ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Особое мнение 

Официальный пресс-релиз

РЕЗЕРВУАР ИДЕЙ

Спилберг с самого начала решил, что предстающий в "Особом мнении" мир в основе своей не должен особенно отличаться от того, что мы видим сейчас каждый день. И Вашингтону, в котором разворачивается действие фильма, должны были быть приданы лишь некоторые приметы будущего. Этим будущим занялась команда из опытных специалистов. "Я хотел собрать в одном месте лучшие умы, разбирающиеся в технике, окружающей среде, борьбе с преступностью, медицине, здравоохранении, социальном обслуживании, транспорте, компьютерных технологиях и так далее, чтобы обсудить, как будет выглядеть будущее через полстолетия", - рассказывает Спилберг.

Весь этот "резервуар идей", в который входили учёный Массачусетского технологического института Джон Андеркоффлер, архитекторы и топографы, изобретатели и писатели (среди которых был Дуглас Каплэнд, автор сценария фильма "Поколение Икс"), собрали в отеле города Санта-Моника, штат Калифорния. В течение трёх дней специалисты обсуждали, как с технологической и социальной точек зрения будет выглядеть наше близкое будущее. В дискуссии принимали участие создатели фильма вместе с автором сценария Скоттом Фрэнком и художником-постановщиком Алексом МакДауэллом. "Мы сидели в одной комнате и рассуждали, каким станет общество через пять, десять, двадцать, тридцать лет, - вспоминает МакДауэлл, - что изменится, какие тенденции наметились сейчас и какое развитие они получат в дальнейшем. Нам надо было получить ответы на эти вопросы, не оставив без внимания сферу потребления".

В этих беседах вырабатывались ориентиры во всех областях, начиная от прогресса медицины, средств передвижения, архитектуры и искусства, и заканчивая такими мелочами, как чистка зубов в будущем. "Стивен хотел, чтобы общий фон, на котором развивается действие, был нам знаком, и в этом контексте располагались фантастические детали", - отмечает продюсер Бонни Кертис.

Почти все сошлись в том, что в будущем у человека будет резко ограничена личная сфера. "Дело не столько в том, что за вами будут следить, - поясняет Фрэнк, - сколько в том, что вам будут навязывать товары. В не таком уж далёком будущем станет возможно определить, куда вы направляетесь, просканировав сетчатку ваших глаз. За вашими покупками будут следить, заставляя покупать больше и больше".

"Предсказания Джорджа Оруэлла начинают сбываться не в двадцатом, а в двадцать первом столетии, - говорит режиссёр. - Большой Брат наблюдает за нами, и наша маленькая частная жизнь полностью исчезнет через двадцать-тридцать лет. Новая техника позволит подглядывать сквозь стены и крыши, проникая в самые интимные сферы нашей жизни, в святая святых наших семей".

Будущее в представлении Спилберга не будет сопровождаться природными катастрофами и войнами, как это изображается во многих других футуристических фильмах. МакДауэлл отмечает в этой связи: "Новые технологии облегчают нашу жизнь, они развиваются дальше и служат человеку всё лучше". Офисное оборудование становится всё более портативным, а компьютеры и телефоны в конце концов будут "встраиваться" в человеческое тело.

Автор "Поколения Икс" Дуглас Каплэнд придумал для Вашингтона 2054-го года несколько "продуктов", включая оружие, вызывающее рвоту, еду в виде спрея и кошек, достигающих величины собак.

Подобные технологии разрабатываются корпорациями, а правоохранительные органы берут их на вооружение, чтобы выслеживать и ловить подозреваемых.

"Филиппа К. Дика всегда интересовало, куда ведёт развитие науки и техники, - говорит Джон Андеркоффлер, семнадцать лет проработавший в знаменитой на весь мир Лаборатории средств массовой информации Массачусетского технологического института. - Но там, где большинство людей останавливалось, Фил Дик шёл дальше, потому что он один из немногих понимал, что хорошая научная фантастика должна быть социальной. Наука и техника - отражение или эхо общественных процессов. И Дика интересовал антропологический эффект. Я не уверен, вынес ли он окончательный приговор, но он всегда искал ответ на свои вопросы. В этом его величие".

Спилберг преследует в своём фильме те же цели. "Стивен хочет расколоть отношение зрителей к этому обществу, - говорит МакДауэлл, - чтобы они не могли считать этот мир плохим или хорошим, чёрным или белым. Он хочет, чтобы зрители видели будущее не только в чёрном цвете и легко узнавали в нём продолжение нынешней жизни".

"Нам хотелось, чтобы фильм был насыщен техникой ровно настолько, чтобы зритель воспринимал это как само собой разумеющееся, - говорит Спилберг, - мог расслабиться и следить за действием".

Автомобили на органическом топливе уступают место средствам передвижения на магнитном ходу. Появляется возможность предотвращать убийства. Но оптимизм гаснет, если узнаёшь цену, которую за всё это приходится платить. "В том и состоит заслуга Стивена, что в его фильме мы видим более серый и проблемный мир, чем у многих футуристов, - говорит Андеркоффлер. - И от этого действие фильма становится только интереснее".
 

СЦЕНАРИЙ И КАСТИНГ

В начале фильма "Особое мнение" зритель следит за тем, как проходит день детектива Джона Андертона. Он потерял всё самое дорогое и живёт только верой в то, что система "Прекрайм" способна дать ответ на болезни общества. "Он стал работать в "Прекрайме" в основном потому, что потерял сына и семью, - говорит Круз. - Он хочет избавить мир от преступлений".

Скотт Фрэнк начал работу над сценарием с образа Андертона. "Каким должен быть человек, принявший такую систему? - спрашивает сценарист. - Он потерял сына, который считается погибшим, и все последние шесть лет не перестаёт его оплакивать, возвращаясь к последней минуте, когда он видел сына живым, и повторяя её снова и снова в своём сознании. Чувство вины за случившееся привело его к вере в "Прекрайм". Ведь эта система не может быть плохой, если предотвращает несчастье других родителей".

Возглавляя отдел "Прекрайм" в министерстве юстиции, Андертон отвечает за так называемых "провидцев" - индивидов, обладающих даром предвидения убийств. Они содержатся в специальной ванне, заполненной особой жидкостью. "Информация от провидцев передаётся на компьютер в виде отрывочных визуальных фрагментов, и Джон занимается расшифровкой этих образов, помогающих понять, где произойдёт преступление".

Андеркоффлер придумал язык жестов, с помощью которого Андертон руководит процессом получения информации от провидцев. С помощью особых команд можно сделать остановку, вернуться назад, "прокрутить" время вперёд, выделить отдельный момент или отказаться от операции. "Визуальные" образы, видимые провидцами, были созданы специалистами компании Imaginary Forces, которая работала также над фильмами "Семеро" и "Мумия возвращается". "Провидцы видят будущее через определенную призму, - поясняет Спилберг. - Они не видят квадратных форм, а человеческий глаз вмещает в себя окружность. В исполнении Imaginary Forces "визуальные" образы выглядят очень убедительно".

"Стивен хотел создать компьютерный язык, который имел бы физическое звучание, - поясняет Круз. - Он придумал движения рук, похожие на танец, и даже включал музыку во время таких сцен. Нам это очень нравилось".

Способность трёх существ предвидеть будущее обнаружилась совершенно случайно во время научных исследований другого направления. Этот случай и положил начало созданию и развитию отдела "Прекрайм".

Три провидца - Дэшиэлл, Артур и Агата - лежат в "ванне", заполненной жидкостью, которая служит им как биологической средой, так и средством подачи образов будущего в их головы. Эта жидкость также фильтрует образы, так что они видят только убийства. Никому в отделе ещё не удалось понять, как провидцы появились на свет, но Андертон сжился с ними и даже наладил контакт с провидицой Агатой.

Саманта Мортон ("Сладкий и гадкий") описывает свою героиню Агату как "не по годам мудрого ребёнка". "Она видит, что переживают люди, и чувствует их боль".

Мортон считает Агату самой трудной своей ролью - не только из-за психологической сложности и абстрактности образа, но и из-за больших физических нагрузок. "Никто не учит актёра играть в воде - к такой неожиданности я не была подготовлена, - говорит актриса. - Тут требуется совсем другой язык жестов и движений. Дебора Скотт изобрела для меня костюм, который защищал меня от воды и в то же время позволял свободно двигаться и реагировать на происходящее. Кроме того, по роли требовалось, чтобы я сбрила свои волосы и брови. Я стала прозрачной эмоционально и физически".

"К существам в резервуаре не относятся, как к людям, - рассказывает Спилберг. - К ним не относятся и как к правительственным сотрудникам. Они - своего рода растения, производящие волшебный элексир, который останавливает будущее убийство. И проходит немало времени, пока Андертон смог наладить контакт с Агатой".

Андертон никогда не ставил под сомнение правильность арестов и приговоров в отношении преступников, ещё не совершивших убийства - пока не узнал своё лицо в образе, увиденном провидцами.

"Андертон - высокий профессионал, который всегда старается быть лучшим в своём деле, - объясняет Спилберг. - Но на душе у него "черно". Шесть лет тому назад он потерял сына и до сих пор не знает, кто его похитил. И все те, кого он тренировал, чтобы предотвращать убийства, все его ученики, лучшие из лучших, будут преследовать его, используя приёмы, которым он их научил".

"Андертон упорно и агрессивно выслеживает людей, собирающихся совершить убийство, - говорит Фрэнк. - Он не знает жалости, когда вычисляет их, собирая информацию по крупицам. Днём он полностью собран и всё держит под контролем, но ночью вы видите сломленного человека, настоящую развалину".

Спилберг отмечает, что Андертону приходится проделать нелёгкий путь в двух направлениях: "Во-первых, он собирает всю информацию, которая могла бы или доказать его невиновность, или подтвердить, что он может и хочет совершить убийство. Кроме того, он переживает внутреннюю борьбу. Таким образом, каждая сцена представлена дважды - через информацию, которую он собирает, и через его переживания. Поэтому это одна из самых сложных ролей Тома Круза, и я полагаю, что он с ней блестяще справился".

Автор сценария Фрэнк также восхищается бесстрашием, с каким Круз взялся за эту роль. "С самого начала работы над проектом Стивен и я периодически обсуждали с ним, что мы хотим видеть в его герое, - поясняет Фрэнк. - Он никогда не боялся проникнуть в тёмные стороны человеческой натуры и в этот раз тоже не жаловался. Мы изо всех сил старались помнить, что он - кинозвезда, и уже этого достаточно, чтобы получить удовольствие от всего, что он проделывает. Но он был готов играть так, как мы хотели, - как можно глубже и эмоциональнее. Благодаря его поддержке мы не боялись зайти слишком далеко, и мне кажется, что ему особенно удались самые смелые моменты".

Первые трещины в безупречной системе Андертон начинает замечать только тогда, когда чуть выходит за её пределы. Первым сигналом этого рода оказывается визит в "Прекрайм" чиновника министерства юстиции Дэнни Уитвера, которого играет Колин Фаррелл ("Война Харта"). Уитвер проверяет работу отдела, выясняя накануне национального референдума, не содержатся ли в системе изъяны. Фаррелл характеризует Дэнни как человека "самоуверенного и самодовольного": "Он всем видом показывает, что он - человек дела. На самом деле он хочет проникнуть в отдел Андертона, прикинувшись своим парнем. Он готов спихнуть любого, кто мешает ему подняться на самый верх лестницы. Мне очень понравилось его играть".

"На первый взгляд может показаться, что Уитверу нравится работа Андертона и что он в восторге от "Прекрайма", - говорит Спилберг.

Скотт Фрэнк отмечает, что если Андертоном движут горе и чувство вины, то Уитвером - вера. "Он получил религиозное воспитание и искренне верит в провидцев как в неких божеств, - рассказывает автор сценария. - Ему кажется, что их религиозная ценность стоит выше криминалистической. И он преследует Андертона с рвением религиозного фанатика".

Известный шведский актёр Макс фон Зюдов играет Ламара Бергесса, которого Фрэнк характеризует как " своего рода приёмного отца для Джона": "Он взял его под своё крыло и привлёк к новому проекту. Он воспользовался трагедией не только для мотивации Андертона, но и для привлечения сотрудников для "Прекрайма". Бергесс идеально подходит на роль политика, руководящего этой системой".

Бергесс становится основателем "Прекрайма", использовав исследования учёной Айрис Хайнеман, которую играет Луис Смит. По фильму можно предположить, что провидцы детьми были изъяты из неблагополучных семей и превращены в машин-экстрасенсов. "Их приручили и затолкали в этот резервуар, заставив всё время думать о преступлениях и убийствах, - отмечает Андеркоффлер. - Что, конечно, возмутительно. Но Стивен так задумал и снял свой фильм, что мы можем только делать предположения. Все наши гером работают на агентство, которое замешано в чём-то предосудительном".

"Люди отвергают суровую кару для преступников до тех пор, пока сами не потеряют своих близких, - говорит Фрэнк. - Мы сохраняем свою цивилизованность до тех пор, пока кривая убийств не начинает расти и нам не приходится принимать какие-то меры. Все прошлые диктаторы поначалу преследовали вроде бы наилучшие цели. Мы цитируем в фильме Абрахама Линкольна, говорившего, что иногда лучше пожертвовать частью тела для спасения целого. Но как далеко при этом можно зайти, и что оказывается для нас важнее при отчленении одного органа - контроль над всем телом или его спасение?".

Производство фильма "Особое мнение" началось 22 марта 2001 года в Лос-Анджелесе. Съёмки проходили в Вашингтоне - в Федеральном здании Рональда Рейгана, отеле "Уиллард", здании Federal Triangle Plaza и в Южной Калифорнии - в центральной части Лос-Анджелеса, заброшенной торговой эспланаде в Хоторне, и на фабрике в Верноне. Кроме того, для съёмок использовалась улица Хеннесси студии Warner Brothers и павильоны компаний Universal и Fox.



Предоставлено Гемини-Фильм

 
ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: