ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Что скрывает ложь 
What Lies Beneath


Режиссер: Роберт Земекис (Robert Zemeckis)
В главных ролях:
Харрисон Форд (Harrison Ford) ,
Мишель Пфайфер (Michelle Pfeiffer) ,
Диана Скарвилд (Diana Scarwid) ,
Дэн Блок (Dan Block)
РЕЦЕНЗИЯ №1
Ужас ей к лицу
     Режиссер Роберт Земекис столько позаимствовал у Хитчкока, что этот красиво смонтированный фильм больше похож на конспект лучших хитов мастера, чем на самостоятельный сверхъестественный ужастик. Женская истерия ложилась в основу большого количества сложных психологических триллеров, но в данном случае с ней обошлись поверхностно.
    
     У Клэр Спенсер (Мишель Пфайффер), казалось бы, есть все: привлекательный муж-генетик (Харрисон Форд), дочь-подросток и прекрасный дом на берегу озера в Вермонте, который только что подновили. Но когда ребенок уезжает в колледж, Клэр сталкивается с синдромом опустевшего гнезда и от скуки начинает подсматривать через забор ссоры, которые регулярно происходят между ее новыми соседями, Фьюрами (Джеймс Ремар и Миранда Отто). Постепенно у Клэр развивается неосознанное подозрение, что миссис Фьюр убита мужем. (Звучит до боли похоже на Rear Window. Подождите, скоро вы увидите вызывающий мурашки эпизод со смесителем ванной, который кадр-в-кадр взят из Psycho). Призрачные улики накапливаются: таинственные шопоты заполняют дом Клэр, двери со скрипом открываются сами собой, надпись "ты знаешь" проступает на запотевшем окне ванной. Боясь, что сходит с ума, Клэр консультируется с отзывчивым психоаналитиком (Джо Мортон) и своей свихнутой приятельницей (Дайана Скарвид, создавшая идеальный образ лучшей подруги), но становится все больше и больше ясно, что это не галлюцинации, и когда правда раскрывается, под угрозой оказывается ее блестящий брак.
    
     Сценарий Кларка Грегга не дает героине Пфайффер времени оправиться от очередного испуга, но в конце концов напряжение рассеивается и фильм превращается в пустую стилизацию, которой не достает развития персонажей. В основном Что лежит внизу служит наглядной витриной по-прежнему хрупкой красоты Пфайффер: чем более плаксивой, опустошенной и шокированной она становится, тем соблазнительней на нее смотреть. Несмотря на то, что она постоянно задыхается, плачет и бегает вверх-вниз по лестнице, нам дается замечательная возможность проникнуть во внутренний мир героини. Мы узнаем, что Клэр была виолончелисткой, но отказалась от своей мечты, и что ее дочь - отпрыск от первого брака. Лучшие режиссеры, от самого Хитчкока до Романа Поланского, извлекли бы напряженность из колебаний Клэр на грани между здравомыслием и умопомешательством, но мы уже знаем, что она не клиент психушки.
    
     Если бы фильм был на полчаса короче, нам было бы достаточно забавных, заставляющих подпрыгивать страшилок. Но за 130 минут мы могли бы найти время заняться еще кое-чем кроме восторгания овладевшей нами игрой ведущих суперзвезд и превосходной с технической точки зрения режиссуры Земекиса. С помощью отличной команды из композитора Алана Силвестри и постановщика визуальных эффектов Роба Легато (Титаник) Земекис создал настолько самонадеянный фильм, что в нем почти не остается места сюрпризам. Лучшими фильмами режиссера были карикатуры на дешевые остросюжетные жанры (Роман с камнем, Обратно в будущее), худшими - слезливые спектакли (Форрест Гамп). Что лежит внизу попадает в третью категорию, наилучшим образом определяемую фильмом Смерть ей к лицу: не связанное кино, в котором человеческая драма замещается спецэффектами и операторскими трюками. Фильм Что лежит внизу поразительно пуст даже для летнего проката.
    
     Kevin Maynard
    (c) Kino-Express
РЕЦЕНЗИЯ №2

     Роберт Земекис - потрясающий режиссер, временами создающий вещи абсолютно гениальные ("Форрест Гамп"), очень внимательный к деталям сюжетопостроения, звукового и визуального ряда своих картин. Лишних предметов, нависшего над актерами микрофона ("Талантливый мистер Рипли", посмотрите повнимательнее самое начало, просто позор), ружья, которое никогда не выстрелит (это уже диалектика чеховского типа) и даже посторонних теней, отражений в воде и зазеркальной действительности, которых по замыслу режиссера в кадре быть не должно, вы не увидите. Если на заднем плане что-то шевелится, значит это что-то призвано создать совершенно особенную атмосферу, натолкнуть вас на какую-то мысль, определить ход вашего восприятия увиденного и услышанного. Кадр Роберта Земекиса может стать темой для отдельного исследования, культурологической работы. Разбирая этот кадр, можно учить студентов кинематографических ВУЗов, как нужно правильно снимать.
     При всей своей талантливой реалистичности - Земекис может заставить поверить во все происходящее на экране, и это не пустое утверждение, а факт - режиссер склонен к мистическим и фантастическим лентам. Начало его карьеры знаменательно серией картин "Назад в будущее" (1985, 1989, 1990), затем была сногсшибательная черная комедия "Смерть ей к лицу" (1992) и "Страшилы" (1996), сказочная лента, открывшая новую сторону таланта режиссера. Немаловажным в его фильмографии является тот факт, что в 1994 году Роберт Земекис получает "Оскара" за сугубо реалистичную драму "Форрест Гамп" и все же возвращается к излюбленному мистическому киножанру? И вот в 21 июля 2000 года на экраны выходит мистический триллер "Что скрывает ложь" ("What Lies Beneath") с Харрисоном Фордом и Мишель Пфайффер в главных ролях. Картина мгновенно становится супер-хитом. Она несколько раз возвращается в десятку лидеров кассовых сборов США и Канады. К 13 октября 2000 года в ее активе уже $154.179.394. Она занимает 45 место в хит-параде и продолжает победное шествование по миру.
     В основу сюжета этой ленты положена история Сары Керночан и Кларка Грега. Последний написал сценарий фильма и, по его словам, Земекис так долго придирался и требовал дописывать отдельные эпизоды, что приходилось перерабатывать историю, в среднем, около ста раз, пока она не пришлась по душе прихотливому режиссеру.
     Норман (Харрисон Форд) и Клер (Мишель Пфайффер) Спенсер - добропорядочная американская семья. Он - профессор - биохимик, занимающийся наукой в том же университете, где когда-то работал его отец. Она - бывший музыкант - виолончелист, ради мужа оставившая музыкальную карьеру и посвятившая себя семье... Их дочь Кейтлин поступила в колледж и с недавних пор живет отдельно. В самом начале фильма они провожают ее. Причем, Клер тяжело переживает расставание с дочерью. Отец при этом держится стойко, как и подобает отцу. Семейство Спенсер живет в старом доме, построенном когда-то давно отцом Нормана, на берегу большого озера... Единственные соседи, - их дом находится рядом за высоким забором, - профессор с психфака и его эксцентричная жена. Однажды Клер слышит, как она плачет. Как добропорядочная сердобольная женщина, она не может не спросить, что так расстроило несчастную. На что жена профессора отвечает, что боится за свою жизнь. После чего Клер Норман начинает следить за домом соседей (наверное, это болезнь всех ортодоксальных домохозяек). Однажды ночью она видит, как профессор грузит какой-то сверток, по форме напоминающий тело, в багажник своей машины. Женщина приходит к мысли, что сосед убил свою жену, а теперь пытается скрыть улики. Тем временем, в ее собственном доме начинают происходить весьма странные вещи. Дверь открывается сама, стоит только поднести к ней ладонь, ни с того - ни с сего включается стереосистема, а кроме того, она, как будто, слышит странные голоса. Клер делится с мужем своими соображениями, что их сосед - профессор убил жену, а теперь пытается скрыть следы, в то время, как несчастная женщина является ей и просит раскрыть имя убийцы полиции. Немного поразмыслив, муж и жена приходят к выводу, что Клер необходимо обратится к психиатру. Однако, мистические явления не прекращаются. Выясняется, что явление призрака связано вовсе не с соседями, а таится в их собственном доме. Норманом Спенсер лгал своей жене... А ложь его скрывает страшную правду... Пересказывать сюжет целиком, как это делают некоторые непрофессиональные критики, - значит испортить вам наслаждение от фильма. Поверьте, мне бы очень этого не хотелось. Потому что Роберт Земекис создал шедевр. Наверное, можно смело утверждать, что картина "Что скрывает ложь" занимает первое место среди фильмов жанра "мистический триллер".
     Земекис из тех, кто любит разрушать привычные представления о форме и общечеловеческих ценностях. Он тот, кто находит в дарованиях актеров не проявившиеся прежде стороны и представляет их новое лицо в своих масштабных действах, осуществляя блистательный кастинг. Так Том Хэнкс в роли совершеннейшего, но очень доброго, придурка смотрится весьма органично, хотя до "Форреста Гампа" придурков ему играть не приходилось. В фильме "Что Скрывает Ложь" Земекис остался верен этой традиции: он сделал Мишель Пфайффер симпатичной домохозяйкой, Джеймса Ремара, который всегда играет убийц и насильников (вспомнить хотя бы Копполовский "Клуб "Коттон"", где он - отвратительный гангстер Голландец Шульц) вполне приличным профессором психологии (на него, правда, падает подозрение в убийстве жены, но тем и хорош подбор актера на эту роль, что в виновности Ремара не сомневаешься), а Харрисон Форд превратился в законченного злодея - амплуа для него совершенно непривычное, но злодей из него отменный.
     Критика давала фильму разные оценки. Кто-то находил в картине развенчание института семейных ценностей, указание на то, что внешнее благополучие американской семьи только кажущееся, кому-то показалось, что Земекис выступил с совершенно четко очерченной идеей - нельзя обманывать своих близких без страшных последствий для себя и своей семьи. Конечно, все эти домыслы и притянутые за ослиные уши вторичные и третичные смыслы - абсолютный вздор. Земекис выше любого морализаторства, он тоньше художников этого малотворческого направления. Он предпочитает искусство ради искусства, творит в любых жанровых рамках, и даже расширяет границы жанров и создает поразительной красоты и увлекательности полотна, чтобы радовать зрителя и изумлять многострадальную критику...
    (c) Vidео.ru
РЕЦЕНЗИЯ №3

     Что лежит на поверхности
     На самом деле ложь ничего не скрывает. Как справедливо отметили читатели гостевой книги "Поля.Ру", на самом деле просто что-то лежит за гранью. Или, точнее, в глубине.
     Глубина - это глубина большого озера, на берегу которого стоят два дома. В одном из них живет немолодая, но вполне счастливая пара - Клер и Норман Спенсеры (Мишель Пфайфер и Харрисон Форд). Норман - сын знаменитого ученого и сам ученый. Клер - главная героиня фильма. Она видит призраков. Точнее, ей кажется, что она видит призраков. Или, может быть, одного призрака - молодую женщину, очень похожую на нее саму.
     В фильмах о призраках всегда было что-то от детектива. Чтобы избавиться от призрака, надо узнать, чей это призрак, чего он хочет и как ему помочь. Эта схема повторяется повсюду - от "Дома на холме призраков" до японского "Звонка". Земекис, однако, еще больше сближает ghost story и детектив: Клер неведомым образом с самого начала знает, что призрак хочет наказать своего убийцу. Знает, что убийца где-то рядом и что преступление произошло совсем недавно. И потому рассказывать дальше - значит портить зрителю все удовольствие.
     Сделав одной из главных "площадок" фильма ванную, Земекис явно напрашивается на сопоставление с Хичкоком - тем более, что по нагнетанию саспенса "Что скрывает ложь" действительно один из самых удачных фильмов последнего десятилетия, а внимательный глаз легко различит прямую цитату из "Окна во двор". Сравнение это, однако, дает повод к грустным размышлениям: за саспенсом у классика жанра всегда скрывается что-то… хотя бы неразделимая триада вуайеризма, секса и смерти. Может быть, дело в том, что женские образы у Хичкока всегда несут какую-то тайну, пусть даже и не проявляющуюся в сюжете, а Мишель Пфайфер при всем обаянии ее среднего возраста - не Грейс Келли и не Дженет Ли. Скрытый потенциал фильма так и остается нереализованным: "Что скрывает ложь" так и не смог стать фильмом о связи женской природы с потусторонним или притчей о том, что есть области, в которых лучше быть предельно осторожным. Ближе к концу фильм окончательно превращается в банальный детектив, чтобы не сказать - экшен.
     В отличие от озера, на берегу которого стоит дом супругов Спенсер, фильм Роберта Земекиса в своей глубине не скрывает ничего.
     плюсы: мастерский саспенс, превосходные спецэффекты, почти непредсказуемый сюжет
     минусы: банальность последних двадцати минут и общее ощущение того, что из сюжета можно было выжать куда больше
     [ Сергей Кузнецов ]
    (c) Weekend.ru
РЕЦЕНЗИЯ №4

     Любовь прошла, завяли помидоры... далее по тексту
     Все когда-то заканчивается. В дебрях лжи бесславно погибла моя любовь к Роберту Земекису. Любовь моя была глубокой и страстной. Ну как же можно не испытывать нежную привязанность к человеку, снявшему в далеком 1988 году "Кто подставил кролика Роджера"? А потом, спустя шесть лет порадовал не только меня, а всех нас "Форрест Гампом". Но любое глубокое чувство рано или поздно сменяется привычкой, а потом, если объект желания разочарует, пропадает и вовсе. Переломным моментом наших отношений с Робби стало его долгое отсутствие в режиссерском кресле. Но это еще полбеды. Он вернулся, представляете! И с кем, вы думаете, он столько времени пропадал, гнусный тип?! С Мишель Пфайффер и еще какой-то полуистлевшей блондинкой. А я ждала. И дождалась. Вернулся мой благоверный и принес мне подарок - свой новый фильм "Что скрывает ложь". После этого случая я покинула наглеца и могу ответственно заявить, что не вернусь к нему больше никогда. И дело здесь не в женской гордости. Отнюдь. Причина нашего расставания в полном несоответствии профессиональных качеств моего избранника моим эстетическим воззрениям.
     Почти два часа я терпела страшные муки. Мне, заметьте, было значительно тяжелее, чем мадам Пфайффер, хотя она, бедняжка, из кожи вон лезла, чтобы доказать мне обратное. И боялась, и в пруд ныряла, и мужу жаловалась, и за соседом следила, и к психоаналитику ходила. Тот угощал ее клубникой. Я глотала слезы обиды. Потом появилась еще одна и тоже светленькая. И они стали действовать сообща, даром, что последняя уже года три как умерла и почти истлела. В финале, до которого досидеть может только смелый, к числу которых я отношу и себя, крошке Мишель не повезло. Ее чуть не утопили в ванной, а потом и в пруду. Но как я уже говорила, уважаемые читатели, их было двое. И мертвая подружка пришла на помощь живой в тот самый момент, когда я, несчастная, уже было снова поверила в искренность чувств своего возлюбленного. Но нет, женская солидарность победила настоящую любовь и убила мою веру в непреходящий талант Роберта Земекиса навсегда.
     Катя Ливергант
    (c) Kinoizm


ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: