ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Рестлер 
The Wrestler

Режиссер Darren Aronofsky (Даррен Аронофски)
Сценарий Robert D. Siegel (Роберт Д. Сигел)
В ролях:
Mickey Rourke (Микки Рурк),
Marisa Tomei (Мариса Томей),
Evan Rachel Wood (Эван Рэйчел Вуд),
Stephanie Robinson (Стефани Робинсон),
Mark Margolis (Марк Марголис),
Todd Barry (Тодд Барри)
Официальный сайт: www.thewrestlermovie.com
Видеоролик: Quicktime
Продолжительность: 109 мин.
Год выпуска: 2008
РЕЦЕНЗИЯ №1

Рэнди Робинсон по кличке… скажем, Ram (что переводят или как «баран», или как «таран» - по настроению)… В общем, Рэнди Робинсон, герой рестлинга, кумир миллионов… Ну, сотен тысяч… В общем, Рэнди Робинсон кое-как зарабатывает себе на жизнь во второразрядных боях. Его гонораров не хватает даже на то, чтобы расплатиться с хозяином трейлера, в котором Рэнди… Ну, скажем так, живет. Он никому не нужен – жена непонятно где, на дочь он наплевал с той самой высокой горы, куда его в свое время вознесла судьба. Рэнди медленно выходит в тираж, хотя по-прежнему способен выдать классное шоу и поставить на уши сотню-другую зрителей. После одного из особенно жестких боев скорость его выхода в тираж резко возрастает: инфаркт ставит крест на его спортивных упражнениях. А вы думали, рестлинг – это цирк на колесах? Как бы не так, ребята! Чтобы устроить для вас шоу, эти клоуны с бицепсами отчаянно потеют в тренажерном зале и поддерживают общефизическую подготовку в лучших традициях Рокки Бальбоа, а потом нечаянно ломают друг другу ключицы.

Конечно же, это фильм о самом Микки Рурке. О потрясающем парне, который сводил с ума миллионы, а потом все просрал. Именно поэтому Аронофски дал ему сказать прочувствованную, но напрочь выпадающую из общего настроения финальную речь на тему «I’m back again!». Вполне вероятно, Микки в самом деле вернулся. Но речь толкать ему все же не стоило. Аронофски берет не очень много фальшивых нот. Но, увы, увы… В некоторые ответственные моменты чутье его подводит. Финальное выступление Рэнди Робинсона - как песком в глаза.

Это фильм не только о Микки Рурке, но и для Микки Рурка. Может быть, вы еще не знаете, но главную роль должен был играть… Николас Кейдж! Сейчас в это трудно поверить, правда? Но, числясь официальным кандидатом на роль, он каким-то образом почувствовал, что в глубине души режиссер Аронофски мечтает о Рурке. И, поскольку Кейдж с Рурком – старые друзья, Ник самоустранился в пользу Микки. Дал товарищу шанс, который, может, никогда больше и не выпал бы. Поступил, как настоящий рестлер. Вот этим вот в фильме очень настойчиво нам тычут - что рестлер рестлеру друг, брат и сват (с одной стороны, лишний раз доказывает показушность этого спорта, но с другой – говорит о его глубокой нравственной чистоте).

Полученным шансом Микки распорядился шикарно. Смотреть на него страшно – физиономия, на которой лет десять черти горох молотили, может без раскраса использоваться как наглядное пособие на лекциях по съемкам хорроров. Но быстро привыкаешь, и за этой маской загробного короля начинаешь видеть прежнего красавца. А фирменная пластика – она вся при нем, с небольшой лишь поправкой на возраст. И все-таки, самое естественное его упражнение за все два без малого часа – старческий подъем на канаты для последнего Ram Jam. Все-таки нашему герою – 52 года, и его года – далеко не все его богатство. Хотя Эван Рейчел Вуд и Мариса Томеи с видимым удовольствием приникают к его фигуре…

Получение венецианского «Золотого льва» должно было автоматически обеспечить «Рестлеру» статус более-менее интеллектуального продукта. Но воспринимается он иначе – как хороший коммерческий фильм о человеке, который, подчеркиваю, просрал свою жизнь, но в конце концов, нашел в себе мужество в этом признаться и попытался все исправить. Это ни в коем случае не спортивный фильм. Рестлингом нас кормят обильно, но это – всего лишь соус. С таким же успехом Аронофски мог назвать эту историю «Судьбой человека». Рассказанная честно и с пониманием, она именно поэтому вызывает отклик даже у того, кому рестлинг – глубоко по фиг. Ну, а та фальшь, которую мы уже где-то вроде осуждали, искупается самым последним кадром. Никогда не видел еще столько оправданного пафоса в одном застывшем движении…


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

В восьмидесятых Рэнди Робинсон по прозвищу Баран (Микки Рурк) был звездой рестлинга! Рестлинг - это такое любимое американское развлечение, где огромные накачанные мужики на ринге делают вид, что наносят друг другу страшные увечья, судья на ринге делает вид, что судит спортивное состязание, а зрители в зале получают запас адреналина и одновременно выплескивают наружу затаенные комплексы, крича во все горло всякую чушь.

Тем не менее какая разница, спорт это или просто шоу? Поединки рестлеров собирали огромные залы, прибыль текла рекой, так что Рэнди купался в деньгах и в лучах своей славы. С женой он расстался, с дочкой Стефани (Эван Рэйчел Вуд) перестал общаться - просто выкинул всех близких из своей жизни. А жизнь его состояла из поединков, стероидов, качалки, алкоголя и девок.

И эта жизнь, как оно обычно и бывает, пронеслась, как сверкающий, но очень короткий бал. Выяснилось, что постаревший Баран уже никому не нужен - разве что кроме мясокомбината. Разбрасываемые щедрой рукой во времена благоденствия деньги возвращаться обратно никак не пожелали, заработанную собственность Рэнди быстро промотал, так что в конце концов у него остались только мини-вэн "Додж" и пара чемоданчиков пожиток - вот и вся его собственность. Живет бывший чемпион в паршивом трейлере, на оплату которого у него уже не всегда хватает денег.

На крупные шоу Робинсона давно не приглашают, поэтому рестлеру приходится подрабатывать грузчиком в супермаркете и участвовать в третьеразрядных рестлерских шоу. Однако и рестлинг как зрелище терпит определенный кризис. Посетители состязаний наконец-то поняли, что им подсовывают заранее отрепетированные спектакли, поэтому требуют зрелищности: настоящей крови, реальных переломов и всякого зверства. В конце концов, они же платят за билеты, правильно?

И тогда на рингах появляется так называемый хардкор-рестлинг, где бои хотя и постановочные, но проводятся с участием всевозможных травмирующих предметов, включая колючую проволоку, и бойцы в процессе шоу покрываются настоящими, причем весьма болезненными ранами.

Робинсон, чтобы как-то выжить, попробовал поучаствовать в одном таком шоу, в результате чего схлопотал инфаркт. Врачи ему категорически запретили принимать анаболики и участвовать в рестлинге, так что Рэнди решил остепениться: типа как вышел на пенсию, работает в супермаркете, пытается наладить отношения с дочерью и ухаживает за стриптизершей Кэссиди (Мариса Томей).

Но у него вряд ли получится стать пенсионером. Он ведь рестлер Баран! Он им был, есть и будет! Поэтому Робинсон принимает предложение промоутеров устроить матч-реванш с одним из бывших чемпионов. Промоутеры надеются на этом заработать денег. Рэнди уже ни на что не надеется, он просто ничем другим не может и не хочет заниматься.

***

О "Рестлере" слухи ходили давно. Во-первых, большой интерес вызывала личность постановщика: Даррен Аронофски славился как режиссер независимый, оригинальный и очень творческий. Поэтому интересно было, что он сделает из сюжета о рестлере-пенсионере. Во-вторых, когда стало известно, что на главную роль приглашен Микки Рурк, в чьей биографии многие моменты очень схожи с судьбой Рэнди Робинсона - несколько лет славы, алкогольный и наркотический угар, прозябание в безвестности и житье в трейлере, постепенное возвращение, - фильм еще больше заинтересовал поклонников кино. Тем более что, на их взгляд, Рурку уже пора было сыграть главную роль после своего появления из небытия.

Когда фильм вышел и был представлен на фестивалях, он сразу начал собирать кучу наград. Три номинации на "Золотой глобус", из них две выиграны! Две номинации на "Оскар"! Еще двадцать восемь наград и семнадцать номинаций - прямо-таки целый звездопад! Ну и на IMDB картина взлетела на 74-е место в Top250 фильмов всех времен и народов. Судя по всем этим признакам, нас ждало нечто выдающееся!

Посмотрел. Если честно, остался в некотором недоумении. Потому что с точки зрения сценария фильм невероятно вторичный и заштампован всеми штампами, какие только можно взять из кучи предыдущих фильмов о престарелых спортсменах. Также "Рестлер" до боли напоминает недавнего "Рокки Бальбоа", вот только "Рокки Бальбоа" был простой, безыскусный и очень искренний, а в искренность и безыскусность сценария "Рестлера" как-то верится с большим трудом. Ну, то есть не верится совсем.

"Рестлер" скроен по совершенно типовым лекалам драмы о бывшем чемпионе. Ах, когда-то он был о-го-го какой чемпион, но совершенно не думал о будущем и потерял таким образом семью. Ах, теперь он старый и никому не нужный. Ах, он подрабатывает вшивыми боями на вшивых рингах. Ах, он также работает грузчиком. Ах, его ненавидит дочь. Ах, он решил с ней помириться. Ах, он испытывает нежные чувства к стриптизерше. (По поводу стриптизерши мы с Бубликом ржали просто в голос - ну это надо же было подобрать все штампы, какие только можно.) Ах, ему врачи запретили выходить на ринг, но он выходит, потому что больше ни черта делать не умеет.

Кроме того, видимо, сработал тот факт, что рестлинг - изобретение сугубо американское и популярно оно фактически только в Штатах. Я помню, как в России его пытались активно внедрять, но, на мой взгляд, интереснее всего в рестлинге были комментарии Николая Фоменко - сами "состязания" при этом можно было не смотреть.

Мне кажется несколько ущербным шоу, в котором раскачанные-перекачанные мужики демонстрируют небольшой набор одних и те же "ударов" и приемов, которые в основном являются имитацией и уж точно не содержат даже элемента соревнования. Тот факт, что рестлеры на ринге действительно получают всякие травмы, сотрясения и так далее, в пользу этого вида развлечений никак не говорит, а скорее наоборот.

Впрочем, как обычно, я высказываю исключительно личное мнение - наверняка есть масса людей, которые любят это шоу так же, как я люблю фильмы со Стивеном Фраем.

Многие зрители говорят, что им как раз интересно было смотреть ту часть, которая относится к рестлингу. Мол, забавно, что рестлеры друг к другу относятся с такой нежностью, что это не реальный бой, а шоу, что они договариваются о схеме нанесения ударов, ну и так далее. Но я, в общем-то, был в курсе, поэтому Америку в плане рестлинга мне этот фильм не открыл.

Единственное, что резко возвышает этот фильм над целой чередой "спортивных драм", - это, конечно, Микки Рурк. Попадание в роль здесь стопроцентное, чему, конечно, способствует тот факт, о котором мы уже говорили, что история Рэнди Робинсона в какой-то степени схожа с историей самого Микки.

Кстати, несмотря на то что Аронофски с самого начала намеревался предложить роль Робинсона именно Рурку, продюсеры опасались приглашать этого актера-маргинала на главную роль. Ну да, старина Микки уже, слава богу, выполз из небытия и довольно успешно снимается во второстепенных ролях - "Домино", "Гнев", "Город грехов", - но брать его на главную роль - это уже слишком, считали продюсеры.

В результате Аронофски на роль Робинсона предложили - только не смейтесь - Николаса Кейджа. Впрочем, надо отдать должное Кейджу - тот, узнав, что он таким образом перебегает дорогу своему другу Рурку, тут же отказался, и продюсеры предоставили возможность Аронофски работать именно с Рурком. Тем более что бюджет у картины был до неприличия мизерный (рассказывают, что и Рурк снимался бесплатно, и Брюс Спрингстин не стал брать деньги за свою работу над саундтреком к фильму), так что даже если бы "Рестлер" полностью провалился, то это не принесло бы ощутимых убытков производителям. К счастью, оказалось, что фильм не просто не провалился, а принес отличную кассу и собрал целую кучу наград.

Так вот, своим успехом "Рестлер" на девяносто процентов обязан именно Микки Рурку. С таким примитивным и заштампованным сценарием, с такой постановкой - ах, какая гениальная находка снимать всю картину ручной камерой с паршивым освещением - Рурк ухитрился из "Рестлера" сделать предмет восторга сотен тысяч зрителей.

Потому что он живет в этом Баране Робинсоне, потому что он одновременно жалок и величественен, брутален и беззащитен. Сталлоне в "Рокки" брал искренностью и достоинством, Рурк берет полной открытостью и отчетливо проступающим отчаянием. Его персонаж - могутный, хотя и очень сильно потрепанный жизнью мужик - изо всех сил пытается выбраться из того дерьма, куда он сам себя загнал, но у него нет никаких шансов. Он сам это хорошо понимает, хотя, несмотря ни на что, еще пытается сражаться. И когда окончательно понимает, что невозможно ни перебороть судьбу, ни переделать самого себя, тогда бросается в последний безнадежный бой.

У любого другого пафосная речь на финальном поединке прозвучала бы напыщенно и фальшиво. У Барана, сыгранного Рурком, она звучит естественно и трогательно: Баран прекрасно понимает, что это его последний бой, он хочет попрощаться со зрителями, а что рестлер не умеет красиво говорить, так это не удивительно - не его стезя, если подумать.

Остальные актеры в этом фильме ничем не поразили. Мне очень нравится Мариса Томей - по крайней мере, в тех фильмах, в которых я ее видел, - но здесь, с одной стороны, она сделала что могла в роли стриптизерши "далеко в возрасте", с другой - при чем тут какие-то "Оскары" за актерское мастерство, а ведь ее номинировали как лучшую актрису второго плана!

Ну да, тело у нее до сих пор роскошное, несмотря на возраст, ну да, из этой более чем невнятной роли она вытянула что могла, но, извините, не более того. Даже странно, что такую яркую актрису пригласили на данную роль, с ней справилась бы любая другая, тем более что в данном случае не имело никакого значения, кто вообще играл бы этого персонажа, учитывая изначальную ущербность и вторичность этой сюжетной "находки".

Что в сухом остатке? Типовая "спортивная драма" с обескураживающе примитивным сюжетом. Посмотреть этот фильм можно только благодаря Микки Рурку - он действительно сыграл превосходно. Но все остальное - на удивление средненько. Так что совершенно не понимаю всего этого звездопада наград и зрительских восторгов. Видать, что-то в этом фильме осталось мне недоступным - в чем и признаюсь.


     
А знаете ли вы, что...

- Съемки картины при бюджете 7 млн. $ проходили с января по 18 марта 2008 года.
- По слухам, Брюс Спрингстин и Микки Рурк снялись в фильме бесплатно.


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: