РЕЦЕНЗИЯ №1
Питер Уир дерьма не делает. Вдохновившись этой мыслью, я приступил к просмотру фильма, синопсис которого вызывал рвотный рефлекс. Казалось бы - еще один западный грамотей, решивший изобразить наше родимое царство Саурона. А вот поди ж ты…
Собственно, синопсис. После раздела Польши в лапы кровавой гэбне (бритый ублюдок с порочным лицом) попадает свободолюбивый поляк Януш (вдохновенный юноша с крепким характером). Все поляки свободолюбивы, но некоторые – очень. Никакие признания подписывать Януш не хочет, так что приходится ему переместиться поближе к солнечному Магадану. В лагере полно уркаганов, обстановка отвратительнейшая, но есть и достойные личности, вроде бывшего актера Хабарова, который грезит побегом. В конце концов, вокруг Януша сколачивается крепкая группа, и в одну ненастную ночь эти люди покидают исправительное заведение. Им удается уйти от погони. Теперь впереди – тысяча километров до озера Байкал, потом еще немного – до монгольской границы, а там – свобода!
Вся эта Сибирь была снята в Болгарии. Ну так что ж? По воспоминаниям генерала Гурко, на Шипкинском перевале, бывало, снег валил, как под Бодайбо. Болгария – так Болгария, слава богу, не о ГУЛАГе фильм, и лагерная метафизика заканчивается очень быстро. Это – наша и ваша удача. Если бы Уир углубился в политику, фильм бы накрылся медным тазом. Но Уир в очередной раз показывает себя человеком с феноменальным чувством меры. Оттолкнувшись от политики и почти не допустив ошибок в написании советских лозунгов, он разворачивает фильм совсем в другую сторону. И вот это уже по-настоящему интересно.
«Путь домой» - фильм о побеге. Не сказать, что из самых лучших. Но очень добротный и занимательный. Выпарившись сразу же после исчезновения из кадра последнего вертухая, политика уступает место экзистенциализму, пардон – вечным ценностям. И борьбу за выживание Уир показывает в своем обычном стиле – без шокирующих подробностей, но и без соплей, никуда не торопясь и поэтому ничего не упуская, стараясь микроскопическими штрихами выстроить правдивую психологию и не забывая о том, что все это должно прилично выглядеть.
Что в итоге? Довольно увлекательный фильм, который начинается как «Враг у ворот», а заканчивается – как видовой фильм National Geographic. Между этими полюсами успевает остаться невостребованной харизма Колина Фаррелла, которую попытались (довольно безуспешно) заменить предельно скрытыми достоинствами Сирши Ронан. И зря. Уголовник из Фаррелла вышел занятнейший, такой себе улучшенный вариант Промокашки, и посмотреть на него в песках Монголии было бы любопытно. Кстати, пески Монголии снимали в Марокко, чтоб вы не сомневались.
А знаете ли вы, что...
- Съемки картины проходили с февраля по июнь 2009 года.
- Картина поставлена по мемуарам Славомира Равиша "Долгая дорога домой". Стоит отметить, что 2006 году на BBC вышел фильм, в котором обнародованы факты, указывающие, что Равиш был освобожден Советскими властями в 1942 году.
|