда нижайшая просьба несет характер строгого приказа, а ее неисполнение чревато тазиком, причем, как вы сами понимаете, если и с водой, то это только для того, чтобы быстро затвердел цемент. Поэтому Хельсинг, не задавая личных вопросов, взял себе в подручные послушника Карла (Дэвин Уэнхам), который собственными глазами наблюдал налет сверхзвуковых назгулов, поэтому ему не страшны даже турбореактивные невесты Дракулы, и отправился в Трансильванию, штат Пенсильвания, где местные жители стонут под пятой коварного графа Монти Дракулы и его летающего цирка, потому что до принятия Декларации Независимости От Дракулы осталось еще много-много лет.

Справится ли один Хельсинг с этим зловещим, хотя и неплохо сохранившимся старикашкой? В одиночку - нет! Но ему помогают верные друзья! Во-первых, монашески-смиренный послушник Карл, который на самом деле совершеннейший непослушник, а кроме того - самый настоящий Кулибин, которому что блохе аппендикс вырезать, что создать автоматический арбалет на бензиновом затворе - пара пустяков. Карл снабдит Хельсинга всеми гаджетами, которые только могут родиться в изрядно воспаленном после зловещего убийства мумифицированного Имхотепа воображении Стивена Соммерса, в результате чего Хельсинг возьмет верх над Дракулой с помощью высоких технологий. Во-вторых, к Габриэлю присоединится красотка Анна - отпрыск древнего и изрядно проклятого местного рода, чьих братьев подло из-за угла покусал негодяйский Дракула, в результате чего они опошлились и овампирились. А один из братьев даже и вовсе умер, потому что в те времена был плохой урожай чеснока.

В-третьих, на сторону Хельсинга встанет достаточно монстрообразное создание Франкенштейна, которое на лицо, конечно, просто не ходи купаться, но зато доброе внутри, поэтому встанет на сторону Добра, которое прочно ассоциируется с Ван Хельсингом - просто потому что в данном фильме он выступает посланцем Доброй Воли Тайной Службы.

Однако на самом деле логика поступков Ван Хельсинга и его padrone не сильно понятна. Ведь Дракула - он, собственно, никому не угрожает. Более того, господин граф занят вполне милым и даже сентиментальным делом - размножением. Господин граф уже лет пятьсот не размножался, но, попробовав на старости лет этот процесс, Дракула понял, что все эти годы жил неправильно. Поэтому сейчас граф со своими летающими русалками принимает картинные позы, изображая Валерия Меладзе в окружении Лекарства, а в свободное от позирования время занимается процессом самовоспроизведения. (Не волнуйтесь, мамаша, секса нету, только мочат всех, как мудро заметила одна зрительница.)

За несколько сотен лет граф изрядно поднакопил мужскую силушку, поэтому отпрыски господина Дракулы напоминают передовой инкубатор, переживший взрыв атомной электростанции где-то неподалеку. Такого там нарожал господин граф с помощью своих реактивных подружек, что хоть стой, хоть высиживай, потому что сразу эти дракончики не вылупились. У них электричества не хватило. И теперь граф занимается довольно рискованными физическими экспериментами, чтобы подогреть свой инкубатор до нужной температуры, после чего на свете разведется столько графинчиков-дракул, что под тяжестью фильмов о вампирах мы все истечем кровью.

Уф, все изложил. Ах, да, надо же спойлер какой-нибудь запустить, чтобы жизнь медом не казалась. Внимание, СПОЙЛЕР! Одна из этих летающих мерзавок зашвырнет корову на крышу сарая. Честное слово! Вот такой сволочизм! Этого Соммерсу мы никогда не простим! Корову-то за что?!! Она же молоко дает, в отличие от этого графа Дракулы, от которого, если подумать, один дискомфорт!

***

Когда товарищ Соммерс снял провалившийся ужастик "Подъем с глубины", я подумал, что появился еще один режиссер, который может снимать только штамп на штампе. Когда Соммерс снял первую и вторую "Мумию", я подумал, что этот режиссер небезнадежен, потому что даже все те же штампы об оживших мумифицированных имхотепчиках он умеет разбавить юморком и весьма неплохими актерскими работами. И вот теперь - "Ван Хельсинг".

Сразу скажу, это кинцо мне не сильно понравилось. Нет, конечно, Соммерс старался со страшной силой, пыхтел, как паровоз, старательно напихивая в эту дорогущую поделку все находки и штампы, которые он смог выковырять из нескольких десятков фильмов различного уровня новизны или древности. Но нельзя строить фильм на одних штампах, рассчитывая, что "небось, прокатит" только за счет ученически-старательного нагромождения всевозможных спецэффектов и компьютерной графики. И дело вовсе не в так называемом crossover'е - когда одних литературных или комиксоидных героев сводят с другими в одном произведении. Подобные вещи бывают удачными, а бывают неудачными. Чаще все-таки выходит неудачно, потому что соединять разных известных персонажей - нужно еще уметь.

В данном случае с точки зрения сценарной основы фильм - полный ноль. Некоторые зрители говорят, мол, а что ты хотел, это же комикс, блокбастер... Друзья мои! И комикс может быть интересным, и блокбастер может быть не тупым. Примеры были. Но не в данном случае. Потому что у Соммерса была четкая цель - поток спецэффектов, а уж что под это набузолить - ему было все равно, и это прекрасно заметно. Поэтому все и выглядит так натужно. Не бывает чистых и незамутненных ни одним проблеском мысли спецэффектов. Точнее, бывают, но это не то, что нужно нам с котом Бубликом. Мы откровенно скучали. Даже несмотря на весь этот поток вампиров, летающих теток и стреляющих хельсингов. В середине фильма мы даже ненадолго заснули. Невероятно, но это факт! Я заснул от этого бесконечного мельтешения, которое, по идее, должно было создавать бешеную динамику, а вместо этого навевало тоску зеленую, а Бублик... Бублик просто пригрелся. Ему-то, в общем, кинцо понравилось. А что, бегают, мельтешат. И латаный-перелатаный монстр Франкенштейна ему понравился, потому что напомнил бывшего главу администрации одного южного городка...

Об актерских работах говорить трудно. Но нужно. Джекман мне нигде не нравился - и здесь ничем не поразил. Ходит, делает сосредоточенно-мужественное выражение на лице. Девушкам, насколько я понимаю, Хью нравится - иногда до истерики, - но я же не девушка, поэтому могу спокойно относиться к его мужественной красоте. Кейт Бэкинсейл делает все то, что полагается делать Кейт Бэкинсейл, играя в киношном комиксе. Корсетик у нее прикольный. Более ничего о ее актерском мастерстве сказать не могу.

Зато порадовал послушник-хакер Карл в исполнении Дэвина Уэнхама. Вполне яркая и прикольная роль, хороший актер. Но колоритнее всех - граф Дракула в исполнении Ричарда Роксбурга. Вот это стиль, вот это стать! Дракула очень классно выглядел. И вовсе он не похож на Меладзе - это пусть Бублик не злословит. Да, его тетки похожи на "Виагру", тут все точно. Но Дракула - полный блеск! Если бы он замочил этого никчемного Хельсинга - я бы Соммерсу все простил. Но Соммерс не допер до такого нетривиального финала - значит, получи, фашист, наше суровое осуждение. Мы знаем, что ты с этим Хельсингом снимешь еще штуки три продолжений, штук пять мультфильмов и десяток телесериалов. Камеру тебе в руки, Стив, и "Оскара" в петлицу. Мы на Хельсинга больше не пойдем. Он нас еще со времен иксанутых людей замучил. Мы лучше еще раз "Мумию" пересмотрим. "Мумия", Стив, это классно. Потому что легко и забавно. В отличие от этого натужного блокбастера...

Резюмирую. Фильма вовсе не отстойная - со среднестатистической точки зрения. Дети будут в восторге, хотя секса, конечно, нет. Даже многие взрослые сказали, что хорошо провели время, хотя тупизна, конечно, страшенная. А что мы с Бубликом придираемся - так наше мнение можно спокойно не принимать во внимание, ведь правильно?



РЕЦЕНЗИЯ №3

Крупнобюджетный проект в любом случае – стресс. В 1980 году находившаяся в глубоком кризисе студия United Artists поставила все на исторический колосс «Врата рая» – фильм провалился, крупнейшая некогда кинокомпания встала на колени. В 1997 году «Титаник» мог утащить с собой на дно Paramount – но в результате обеспечил компании несколько относительно беззаботных сезонов. Небезоблачно нынче и на Universal – а ведь мегахит типа «Инопланетянина» или «Парка юрского периода» мог бы гарантированно обезопасить одну из древнейших студий Голливуда…

Хочешь жить – умей вертеться. Запуская в производство «Ван Хельсинга», там посчитали, что зрителя выгоднее сводить не в художественную галерею, а на американские горки. Что в итоге получилось? Сюжетом новый блокбастер являет собой чистый спинномозговик, который составил бы честь производителю низкобюджетного смотрива. Разница в том лишь, что авторитет студии позволил ей потратить на низкобюджетный флик 180 миллионов.

В «Ван Хельсинге» решительно нет ничего своего – все позаимствовано, даже актеры. Хью Джекман импортирован из «Людей на букву Х», Кейт Бекинсэйл – из вампирско-лайконского «Другого мира». Дракулу сыграл Ричард Роксбург, главный злодей из «Лиги выдающихся джентльменов». Хайда – Робби Колтрейн, поттеровский Хагрид. Дэвид Уэнэм aka мужественный Фарамир щеголяет здесь в шутовском колпаке, с которым мог бы не расставаться по ходу всего фильма, – этакий гибрид Санчо Пансы и Q из бондианы. А франкенштейновский монстр, в котором здесь появилось что-то от Терминатора, выполняет миссию, совершенно отличную от той, которой наделила его Мэри Шелли.

Кстати, фильм-то о ком? Авраам ван Хельсинг был второстепенным стоукеровским персонажем – в копполовской постановке его сыграл Энтони Хопкинс. Тут голландский профессор значительно омолодился, вышел на передний план и стал Гэбриэлом, левой рукой господа – архангелом, то бишь («Служил Гаврила спецагентом, Гаврила нечисть изводил»).

Принцип «выдающейся лиги» – примитивное смешивание любых компонентов независимо от их свойств. Соответствует ему и представленная в «Ван Хельсинге» религиозная спецслужба: тибетские ламы кланяются кардиналам, кто-то неподалеку кричит «Во имя Аллаха!» Выдавать оптом всю литературную эпоху стало модно. Путаница привела к тому, что уже и критики приписывают доктора Джекилла и мистера Хайда Артуру Конан Дойлу. Когда и этих персонажей будет не хватать, на подмогу наверняка придут Халк, Горо, Кинг-Конг, Годзилла и прочие фрейдистские объекты. Кстати, из «Годзиллы» Эммериха (точнее, из «Чужих» Кэмерона) кровушку попить тоже не побрезговали: герои идут по залу, сплошь усеянному яйцами, которые ОТЛОЖИЛ Дракула со своими Невестами. Тут даже обидно стало за всемогущего короля вампиров, тщетно пытающегося решить проблему вампирского воспроизводства.

Похоже, компиляция была здесь самоцелью. Режиссер и сценарист Стивен Соммерс («Подъем с глубины», обе «Мумии») напичкал действо «осовремененными» штампами из старых ужастиков. Это называется «соблюсти атмосферу». А когда вампирша высматривает жертву взглядом Хищника – это уже от элементарного недержания: есть чужая находка, надо ее куда-нибудь приткнуть. Потом, глядишь, ее ему припишут.

Соммерсу удалось выдержать бешеный темп на всем протяжении фильма – боялся, видимо, что после паузы действо уже не заведется. Посему пауз нет, а есть экшн, экшн и еще раз экшн. Для тех, кто не млеет от компьютерных прибамбасов, высидеть эти два с лишним часа не так-то просто. Сейчас Соммерс, делясь впечатлениями от революционности своего подхода, наезжает на «Матрицу» и вовсю нахваливает своих техников: гении, не иначе. А между тем, компьютерное происхождение трюков слишком уж очевидно. Такие спецэффекты уже через пару лет будут вызывать усмешку.

Слабоумие, когда оно торжествует, тоже к сочувствию не располагает. Кинишко-то получилось редкостно бестолковое. Для кого оно снималось? – вот в чем вопрос. Для малых детей – жестковато. Для взрослых – утомительно. Да и далеко не всякий тинейджер подобным аттракционом соблазнится. Но кое-кто пойдет обязательно. Зритель этот, разглядывая постер «Трои» в фойе кинотеатра, начинает исступленно ржать от фамилии Крюгер (подсмотрено лично). В кинозале он болтает без умолку, не находя нужным хотя бы уменьшить громкость. Потом он идет домой (в клуб, на работу), садится за компьютер, залезает на сетевые форумы и там несет околесицу. «Ван Хельсинг – это су-у-у-упер, это отпа-а-ад!!!!!!»

На фоне творимых в этом фильме чудес он вправе почувствовать себя гением. У вампиров – никакой дипломатии, никакого коварства. Они не дают вампироборцам спокойно поубивать друг друга, не дают даже спокойно разбиться. Лошадки, выстроенные в три ряда, как по команде, синхронно делают рывок и перепрыгивают через пропасть. Умные лошадки. Или же первых двух лошадиных сил оказалось достаточно для того, чтобы перекинуть всю процессию. Электричество, фотография, нефтепереработка (автоматический арбалет ван Хельсинга работает на… бензине) уже в ту пору переживали свой расцвет. Карл, тот, который шут, в одной из сцен говорит Гавриле: «Я связался с Римом». Уж не по мобильнику ли? Под конец следуют точечные попадания летающим творением Франкенштейна и просто-таки гениальная фраза: «Уж если собралась убивать – убивай, а не болтай попусту». Так оно и есть: большинство диалогов в фильме – пустая болтовня.

Чуть более башковитый и чуть менее масштабный «Халк» в первый уикенд собрал в Штатах 62 миллиона, но потом быстро сдулся и остановился в итоге на 132. Дутый «Ван Хельсинг» за премьерную неделю стряс с инфантильных американцев 55. Кажется, опять не вышло.


     
А знаете ли вы, что...

- После съемок «Мумии» друзья постоянно подшучивали над Стивеном Соммерсом, спрашивая, когда он приступит к работе над «Дракулой». В конце концов Соммерс решил, что сможет раз и навсегда избавиться от насмешек, собрав всех монстров студии Юниверсал – Дракулу, Мумию, Вервольфа и Франкенштейна – в одном фильме.
- Оружейный арсенал Ван Хельсинга Стивен Соммерс любовно называл «монстробойками».
- Соммерс с самого начала планировал взять на роль Ван Хельсинга именно Хью Джекмэна. «Женщины его полюбят, а мужчины ему поверят», - говорил режиссер.
- Над созданием великолепных ландшафтов и пейзажей работала команда художников, которую составляли ровно 1 тысяча человек.
- Самая большая декорация была построена при создании интерьеров замка Дракулы. Коридор ведущий в замок, вкупе с башнями и подвесным мостом, оказался настолько огромен, что не поместился в павильоне. Установив декорацию на улице съемочная группа была вынуждена работать по ночам, ведь согласно сценарию, все события в замке происходят после заката.
- Сцену бала у Дракулы снимали в соборе Св. Николаса в Праге. Съемки в помещении, представляющем историческую ценность, накладывали определенные обязательства на съемочную группу. В частности, в соборе было необходимо поддерживать стабильно низкую температуру. «Я была удивлена, обнаружив, что на экране мы вовсе не выглядели посиневшими,» - вспоминает Кейт Бекинсейл.
- Съемочная группа подчеркивает, что корова, уничтоженная одной из невест Дракулы, состоит не из мяса, а из килобайт.


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: