ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Люди Икс: Первый класс 
X-Men: First Class

Режиссер Matthew Vaughn (Мэтью Вон)
Сценарий Jane Goldman (Джейн Голдман),
Ashley Miller (Эшли Миллер),
Jamie Moss (Джейми Мосс),
Josh Schwartz (Джош Шварц),
Bryan Singer (Брайан Сингер),
Zack Stentz (Зак Стенц)
В ролях:
James McAvoy (Джеймс МакЭвой),
January Jones (Дженьюари Джонсон),
Michael Fassbender (Майкл Фассбиндер),
Nicholas Hoult (Николас Холт),
Rose Byrne (Роуз Бирн),
Kevin Bacon (Кевин Бейкон),
Jason Flemyng (Джейсон Флемминг)
Официальный сайт: www.x-menfirstclassmovie.com
Видеоролик: Quicktime
Продолжительность: 110 мин.
Год выпуска: 2011
РЕЦЕНЗИЯ №1

- Я предпочитаю танцевать голышом!

 

Сама по себе буква «Х» не несет никаких разрушительных последствий для мозга. Но, попадая в область постсоветского культурного кода, моментально обрастает чудовищными коннотативными смыслами. Любят у нас эту букву. И постоянно сводят к ней любое мало-мальски значимое занятие. С недавних пор в подобной практике замечены и американские киноделы. Особенно, творящие в жанре комикса. Взяв самое «Х-вое» из звездно-полосатых «Веселых картинок», отчаянные режиссеры, не стесняясь, льют все это на экран. Потому и искать среди спецэффектных брызг смысл и логику – занятие практически непристойное. Чего уж и говорить о франшизе, уверенно сандалящей искомый «Х» прямо в название. Она изначально позиционировалась как то, что смотрят, но не слушают. Вот и на сеанс последних «Людей Икс» уши с собой лучше не брать. Ибо даже до заявленного первого класса текстовая составляющая там не добралась. Фильм уютно вальсирует на границе ясельной и детсадовской простоты. И прикрыть этот обнаженный примитив не может ни плотный визуал, ни неплохие актеры. Собственно, а какого «икса» вы еще ждали от комикса?

А стартует все с уже знакомой сцены. Прямо в разгар Второй мировой маленький Эрик Леншер (пока еще не Магнито) на глазах у изумленных нацистов силой мысли гнет железные ворота. От чего неожиданно получает прикладом в лоб и становится объектом для жэстачайшых опытов местного пригеббельсованного Доктора Зло. В это же самое время в уютных американских тылах малолетний барчук Чарли Завьер пригревает на груди синюю девочку-оборотня и готовится стать гением. Дальше события развиваются кусочно и красочно.

Пока будущий Магнито со сложным лицом Майкла Фассбендера отлавливает по всему миру негодяйского доктора, попутно вырывая пломбы у швейцарских банкиров, телепат Чарли клеит в барах студенток и обрастает полезными знаниями о мутантах. Доктор же все это время аккуратно готовит Карибский кризис, планируя свергнуть устаревшее человечество и установить мутирующую гегемонию. Совместное желание раздавить Козло в зародыше объединит Эрика с Чарликом. Но мы-то знаем, чем дело закончится, верно? Зато хоть понятно станет, почему один превратится в лысого инвалида, а второй будет ходить в дурацкой каске. Плюс обязательная парочка новых и не очень мутантов и Хрущев с Кеннеди на сладкое. А так – полный «Х», как и ожидалось.

***

Жаль. Мэттью Вон мог бы выстрелить и помощнее. Создатель наглухо неполиткорректного и вдребезги отвязного «Пипца» не должен был вливаться в стандартную комикс-струю. А он влился и даже портков не замочил. И приквел гарантированно бородатых «людей хэ» развернулся во всей своей «хэшной» красе.

Поскольку трупы пинать непродуктивно, то мы не будем особо мучить сценарий. Не на него шли, не он и лулзы доставлял. Все стандартно, избито и глухо. Нацисты – плохие, русские – тупые, у мутантов – раскол, наши рулят. Правда, бросились в глаза отдельные нестыковки. И куча персонажей, непонятно зачем жрущих хронометраж.

Но истинная проблема – в непробиваемой и граничащей с идиотизмом серьезности. Где юмор, Мэтт?! Мутировал в дурацкую боязнь Завьера облысеть?! Это совсем не сексуальная мутация! Даже камнеподобный Арни в своих старообрядных боевиках изредка ронял вечные реплики. Почему здесь у нас МХАТ и Ла Скала? Причем поперек искореженных исторических реалий и насквозь умного лица. Нельзя два часа жевать неправдоподобные сопли, стоило бы отвлечься и на «ха-ха».

И это притом, что актеры у режиссера в колоде были отчаянно крапленые. И мощный Фассбендер, умеющий плотно веселить (что он отлично делал у Тарантино). Но здесь Майкл только туда-сюда ходит с аццким лицом и всем вставляет под классную музыку. И Макавой, отлично изображающий идиотов, тут какой-то куцый. И даже Кевин Бейкон хорош только в строго определенных рамках. Наверное, именно поэтому наш любимый Росомаха появился лишь на минуту, хлебнул вискаря, послал всех в ж..пу и пропал. Уж слишком серьезная наметилась картина.

Что же до спецэффектов – то они тут на ожидаемой высоте. Бонбы рвутся, морды синеют, железяки гнутся, подлодки летают. Ниже этой планки американские кинокомиксы уже не опускаются. Хотя, на два часа можно было бы нарулить и побольше пикселей.

В итоге получаем толпу слабообъяснимых персонажей, изъеденные молью мотивации и сценарий, мающийся эректильной дисфункцией. Концы отовсюду даже не торчат, а просто вяло раскачиваются на ветру. При этом все сурьезно и кондово. Правда, местами красиво и разлюли-спортивно. В общем, хрестоматийная литера «Х», по ходу, засосала и еще одного режиссера. Но сделала это со вкусом. Так что, можно и посмотреть. Аве, зритель! Идущие на «Х» приветствуют тебя!
     


РЕЦЕНЗИЯ №2

Если о молодых годах и становлении того же Росомахи мы все уже прекрасно знаем, то о том, как Чарльз Ксавьер и Эрик Леншер дошли до жизни такой, можно было только догадываться. Из первых "Людей Икс" мы знали только то, что еще ребенком Эрик попал в концлагерь, где его разлучили с матерью. Там у него и проявились особые магнетические способности. А о Ксавьере толком было ничего не известно, кроме того, что он - из богатой аристократической семьи, что и определило его дальнейшие манеры.

Так вот, в фильме "Люди Икс: Первый класс" процесс становления, возмужания, омагнитивания и окрутевания икс-хромосомной профессуры показан во всей красе!

Эрик Леншер (Майкл Фассбендер) во время войны попал в концентрационный лагерь, где некий интеллектуальный садист Себастьян Шоу (Кевин Бэйкон) застрелил маму Эрика, но при этом развил магнетические способности мальчика.

Война закончилась, выросший Эрик везде ищет Себастьяна, но тот и в себе развил суперспособности, окружил себя командой крайне зловредных людей Икс - бриллиантовой Эммой Фрост (Дженьюэри Джонс) и лютым Азазелом (Джейсон Флеминг) - и теперь готовит мировой переворот. Шоу задумал столкнуть США и Советский Союз, для чего обманом через продажного русского генерала (Раде Сербеджиа) пробил отправку советских ракет на Кубу, а уж США такое терпеть не будут, так что наверняка начнут Третью мировую.

Зачем Шоу Третья мировая? Ну, кроме того, что он просто интересуется красивыми фейерверками, Себастьян рассчитал, что раз они, люди Икс, порождение атомной цивилизации, то им вся эта атомная война будет только на руку: людишки передохнут, а иксанутые тогда начнут править миром.

ЦРУ в лице своего спецагента Мойры Мактэггерт (Роуз Бирн) слегка приоткрывает завесу тайны над планами Себастьяна, и Управление начинает охоту за командой Шоу.

А кто лучше всех справится с людьми Икс? Только люди Икс! И тогда Мойра выходит на телепата Чарльза Ксавьера, тот, в свою очередь, знакомится с Эриком, после чего они набирают команду иксанутых, обучают их и - вперед, на Себастьяна!

Бой будет очень суровый, причем на карту поставлена не только личная месть, но и судьба всего человечества. Опять. Сумеет ли человечество выжить, сможет ли команда Эрика-Чарльза остановить Шоу - совершенно неизвестно! Зрители будут с замиранием сердца следить за событиями на экране и гадать: сумеют - не сумеют, сумеют - не сумеют...

***

С этими иксанутыми людьми вообще вышла интересная история. Несколько нетипичная. Вообще, "Люди Икс" - это комикс компании Marvel с почти сорокалетней историей. Первый фильм о приключениях "Людей-Х" вышел в 2000 году, его снял Брайан Сингер. Мне картина не сильно понравилась - эдакий типовой кинокомикс с хорошими спецэффектами, кучей штампов и очень слабым сценарием. Но в прокате он заработал приличные деньги, поэтому пошли продолжения.

Второй фильм снимал тот же Брайан Сингер, я сиксвел посмотрел, но он был еще слабее первого фильма, совершенно не понравился, и я даже не стал писать на него рецензию, а это обычно редко бывает, потому что все должно идти в дело. Но там даже сказать толком было нечего.

Триквел "Люди икс. Последняя битва" снимал уже не Брайан Сингер, а Бретт Ратнер, создатель смешной боевиковой трилогии "Час пик". Франшизе это явно пошло на пользу - триквел хотя бы можно было смотреть. Впрочем, жалкие попытки вывести на первый план персонажа Хэлли Бэрри, потому что дурачки из Киноакадемии вручили Бэрри "Оскара" за благородный цвет кожи, - они картине явно не пошли на пользу, да и со сценарной точки зрения было понятно, что создатели зашли в тупик: что было дальше делать со всей этой камарильей - не понимал решительно никто!

А тут как раз Кристофер Нолан в 2005 году подкинул отличную идею, сняв свой "Бэтмен: начало". Нолан этим продемонстрировал, что если резко сменить тон повествования и превратить приквел к комиксу в мощную, хотя и боевитую драму, то это все становится совершенно самостоятельным произведением и дает старт новому прочтению старого комикса, что он также сделал, сняв "Темного рыцаря".

Владельцы франшизы на "Людей-Х" именно по такому пути и пошли. Персонажей у них - хоть тачками грузи, приквелизировать можно кого угодно, хоть обприквелизируйся (не пытайтесь повторить это слово, находясь в легком или тяжелом алкогольном опьянении), поэтому начать решили с самого харизматичного иксанутого - Росомахи. Сочинили историю о том, как молодой Росомаха преподавал канадским лесорубам, а потом стал мастером по металлу, в режиссерское кресло посадили какого-то Гэвина Худа, продюсером на картине выступил сам Хью Джекман, в результате чего фильм получился дурацкий и слюнявый, и его не спас даже Лев Шрайбер, который отлично сыграл непутевого братца Росомахи. Впрочем, кассу картина собрала приличную, потому что все-таки Джекман там очень эффектно орал "Не-е-е-е-е-ет", а также бежал с голой жопой по зеленым лугам - ну чье девичье сердце от этого не растает, а?

В результате приквелизация пошла дальше. На этот раз решили не размениваться на мелких мутантов, а дать в полный рост историю создания и развития всего икс-менного движения. Надо было рассказать зрителям, как профессор Ксавьер и боевой Магнето дошли до жизни такой. Ну и, соответственно, поведать историю их великой Дружбы и последующего Разрыва.

И вот тут уже все начало становиться очень даже интересным. Потому что в режиссерское кресло посадили Мэттью Вона - бывшего продюсера Гая Ритчи, который в какой-то момент решил снимать сам, и выяснилось, что у него это получается просто здорово, доказательство чему - его первый очень неплохой боевичок "Слоеный торт", затем очень милое и симпатичное фэнтези "Звездная пыль" по Нилу Гейману, ну и потом Вон выстрелил отличным пародийным боевиком "Пипец".

А в новом приквеле Вон стал еще и одним из авторов сценария, что позволяло ждать и надеяться, ждать и надеяться.

Надеялся - дождался! Посмотрел на Blu-ray в оригинале. Несмотря на большую продолжительность картины, смотрел не отрываясь - буквально на одном дыхании и шести глотках. Очень понравилось. На мой взгляд, это лучший фильм из всей этой иксанутой франшизы. Почему?

Во всех этих современных (подчеркиваю) экранизациях комиксов есть две серьезные проблемы. Проблема первая - сценарная. Комикс может переноситься двумя путями - в лоб комиксоидно или в виде очеловечивания персонажей комиксов. Чисто комиксоидная реализация обычно до добра не доводит, потому что это просто очень тяжело снять. (Хотя были и удачи - взять хотя бы "Дика Трэйси", ну или первого "Бэтмена".) Когда же персонажи комиксов очеловечиваются и слегка, скажем так, драматизируются, то это смотрится уже намного более интересно.

Проблема вторая - постановочная. Снять комикс так, чтобы зрители сказали "Верю", а собачка покинула здание как легендарный Элвис, - такое на самом деле мало кто умеет делать. Положение спасает только то, что подавляющая масса зрителей - не слишком требовательная и с удовольствием хавает иксанутых людишек в любом варианте, что показывает успех первых двух фильмов по данному комиксу.

Но Вон пошел значительно дальше. Он определенным образом уподобился Нолану (это комплимент). Потому что "Люди Икс: Первый класс" по драматизму, мастерству постановки и вместе с тем грамотной боевиковой составляющей - это почти "Бэтмен: начало". А что может быть лучше? На мой взгляд, ничего!

У Вона получилась совершенно реалистичная история о несчастном еврейском мальчике с уникальными способностями, который вырос в озлобленного и жесткого мужчину, мечтающего отомстить своему заклятому врагу Шоу. О юноше из хорошей семьи, который обнаружил в себе сверхспособности и жаждет с их помощью принести благо человечеству. Об их встрече, дружбе и о том, как они вместе боролись с этим Шоу.

Правда, с Шоу тут накал драматизма, конечно, заметно упал. Потому что Шоу - совершенно типовой и шаблонный Доктор Зло. Его мотивация - смехотворна, а его действия по вызову глобального Тип-Топа таковы, что за версту понятно - ничего у него не выйдет. Хотя русские послушно все-таки отправят ракеты на Кубу.

Однако надо сказать, что Вон и не собирался, судя по всему, делать именно драму. Несмотря на четкое выстраивание сюжета с определенной драматичной линией, в фильме немало юмора. Поэтому и Шоу сделан таким опереточным, и русский генерал ("Борис-бритва" Раде Сербеджиа) зажигает по полной программе, ну и сцены с набранными людьми-мутантами и их тренингом - очень забавны. (С Росомахой там просто превосходный эпизод, хотя и очень коротенький.)

Но вот когда смотришь все это, однозначно говоришь: "Верю!" То есть сопереживаешь. Потому что большинство главных персонажей - живые и естественные, несмотря на свои икс-хромосомы. Джеймс Макэвой замечательно сыграл Ксавье. Причем он у него вовсе не такой из себя весь насквозь положительный, что просто некуда пробу ставить. Ну да, парень из хорошей семьи, ни в чем не нуждается, обладает сверхспособностями, однако получил хорошее воспитание и теперь серьезно хочет облагодетельствовать человечество. Но вместе с тем любит погулять на вечеринках, охмурить пару-тройку девушек - в общем, ничто человеческое ему не чуждо.

Майкл Фассбендер, чья звезда взошла после роли в "Бесславных ублюдках" Тарантино, блестяще сыграл Эрика. Роль получилась действительно драматичной, характер показан во всем блеске. Магнето - он же не безусловный негодяй, как в первом фильме. Это сложная и трагичная фигура: Эрик прошел через всякие ужасы, озлобился и привык не доверять никому. У него есть собственный взгляд на то, что происходит, и этот взгляд также имеет право на существование, как и принципы Ксавье.

Роль Шоу досталась Кевину Бэйкону - это хороший выбор, потому что Бэйкон сделал своего персонажа достаточно стебовым и ироничным, что отлично подчеркивало его условность. Вот ни черта это не Главгад! Это просто некий объект, на котором оттачивается мастерство Магнето, Ксавье и их команды иксанутых.

Роуз Бирн сыграла лихую цэрэушницу, которая действует на пару с отрядом мутантов. Сыграла неплохо, но ничем не запомнилась - так, обычная киношная лихая красотка.

Очень порадовало появление Оливера Платта в роли Человека в черном - начальника спецподразделения ЦРУ. Вот вроде совсем небольшая роль, а смотрится очень здорово и запоминается - это свойство действительно хороших актеров.

С точки зрения спецэффектов фильм сделан очень здорово - хорошо видно, во что вбухали $160 миллионов бюджета. Причем тут нет постоянного мельтешения компьютерной графики. Все распределено достаточно разумно - психология отношений, а потом рубилово. Рубилово - потом психология отношений. А уж сражение на Кубе - вот это я пересматривал три раза, ибо сделано просто изумительно.

В общем, понравилось. Лучший, на мой взгляд, фильм из всей серии. И что же будет дальше, если все так и будет продолжаться? Следующий фильм будет просто шедевром?
     


А знаете ли вы, что...

- Съемки картины начались 30 августа 2010 года.
- Сценарий картины многократно переписывался, причем с нуля.
- Первоначально фильм должен был снимать Брайан Сингер, поставивший первую и вторую часть "Люди Икс".
- Ходили слухи, что роль Мистик должна была исполнить Эмбер Херд. В итоге роль сыграла Дженнифер Лоуренс.
- Тэйлор Лоттнер должен был сыграть Хэнка МакКоя (Зверь).
- Кандидатура Розамунд Пайк рассматривалась на роль Мойры МакТаггерт и Эммы Фрост.
- Картина поставлена по комиксам "Сверхъестественные Люди Икс" (1963) и "Люди Икс: Первый класс" (2006).
- Первоначально в картине должны были появиться Патрик Стюарт и Ян МакКеллен в роли старых профессора Магнето и Профессора Икс, однако продюсеры решили полностью отказаться от этой идеи, чтобы не ссылаться на первые фильмы.
- Мэтью Вон был нанят для постановки "Люди Икс: Последняя битва", однако покинул проект из-за давления, оказываемого продюсерами на съемочный процесс.
- Тэглайны картины гласят: "История начинается"; "Будь свидетелем становления"; "До Профессора Икс был Чарльз. До Магнето был Эрик."


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: