РЕЦЕНЗИЯ №1
В 1985 году дружная бригада Хранителей пребывает в глубокой отставке. Третий срок президентства Никсона сделал ненужными их усилия. Война во Вьетнаме выиграна, «революция цветов» подавлена, супергерои могут отдыхать. Некоторые встроились в систему: Озимандиас и Доктор Манхэттен помогают осуществлять стратегическое сдерживание и ищут пути к светлому будущему. Впрочем, ничего приятного впереди не проглядывает, если не считать таковым Третью мировую войну, в результате которой Земля, наконец, очистится от человеческой скверны. Медленное сползание к окончательному краху прерывает убийство одного из супергероев – Комедианта. Братья по строю со скорбными минами наблюдают, как гроб с телом этого великолепного поддонка опускают в землю. И только Роршах, воспринимает смерть Комедианта как сигнал к действию. И начинает свое расследование. Он чувствует, что какая-то плесень привела в действие план по уничтожению всех Хранителей.
Возможно, это стало бы самым правильным исходом – если бы все они умерли. Среди нет ни одного психически нормального. Один мнит себя Александром Македонским. Другой – богом. Третий считает своим настоящим лицом марлевую повязку с постоянно кочующими черными пятнами. Четвертой, понимаешь, не нравится, когда ее ласкают шестью руками одновременно. Только один производит впечатление спокойного, уравновешенного парня – но нет, и тут под прикрытием робкой улыбки онаниста таится страх того и этого. Бригада Хранителей как будто совершила групповой побег из дурдома. И это закономерно: герой не может иметь здоровую психику, иначе он был бы не Хранителем, а укладчиком асфальта.
Оригинал - комиксы Алана Мура - претендовали на создание новой религии, причем весьма человеконенавистнической. Как говорится, нет правды на Земле, но нет ее и выше. Удивительным образом, в итоге Мур (а за ним и Снайдер) выходит на весьма оптимистический вывод. Так бывает: по утверждению психологов, на грани самоубийства к человеку приходит просветление, и если он сумеет остановить свою руку, нажимающую на курок, то обязательно станет Львом Толстым или Дарвином. По пути к завершающей мысли – простой, как выстрел – Мур городит невероятную кучу благоглупостей и напыщенных сентенций, оригинальных не более пачки маргарина. Но, должен сказать, итоговый результат искупает громоздкость конструкции.
Фильм действительно перегружен деталями и по концепции напоминает чудовищный летательный аппарат, построенный Доктором Манхэттеном для передвижения по Марсу: куча красивых деталей голого понту ради. Хронометраж можно легко урезать минут на 40. Если бы убрали половину сцен, в которых Доктор потрясает своим членом, уже сэкономили бы минут пять без всякого ущерба для дела. Снайдер опять раздвигает границы: с мужскими гениталиями он обращается так свободно, что даже Тинто Брасс может позавидовать.
Зак Снайдер, конечно, революционер. Правильно говорят, что после него комиксы уже никогда не будут такими, как прежде. Комикс – однако, такая штука, что, сколько ни раздвигай ему конечности, сверх определенных границ его не растянешь. Потому и выглядит такой смешной «философия для бедных», которую Снайдер пытается проповедовать по евангелию от Мура. Меняя лицо жанра, делая его синтетическим, подмешивая в него элементы социальной драмы, антиутопии, хоррора, Снайдер формирует новую реальность. Это максимально жестокий и жизненный комикс. Дальше уже невозможно. Дальше начинаются территории, на которых замаскированным героям делать нечего – там живут реальные люди.
РЕЦЕНЗИЯ №2
Хранители появились не сразу. Началось все вообще с преступников, которые придумали выходить на дело в масках. Их ловили, но отпускали, потому что негодяев из-за масок никто не мог опознать. И тогда несколько крутых копов решили, что единственный способ остановить этих обнаглевших мерзавцев - самим надеть маски. Так появилась группа, состоящая из Ночной Совы (Стивен Макхэтти), Доллара Билла (Дэн Пэйн), Человека-Мотылька, Капитана Метрополиса, Правосудия в Капюшоне, Шелкового Призрака (Карла Гуджино) и Комедианта (Джеффри Дин Морган). Группа действовала на редкость эффективно и очистила улицы от костюмированных преступников. Журналистам очень понравилась эта идея, и они прозвали членов группы - Хранителями. Потому что эти люди в маске охраняли покой простых граждан.
Со временем какие-то участники из Хранителей уходили, но на их место приходили другие герои. Так появился Озимандиас (Мэттью Гуд), Ночная Сова II (Патрик Уилсон), Рошах (Джеки Эрл Хэйли), Шелковый Призрак II (Мэлин Акерман) и Доктор Манхэттен (Билли Крудап). Все они становились Хранителями различными путями. Например, Шелковый Призрак II была дочерью Шелкового Призрака. А вот Доктор Манхэттен, которого поначалу звали просто Джон Остерман, вообще был физиком. Как-то раз во время одного крайне сложного эксперимента Остерман оказался запертым в помещении, где происходила мощнейшая ядерная реакция. Джон сначала исчез, а потом появился в образе гиганта голубого цвета, который мог видеть будущее, умел менять свои размеры, транаспортироваться в любую точку и одним движением руки способен был превратить танк в груду железа.
Хранители работали с большой отдачей, однако в обществе назревало недовольство существованием подобной группы. "Они охраняют нас, но кто будет охранять нас от них?" - спрашивали люди. И они, в общем-то, были правы, потому что среди Хранителей были, скажем так, очень разные персонажи. Например, Комедиант был чистым убийцей. Пока он расстреливал преступников - его терпели, но Комедиант мог грохнуть кого угодно, включая мирных граждан.
И тогда президент Никсон (Роберт Уайсден), несмотря на то, что Комедиант и Доктор Манхэттен помогли ему выиграть войну во Вьетнаме, приказал распустить отряд Хранителей.
После этого только двое Хранителей открыли свои истинные лица - это Озимандиас и Ночная Сова II. Озимандис заработал кучу денег на своих книгах и дисках, рассказывающих о Хранителях, после чего стал финансировать какие-то гигантские проекты. А Ночная Сова II стал вести тихую-спокойную жизнь.
Доктор Манхэттен стал живым щитом США против агрессивного Советского Союза - этот монстр обладал такой мощью, что был способен задержать советские ракеты. Остальные же Хранители устроились кто как.
Но все изменилось, когда кто-то убил Комедианта. Рошах считает, что подобная участь настигнет всех Хранителей. А вот кто их убивает и зачем - Рошах постарается выяснить.
***
Я потрясен. Совершенно не ожидал от Зака Снайдера ничего подобного. После "300 спартанцев", который представлял собой невероятно эффектно сделанный, однако чистый комикс, я думал, что "Хранители" продолжит ту же традицию: комиксоидная основа, мгновенный переход от дикого пафоса к сентиментальным слюням, красивейшие спецэффекты и броня нарисованных мышц у каждого маскулинного героя.
Но "Хранители" - это нечто совершенно иное!.. Не так давно уже были удачные попытки перевести комикс на уровень серьезной драмы. Речь идет о фильмах "Бэтмен: начало" Нолана и о продолжении под названием "Темный рыцарь".
Однако создатели "Хранителей" в этом правом деле пошли значительно дальше. Изначально фильм "Хранители" базируется на комиксе 1986 года британских художников Алана Мура и Дэйва Гиббонса (между прочим, по их произведениям сняли фильмы "Лига выдающихся джентльменов" и "V значит вендетта"). Тем не менее это фактически не комикс! Почему? Давайте разбираться.
Прежде всего, за редкими исключениями, в супергероях "Хранителей" нет ничего особо фантастически-комиксоидного. Они не умеют растягиваться, как Эластик из "Суперсемейки", или замораживать все вокруг, как мистер Фрозен. Они не способны переломить мост, уронить дом или сделать что-нибудь не менее эффектное. Они - почти обычные люди. Просто владеют мощными приемами всяких единоборств, очень круты и умеют использовать различные высокотехнологичные подручные средства.
Все они - очень и очень разные персонажи по характеру и мировоззрениям, что также нехарактерно для комиксоидов. Комиксоиды обычно разные только по характеру своей силы, а здесь - психологически разные персонажи. Скромный и мечтательный Ночная Сова II, параноидальный Рошах, психопат-убийца Комедиант, романтичная Шелковый Призрак II, хитрованный Озимандис. Чисто человеческие характеры.
Мир "Хранителей", в отличие от того же "Бэтмен: начало" и "Темного рыцаря", тесно привязан к историческим реалиям. Не накрепко привязан, так как здесь имеются заметные вариации, но тем не менее базируется на известном ядерном противостоянии США и СССР, когда весь мир боялся начала третьей мировой войны. И тут крайне интересно наблюдать, как реальные люди и события сюжетно привязываются к комиксоидным персонажам (если, конечно, знать, о каких людях и событиях идет речь).
Третий срок Никсона; выигранная вьетнамская война; убийство Харви Ли Освальда силами Комедианта; Энди Уорхол создает портрет Ночной Совы; на бомбардировщике, летящем бомбить Хиросиму и Нагасаки, на борту портрет Шелкового Призрака; Фидель Кастро с Брежневым принимают парад на Красной Площади; журналисты, раздувшие Уотергейт, убиты Комедиантом; лесбиянка Силуэт целует медсестру во время съемки знаменитейшей фотографии "Безоговорочная капитуляция" (эта же фотография обыгрывалась в "Ночи в музее 2"); "Удачи мистер Горски" и Доктор Манхэттен, отразившийся в шлеме Армстронга на Луне, ну и так далее.
Фильм наполнен таким количеством всяких аллюзий, отсылок, пародий и явной сатиры, что с первого раза все это многообразие не уловить даже тем, кто хорошо понимает, о чем идет речь. Кроме того, в "Хранителях" немало явных отсылок и к другим комиксоидным персонажам. Например, Ночная Сова явно щеголяет в костюме Бэтмена.
В картине ставится немало вопросов, вполне актуальных для современного общества. Применимо ли христианское милосердие к самым мерзким убийцам-педофилам? Что делать с политиками, готовых отправить мир в тартарары во имя своих политических амбиций? Можно ли справиться с безусловным злом, будучи безусловным добром? Сможет ли человечество остановиться в самый последний перед крушением момент или на это глупо рассчитывать?
Этот фильм - очень натуралистичен и жесток. Впрочем, нечто подобное мы наблюдали в "Городе грехов", однако по сравнению с "Хранителями" фильм Родригеса - выступление на детском утреннике. "Хранители" совершенно не по-комиксовому кровавы, так что картина - совершенно не для детей.
С точки зрения сюжета здесь сжато (насколько возможно) изложен целый эпос о Хранителях, а финал преподносит немало любопытных сюрпризов. Каждый раз, когда зрителям кажется, что они поняли, кто злодей и что там дальше будет с героями в масках, оказывается, что они ошибаются. Причем все эти стремительные повороты сюжета достаточно оригинальны, а уж концовка - сделана весьма впечатляюще, особенно если учесть тот факт, каким боком поворачивается вроде бы стандартный "злодей".
Впрочем, попытки Зака Снайдера уместить в один полнометражный фильм большое количество подробностей о Хранителях и связанных с ними событиях - привели к тому, что картина получилась слишком длинной и затянутой, несмотря на достаточно динамичный сюжет. Я не могу сказать, что заскучал во время просмотра, но фильм все равно явно выглядит длинноватым. Скорее всего, его все-таки надо было сократить.
Каждый из главных персонажей Хранителей по-своему очень ярок. Причем ярок чисто по-человечески. Шелковый Призрак II, разрывающаяся между Доктором Манхэттеном и Ночной Совой II. Тот же Ночная Сова II, который полфильма живет в образе романтичного ботаника, плавно переходит в супергероя и обратно, практически не меняя застенчивого выражения лица. Неистовый Рошах, решивший раз и навсегда, что он будет играть только по своим собственным правилам и не допустит никаких компромиссов. И Комедиант - один из самых интересных и противоречивых персонажей.
Сыграны эти Хранители так, что они смогли раскрыться во всем своем многообразии. И тут интересно то, что на экране нет ни одного (по крайней мере, для меня лично) знакомого актера или актрисы.
Два самых эффектных и невероятно мощных героя - это, конечно, Комедиант и Рошах. Комедианта играет Джеффри Дин Морган. Он очень сильно напоминал слегка загримированного Роберта Дауни-младшего, и я даже сначала подумал, что это Дауни и есть. Напоминал - в хорошем смысле: то же богатство красок, та же харизма и мощь.
Рошаха сыграл Джеки Эрл Хэйли, и перед ним стояла еще более сложная задача. Его персонаж почти весь фильм ходит с тряпичной маской на лице, на которой появляются и исчезают темные пятна. Как в такой ситуации можно изобразить необычного и очень харизматичного персонажа - непонятно, но Хэйли это явно удалось. А сцена в тюрьме, где он находится без маски, снята просто изумительно.
Шелкового Призрака II сыграла Мэлин Акерман - она чем-то напоминает Монику Белуччи. Сыграла неплохо, но мне значительно больше понравилась Карла Гуджино, изобразившая ее мать, первого Шелкового Призрака. Потихоньку спивающаяся дама, сохранившая эффектную внешность и повадки львицы в ее уже немолодом возрасте - Гуджино была просто блеск.
С видовой точки зрения картина также сделана очень впечатляюще. Стартовые субтитры можно пересматривать много раз - столько интереснейших кадров туда вмонтировано. Атмосфера самого фильма хотя и слегка напоминает "Город Грехов", тем не менее вполне оригинальна и разработана очень тщательно.
Я в восторге от этой картины. Для меня на данный момент - это один из самых впечатляющих и ярких фильмов 2009 года. Заку Снайдеру и другим создателям - пятерка за ум, оригинальность и особенно за бесстрашие, потому что они не побоялись сделать "блокбастер", который неминуемо должен был провалиться в прокате, ибо слишком сложен, слишком умен и требует от зрителей слишком большого количества мозговых усилий, что обычно делать не рекомендуется. Он и провалился - $107 миллионов сборов в США и всего $183 миллиона по миру при бюджете в $130 миллионов. Жаль, очень жаль.
Кстати, прочитайте штук двадцать рецензий на этот фильм. Ручаюсь, что в девяноста процентов из них авторы непременно упоминают пипиську голубого дяди. Эти ребята - они умеют уловить самую суть и красочно рассказать о ней.
Ну, а для меня - это лучший фильм 2009 года - по крайней мере, на данный момент. Не ожидал такого от Зака Снайдера - он просто молодец!
РЕЦЕНЗИЯ №3
Что американцы умеют делать лучше всех на свете? Лучше всех на свете американцы спасают мир. Ведь именно для этого на их территории проживает и богато поблескивающий лысиной Брюс Уиллис, и сонмища неадекватных личностей в купальных костюмах поверх латексных треников. Супергерои, ага.
Что ожидает в любой другой стране мира индивида, нарядившегося в костюм крупного рогатого скота и прилюдно отстреливающего гопоту разного масштаба? В лучшем случае – набор модных рубашек рукавами назад и загородные апартаменты с видом на зарешеченное окно. А вот в Америке таких людей принято носить на руках. Еще бы. Спасение мира – это вам не конвейер. Тут штучный подход необходим.
К чему этот экскурс в супергеройство? Хм! Так ведь про них-то родимых и кинолента.
Фильм Зака Снайдера «Хранители» я лично ждал очень давно и с нетерпением. Во-первых, это экранизация милейшего в своей злобности романа-комикса Алана Мура. Того самого Алана, перу которого принадлежит еще одна антиутопия «V значит вендетта». Того самого Мура, который вдребезги разбил американское представление о супергеройстве, показав, что все эти типы в трико – не больше, чем страдающие маниакально-депрессивными расстройствами неудачники. А если не умничать, то произведения Алана Мура – это сочный пинок в коллективный зад многочисленной армии попкорноедов. Пинок, который этот зад, скорее всего, даже не заметил. По причине своей сверхнадежной упитанности. Зато заметили другие. И я заметил. И встретил пинок этот громогласными аплодисментами. Потому как тупость нужно чаще пинать. Вот.
Вторая причина, по которой фильма очень ждалось, – сам Зак Снайдер. Человек, который снял «300 спартанцев», мог бы экранизировать и телефонный справочник. Я бы все равно пошел. Но до справочника дело пока не дошло. А вот «Хранители» в минских кинотеатрах появились. И не зря.
Что сказать? Фильм отличный! И лучшее свидетельство тому – через полчаса из зала растерянно потянулись представители колхозной элиты. «Хранители» не смогли продолжить ассоциативный ряд таких нетленок, как «Любовь-морковь», «Бумер» и, прости Господи, «Очень страшное кино». Наоборот. Там с самого начала показали псевдохроникальные кадры и упомянули Никсона. Дальше – больше. Убийство Кеннеди, Уотергейт, война во Вьетнаме… Скука! – решил продвинутый зритель и, прихлебывая пиво, отправился домой пересматривать «Самый лучший фильм» на лицензионном DVD «15 in 1». В общем, овация и полный катарсис.
Так, о чем же фильм.
Холодная осень 1985-го. Все ждут ядерной войны и неминуемого конца света. Мир, конечно, альтернативный, а потому никого не удивляет, что на экране грозится порвать всех на беляши симпатичный носатый Никсон. Так надо.
В это же самое время таинственный почитатель кунг-фу конкретно мочит крепкого дедушку в элитном пентхаусе. Мочит изобретательно, с огоньком и в качестве апогея выбрасывает пенсионера в панорамное окно. Летать, дед, почему-то не умеет. Поэтому, согласно законам физики, сочно приземляется на сотню метров ниже. Обидеться за время короткого полета он, естественно, не успевает. Зато за поруганного ветерана очень обижается серьезный мужичок в зашибенном кожаном френче, шляпе пирожком и маске с дурацкими кляксами Роршаха. (Если кто не знает, с помощью таких клякс определяют нарушения психики: увидишь в них бабочку – молодец, привидится труп козленка – законченный маньюк). Парень в маске (он так себя и называет – Роршах) просто невообразимо крут. Бегает быстро, прыгает красиво, дерется эффективно. А еще он супергерой. Мститель в мешке. Как, впрочем, и убиенный дед. И вот эта суперклякса понимает, что убить деда просто за дурацкий халат не могли. Это заговор. Против всего суперского. И начинает расследовать.
Дальнейшее повествование идет в духе нуара 80-х. С постоянным дождем, выдержками из дневника, мощными флэшбэками и огромной массой важных для сюжета фактов. Оказывается, супергерои, на самом деле, – это обалдевшие от собственной крутости и безнаказанности сотрудники спецслужб. Все поголовно в полнейшем неадеквате, верой и правдой служили они американским властям. И главным у них был шизанутый физик. В бытность свою он облучился всякой гадостью и стал синим, крепким и отрешенным. Он и не для спецслужб вовсе всех месит, а так – для картинки. А еще ему все настолько побоку, что одевается он только изредка. Для полноты картины у них там еще в обойме: мужик в костюме совы (такой себе бэтмен), тетка в трусах поверх колготок, плейбой-блондинко и уже упомянутые Роршах с дедом. Дед в то время еще молод, и звать его Комедиант. Самое комедийное в его арсенале – огнемет и кривая ухмылка. Есть и еще пара-тройка странных личностей. Но не суть.
И вот вся эта кунсткамера (в лице отдельных представителей) отважно побеждает во Вьетнаме, весело стреляет в Кеннеди, яростно разгоняет демонстрации. Выкладывается, одним словом. Не по-детски. А потом их раз – и запрещают. А потом и убивать начинают. А тут еще русские с угрозой ядерной войны. А синий суперголыш, которого все боялись и потому не воевали, обиделся чего-то. И на Марс свинтил. В общем, беда.
Всю серьезность замеса понимает только Роршах. Кстати, это единственный вменяемый мужик на весь фильм. Даром, что псих. Он качественно ломает плохишам пальцы, топит карликов в сортире и угрюмо зыркает, когда с него снимают маску. А еще он понимает, что маньяков и прочую отморозь сначала нужно бить ногами по голове, а уже потом спрашивать, который час. В общем, на «Хранителей» стоило бы сходить уже за одного этого дядьку. Очень понравился.
И вот он потихоньку и раскручивает все это дело. И находит убивца-заговорщика. И негодует, что все так гадко в конце получилось. И хочет всем навалять бескомпромиссных люлей. А потом… А что потом – не скажу, потому что смотреть неинтересно будет.
Финальный твист – он, в общем-то, и не твист вовсе. Вот она суть американского супергеройства. Давайте дезинтегрируем 10 миллионов живых человеков, зато все остальные будут жить долго и счастливо. Такой себе политкорректный тезис. Допустимые, так сказать, потери. Смысл комикса, а затем и фильма, на мой взгляд, именно в этом. Не дай бог свинье рог! Нельзя людям в лосинах власть давать – латекс плохо на кровоснабжение мозга влияет! А то, как сказал синий мужик (да, простите, доктор Манхэттен его звали!), органическая жизнь окажется сильно переоцененной вещью.
Что касается визуального воплощения, трейлеры не врали: картинка вкуснейшая! Чего мы ждали от Зака Снайдера? Правильно, толстонамазанных спецэффектов! Их есть у него! И так есть, что только держись! Начиная, со стартового мочилова в пентхаусе и заканчивая взрывом в центре города. Тут вам и поцелуй на фоне ядерного взрыва, и сцена драки в переулке, и тотальное рубилово в тюрьме. Да ладно, одна маска Роршаха чего стоит! И, несмотря на почти трехчасовой хронометраж, распределены мощные сцены довольно плотно. В общем, кто не хочет напрягать головной мозг, может реагировать исключительно спинным.
Музыка тоже порадовала. Хотите убийство под умиротворяющего Нэта Кинга Коула? Пожалуйста. Похороны под легендарную «Sound Of Silence» Саймона и Гарфункля? Запросто. Желаете апокалипсис под Боба Дилана? Так вот же он! Да и главная тема, периодически просыпавшаяся на протяжении всего фильма, – тоже респект и уважуха. И даже тупейшая постельная сцена под хрестоматийную коэновскую «Hallelujah» – 5 из 5.
Так что, подводя черту, можно сказать, что фильм – то, что надо. Must see. Must have. If you don’t like it, kill yourself!
А знаете ли вы, что...
- Съемки картины при бюджете 100 млн. $ проходили с 17 сентября по 31 декабря 2007 года.
- В разные периоды режиссерами фильма значились Даррен Аранофски и Пол Гринграсс. Все они покинули проект из-за постоянных переносов начала съемок.
- В начале 1990-ых курсировали слухи, что в картине должны были играть Робин Уильямс, Джеми Ли Кертис, Гэри Бьюзи, Ричард Гир и Кевин Костнер. Проектом тогда руководил Терри Гилльям. Гильям прсто не мог себе представить, как можно уместить материал в полнометражный фильм. По его мнению понадобилось минимум пять эпизодов сериала.
- Карина поставлена по одноименным комиксам Алана Мура.
- Карла Гуджино и Малин Акерман играют в фильме мать и дочь. В реальности разница в возрасте составляет семь лет. Обе актрисы играли любовные интересы Бена Стиллера в "Ночи в музее" и "Девушке моих кошмаров".
- Тэглайны картины гласят "Правосудие - для нас всех. И не важно, что мы делаем."; "Город страшится меня. Я видел его истинное лицо"; "Они охраняют нас. Но кто охранит нас от них"; "Я обычно прогуливаюсь в 3 часа утра и делаю что-нибудь глупое"; "Только мы можем защитить мир"; "Для мира во всем мире надо чем-то пожертвовать"; "Нам было предначертано сделать наш мир лучше"; "Существование жизни - переоцененный феномен"; "Это конец супергероев, как он и есть".
|