ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Говорящие с ветром 
Windtalkers

Режиссер John Woo (Джон Ву)
Сценарий Joe Batteer (Джо Баттир), John Rice (Джон Райс)
В ролях:
Nicolas Cage (Николас Кейдж),
Adam Beach (Адам Бич),
Christian Slater (Кристиан Слейтер),
Jason Isaacs (Джейсон Исаак),
Peter Stormare (Питер Стомаре),
Noah Emmerich (Ноа Эммерих),
Roger Willie (Роджер Уилли)
Официальный сайт: www.mgm.com/windtalkers
Видеоролик: Quicktime
РЕЦЕНЗИЯ №1

14 июня в Штатах стартовал военный боевик прославленного режиссера Джона Ву и голливудской звезды Никласа Кейджа “Разговаривающие с ветром” / Windtalkers (подозреваю, что наши переводчики дадут фильму свое название – что-то вроде “В самом пекле войны” или “Индеец-носитель кода”). У нас с вами есть уникальная возможность узнать о фильме задолго до его премьеры!

Перед предварительным просмотром настораживали два факта:

Факт первый. Проект “Windtalkers” – один из самых многострадальных. Его премьеру несколько раз переносили, объясняя это самыми разными обстоятельствами. Но мы-то с вами знаем, что происходит это чаще всего не от хорошей жизни. Точнее, не от хороших тест-просмотров, после чего фильм отправляют обратно в студию на доработку…

Факт второй. У кинокомпании “MGM” не самая лучшая репутация в последние годы. Если бы не раскрученнный кинобрэнд Джеймса Бонда, то вообще могли бы сливать воду. Громких, культовых премьер у рыкающего льва не наблюдается, пара-другая фильмов-середнячков погоду не делают. Поэтому фраза “Меня терзают смутные сомнения” не оставляла меня все время просмотра… Да, и пускай вас не вводит в заблуждение гром барабанов и разводки прожекторных огней в начале демонстрации – кинокомпания “Fox XX century” всего лишь владеет правами на МИРОВОЙ прокат ленты!

Теперь о позитивных ожиданиях. Конечно, сюжет… Я, честно признаюсь, был введен в заблуждение, когда, исходя из аннотации, описал сюжет “Windtalkers” в январской статье “2002: наступил год ВОЕННОГО КИНО!” следующим образом:

Вторая мировая война. Америкосы воюют с япошками на островах Тихого океана. В подразделении морпехов сражается единственный в армии США солдат-индеец племени не то навахо, не то нах: А в Генштабе придумывают, наконец, общеармейский код, недоступный для японо-немецкой расшифровки - в его основе язык тех самых навахо: Отныне жизнь и эвакуация в Штаты воина-индейца - прямая обязанность самого высокого начальства. Но как и в случае со "Спасением рядового Райена" индеец находится в самом пекле беспощадной войсковой операции: А, каково?!

Нет, конечно, и индеец-навахо, и код, – все верно. Однако никто солдата Райена в орлиных перьях спасать не собирается. Наоборот, его вместе с другими подобными ему индейцами-радистами отправляют в передовые окопы, чтобы он в составе штурмовой разведывательной роты действовал как оператор-наводчик для артиллерии янки. Передаваемые им данные расшифровывает другой навахо в штабе армии, янки мочат япошек почем свет стоит по координатам, а самураи не понимают, что это за странный язык используют америкосы? Естественно, японцы желают во что бы то ни стало заполучить в свои руки навахо и выведать секретный код…

В фильме солдат-навахо человек десять, но центральные два – друзья-соперники Бен Янзыыы и Чарли Белая Лошадь. Бен и Чарли в составе корпуса морпехов зачищают от японцев один из тихоокеанских островов, постоянно напарываясь на засады и скрытые укрепрайоны. Чтобы уберечь ценных индейцев, к каждому из них приставлен бравый сержант – к Бену Джо Эндерс (Никлас Кейдж), а к Белой Лошади – Питер Андерсон (в его роли отметился появившийся неведомо из какого забытья Кристьян Слейтер). Сержанты в ходе боев и военных будней знакомятся со своими “подзащитными” ближе: Лошадь и Питер вместе исполняют музыку – на дудочке и губной гармошке, а Бен и Джо постоянно устраивают душевные разборки (надо добавить, что сержант Эндерс потерял в предыдущей битве весь свой отряд и полон желания отомстить косоглазым. Правда, для этого ему пришлось обмануть медкомиссию, что у него все ОК и оторванное ухо не болит. Теперь, на передовой постоянные боли в голове и глюки-крики погибших товарищей не дают ему покоя, и только в бою, в кинжальных схватках с войсками императора находит Эндерс успокоение… Во-о-о, как загнул: )

Единственное, о чем сержанты не говорят Бену и Чарли, так это о секретном приказе: в случае ЧП им предстоит УНИЧТОЖИТЬ носителя кода. Проще говоря, замочить индейца!

Актер Никлас Кейдж и режиссер Джон Ву не нуждаются в особом представлении, поэтому я рассчитывал, что фильм благодаря их присутствию будет гарантировать так необходимое любому военному фильму изобразительное качество и масштабность! Увы, мои ожидания оправдались не полностью….

“Windtalkers” заметно проигрывает в сравнении с “Saving Private Ryan”, “Pearl Harbor” и “Black Hawk Down” по важному элементу – батальные сцены выглядят уж очень показушными и конструируемыми. Япошки гибнут десятками, любой выстрел – точное попадание, гранаты взрываются почему-то с напалмовым огнем (вот это начиночка!!!!). Все эти массовки и статисты, которые очень стараются, но от этого выглядят какими-то вымученными… Ну, не знаю-не знаю… После высокотехнологических съемок в “SPR” и “BHD” какая-тот отсталая, невкусная батальность “Windtalkers” показалась архаично-старомодной. Словно бы не Джон Ву снимал, а Юрий Озеров! Не увидите вы и фирменных примочек голливудского китайца – крупных планов, смачных мочиловок, быстрых проездов камеры и стильных замедлений. Все достаточно шаблонно, без фантазии, хотя герои стреляют, враги и свои умирают, все взрывается и полыхает…

О финале. Эндерс и Андерсон гибнут, так и не убив своих подопечных индейцев, но защищая тех до последнего патрона и даже время от времени прикладывая пистолеты к вискам навахо… Белая лошадь не сдается японцам, героически взорвавшись вместе с ними ( это Эндерс подбросил гранату из-за угла:)

Бен Янзы хромоногим инвалидом возвращается домой, где в кампании жены и сына воспевает у индейского костерика на вершине горы (рекламу “Mars” вспоминаете?) героев прошедшей войны и дух великого белого воина сержанта Эндерса.

Финальные титры сообщают, что японцам так и не удалось захватить в плен НИ ОДНОГО НАВАХО. И соответственно секретный код так никогда и не был ими раскрыт!


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

"Говорящие с ветром" - это фильм о Второй Мировой. Но на этот раз взгляд на войну довольно оригинален. Он фокусируется на использовании индейцев Навахо американской армией для разработки системы кодов. В центре повествования - четыре человека. Это - два индейца (Адам Бич и Роджер Уилли), которые могут расшифровывать коды, их еще называют "говорящими кодами" и два морских пехотинца (Николас Кейдж и Кристиан Слейтер), которым поручено охранять индейцев любой ценой. А если их захват неизбежен, то убить "говорящих кодами".

Хотя мне понравилась интересная перспектива на Вторую Мировую Войну в этом фильме, и отличная игра Адама Бича (один из индейцев Навахо), я вынужден признать, что фильм не получился. Одна из дилемм, которую нам должны преподнести "Говрящие с ветром", это растущая дружба между Навахо и морскими пехотинцами. Вроде как когда приходится выбирать между спасением друга и выполнением задания, то пехотинец должен выбирать меньшее из двух зол. Я ничего подобного не почувствовал. Николас Кейдж весь фильм играет бесчувственную машину для убийства, и его дружбы с Адамом Бичем я не заметил. И это попросту убивает фильм. Кейджу стоило играть куда лучше и эмоциональнее, как, например, Мел Гибсон в "Мы были солдатами". Да ему и до Сталлоне в "Рэмбо" далеко (возможно не самое удачное сравнение, но это единственное, что пришло мне в голову в данный момент). Вместо тяжелого выбора он играет парня, который борется со своими собственными демонами, а на остальных ему нет времени.

В целом я был разочарован "Говорящими с ветром". Фильм стоит больших денег, вернуть эти деньги и сделать прибыль необходимо и самому Кейджу и MGM, у которой проваливаются все последние фильмы. Кейдж конечно раскручивает фильм, как может, даже, если верить слухам, появился на каком-то канадском телешоу. И смотрелся там также уместно, как Джордж Буш на шоу Говарда Стерна. Да что там Кейдж, все главные актеры, и режиссер Джон Ву пытаются раскрутить фильм. Но после старта с 14,5 млн. совсем не условных единиц в успех фильма верится с трудом. Самое обидное, что пострадают в итоге актеры.


     
РЕЦЕНЗИЯ №3

Уже самое начало этого фильма подразумевает отсутствие каких бы то ни было откровений: североамериканские ландшафты, звездно-полосатый флаг, прощание индианки - нечто схожее, принуждающее расчувствоваться уже на первой минуте, зритель уже видел.

Замечено: окрепший самец, претендующий на доминирование, в поведении своем уподобляется вожаку стада. Видимо, это черту, свойственную братьям нашим меньшим, этот инстинкт человек пронес в подсознании с низших ступеней эволюции. Каждый снятый в Голливуде фильм влиял на авторитет Джона Ву подобно тому, как анаболические удобрения влияют на мышцы. "Сломанная стрела" причислила его к рангу топ-режиссеров. "Без лица" восторженные критики уподобили лучшим образцам экшн. Вторая "невыполнимая миссия" согнала в кинотеатры едва ли не всех имеющихся в мире фанатов видеоклипной эстетики. А тут как раз грянула мода на военные колоссы.

"Наш фильм не стоит сравнивать со "Спасением рядового Райана". Тот фильм более документальный, а наш просто рассказывает о том, насколько страшной может быть война". В этих словах Ву проглядывается наиболее откровенная характеристика его последнего творения. Не убедить в ужасности войны можно посредством его, а поравняться на Спилберга и срубить на этом деньжат. Получилось так, что документальности в этих двух фильмах примерно поровну, а вот по части развлекательности "Говорящие с ветром" могут дать фору иной страшилке о маньяках. Стало ясно, что, в отличие от универсального Спилберга, Ву - режиссер динамичных боевиков и ничего более. И такой диагноз можно будет выносить любому, кто будет рассматривать войну главным образом как область приложения передовых технологий.

У каждой из держав, участвовавших во Второй мировой, были какие-то свои тайные козыри: наши, например, козыряли гвардейским минометом "Катюша", немцы - кодом "Энигма", американцы - языком аборигенов своей территории. Но если "Катюша" стала эффективно применяться только ближе к концу войны, а "Энигму" рассекретили англичане, то от американского ноу-хау японцы (коль скоро еврей Шпильберг в качестве врагов представил немцев, то китайцу Ву никто, кроме японцев, достаться не мог) вкусили по полной программе, так и не успев до него докопаться, во многом, кстати, из-за еще одного американского ноу-хау.

Стоит ли акцентировать внимание на беспомощности сценария? Понятно, что японцы стремились перехватить неприятельские радиограммы, но непонятно, почему они, наивные, ждали открытого текста на английском. Понятно, что сержант Эндерс - бравый вояка, но непонятно, почему он так бездарно исполняет особо важный приказ: телохранитель из него, мягко говоря, недобросовестный.

А когда бравые "Allies" прорвались на вражескую "базу" и собрали кучу фрагов, кино стало совсем уж недокументальным: с этого момента начался чистый 3D-шутер, срисованный с компьютерных игр одноименного жанра. Собственно, Ву и прежде занимался этим, параллельно с программерами осуществляя по ходу своей карьеры переход от узких коридоров к полноценному пространству. Это раньше ему приходилось обуславливать обилие перестрелок в своих фильмах некими словесными конструкциями, теперь же ничего придумывать не надо: война, требуется убивать как можно больше врагов - такой, блин, простор! Главные герои, словно асы Day of Defeat или Medal of Honor, на протяжении большей части фильма расстреливали бедолаг-японцев пачками, эффектно, причем рядовому Яззи это искусство стало даваться гораздо легче после обязательной для боевика гибели друга. Японцы, между прочим, подмахивали чем могли: то с флагами по передовой бегали, то с самурайскими мечами супротив автоматического оружия, а когда наступало время отправляться к своем

у японскому богу, делали это с рожденной на гонконгских улицах пластикой. И какой Джон Ву без позиции "ствол в ствол", куда без этого? После всего этого остается только ждать, когда стиль "милитари" выйдет и из киношной моды. Потому как новые поделки в нем все больше походят на "Освобождение", кем-то метко названное циклопическим боевиком.

Поскольку о визуальном качестве, сделанном исключительно ради визуального качества, много не наговоришь, придется добивать сценарий. Он вторичен во всем. Также, как и в "Райане", присутствует несколько снабженных заморочками второстепенных персонажей, попутно был реабилитирован тамошний неопытный капрал Апхэм. Нацменская тема слегка затрагивалась в "Перл-Харборе". Эпизод, в котором вода, поначалу чистая, наполняется кровью, "позаимствован" из малобюджетного боевика "На тропе войны" (War party) о современном индейском восстании.

Говорить о каком-то глубинном смысле также не приходится. Если понимание сущности высвеченных проблем и присутствует, то это 2D-понимание. Взять, к примеру, то, что называется завязшим в зубах словом "политкорректность". Символом белого жлобства выступает типовой громила, эдакий рыжий бык - а поди ж ты, под конец он сюсюкает о том, что "мы будем дружить с японцами". Наверное, и впрямь в государстве, если оно не мононационально и не монорелигиозно, можно только вот так вот декларативно расшаркиваться перед меньшинствами.

Причем отразилось это даже на кастинге. Подходящего актера среди сынов самого многочисленного племени североамериканских индейцев не нашлось, Эрик Швайг со времени "Последнего из могикан" и данного каким-то журналом звания самого красивого мужчины успел затереться, и потому главная роль досталась Эдаму Бичу, представителю племени ожибва из канадской Манитобы. Язык навахо ему пришлось учить целых полгода. А во избежание недоразумений на роль друга главного героя был приглашен самый что ни на есть навахистый навахо Роджер Уилли - дебютант в кино, возрастом под сорок, к тому же проживающий в самой крупной резервации навахо в Нью-Мексико, к тому же художник, к тому же ветеран войны в Персидском заливе.

Диалоги в фильме - стандартная психотерапевтическая болванка, вылитая из конфликта идеи и материи, темы искупления и некоего нравственного перерождения. Все равно, независимо от всего этого, сюжетная загвоздка (убьет - не убьет) закреплена за попадание героя Кейджа в настроение: насколько он готов разжалобиться. Такой уверенности не могло быть даже за "Мистера Положительность" (Слейтер), которому всего лишь не дали времени для того, чтобы определиться, как быть с подопечным.

Окончательно убеждает в неоригинальности фильма сценарный "тотализатор". Из двух индейцев и из двух любовных линий по неписаному голливудскому правилу должны выжить по одному - тут начинаешь гадать, кому сценаристы сделают поблажку. На это, до того, как индейский Тарас Бульба подорвался и вынес смертный приговор герою Кейджа, можно было даже ставки принимать. В конце концов, сержанта Эндерса, пока он не передумал каяться, ранив в грудь, наградили посмертно, а рядового Яззи, ранив в ногу, сослали на дембель - для того, чтобы к нему не приставили очередного белого сержанта. Впрочем, о такой развязке можно было догадаться заранее: герой Кейджа - человек войны и, как оказалось, на "гражданке" неспокойный. А жизнь-то предстояла, в общем, мирная.


     
А знаете ли вы, что...

- Кейдж и Слейтер до "Говорящих с ветром" уже работали с Джоном Ву. Первый над "Без лица", второй над "Сломанной стрелой".
- Съемки фильма начались в августе 2000 года на Гаваях.
- Николас Кейдж, пребывавший на съемках на Гаваях, пожертвовал $ 200,000 Фонду Помощи Гильдии Актеров, чтобы поддержать бастующих актеров. "Когда-то это объединение помогло мне, а я сейчас помогаю ему," - сказал он.
- "Наш фильм не стоит сравнивать со "Спасением рядового Райана," - говорит в своем интервью Ву, -"Тот фильм более документальный, а наш просто рассказывает о том, насколько страшной может быть война".


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: