ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Амели 
Amеlie

Режиссер Жан-Пьер Жене
Сценарий Жан-Пьер Жене
В ролях:
Одри Тоту,
Матью Кассовиц,
Йоланд Моро,
Урбэйн Кансиллье
Официальный сайт: www.amelie-lefilm.com
Видеоролик: Quicktime
РЕЦЕНЗИЯ №1

Одним из почти безусловных признаков хорошего фильма является неопределенное мычание зрителей после просмотра, когда их спрашиваешь, о чем этот фильм. Правда, следует добавить, что к этому обязательно должны прилагаться: сияющие глаза, улыбка до ушей и некое "внутреннее свечение", которое прорывается то там, то сям. Зрители после просмотра "Амели" выходят из кинотеатра очень довольные. Я сам при этом присутствовал и тоже по окончании фильма минут пять жевал лимон, чтобы стереть улыбку со своего лица, потому что в России так улыбаться на улице просто не принято - это позволено только алкоголикам и наркоманам, а я к этой породе не принадлежу.

Однако ни один зритель толком не может сказать, что же ему понравилось в этом фильме. О чем фильм, громко спрашивал я зрителей, когда еще сам не посмотрел картину, и тот же вопрос я задавал самому себе после того, как сходил на "Амели". Зрители переминались с ноги на ногу, в больших количествах употребляли различные нежные прилагательные к этому фильму слова: милый, добрый, чудесный, романтичный, веселый, умный, деликатный, - однако на главный вопрос - О ЧЕМ - мне так и не ответили. Впрочем, многие говорили - о любви. Так-то оно так, но это слишком расплывчатое понятие, чтобы я мог воспользоваться им для того, чтобы объяснить вам, дорогие читатели, что же такое "Амели". Потому что любой фильм о любви. Даже какой-нибудь паршивый кровавый боевик - это фильм о любви к жестокости, детектив - фильм о любви к загадкам, а психологическая драма - фильм о любви людей копаться в собственных переживаниях. Поэтому простая фраза "о любви" ничего не объясняет.

Критикам, разумеется, было еще сложнее. Им нельзя было отстреляться одним предложением, поэтому пришлось выкатывать тяжелую артиллерию. Правда, до "экзистенциальности", "брутальности" и "саспенса" дело не дошло, но некоторые из рецензентов ухитрились пальнуть довольно тяжеловесными зарядами, которые вызвали мои восхищения как истинного ценителя жанра высокопарного пустословия. Впрочем, некоторые фразы были довольно изящны, хотя и несправедливы. Например, "Торжественное дефиле "Амели" еще раз демонстрирует стойкое обаяние нервной бытовухи Монмартра, сладких улыбок, издевательских приколов и торжество волшебной сентиментальности, сковывающей цинизм самого отпетого толка". Ну как? Подход, между прочим, правильный. Из той самой серии, когда перезрелая красотка, отчаявшись найти на вечеринке партнера на ночь, подходит к плюгавенькому мужичку и заявляет прокуренным баритоном: "О, я вижу, что вы - очень коварный мужчина и замышляете что-то весьма и весьма недоброе в отношении меня". И глазами так - швырк-швырк... Ну или когда бабка с ружьем в руках ловит в лесу незадачливого грибника, направляет ему дуло в лоб и говорит: "Мне кажется, молодой человек, вы хотите меня изнасиловать... Что? Нет, не хотите? А придется"...

Кстати, о насилии. Вот второе мнение: "Но дебри анализа не дадут того беспощадного диагноза, который ставит Жене в финальной сцене: "Женщина счастлива лишь в те редкие минуты утра, когда вспоминается утомительное удовольствие успешно проведенной ночи". И как бы не был очарователен тот остроумный путь, ведущий Амели от некоего начала к логическому завершению, финал ставит неприятную для идеалистов физиологическую точку".

Это очень поверхностный подход - вот что я вам скажу. Ну да, в конце фильма очаровашка Амели счастлива в постели. И что, вы хотите сказать, что весь фильм ведет к этой физиологической точке? Я вас умоляю! Такую фразу можно простить школьнику-старшекласснику, для которого понятия физиологического, интеллектуального и ментального контакта еще разделены. Это он может втайне обожать одноклассницу с бантиком на голове и принимать грубые ласки молоденькой, но уже истаскавшейся по лабораториям училки-биологички. Не надо так упрощать, не надо! Так можно бог знает до чего договориться...

Впрочем, хватит обсуждать критику, давайте все-таки поговорим о самом фильме...

***

Амели Пуле - очаровательная, застенчивая и немного инфантильная девушка, родившаяся и выросшая в Париже, на Монмартре. С одной стороны, Париж, как вы понимаете, это Париж, поэтому там не могут вырасти инфантильные девушки. С другой, детство у малышки Амели было не такое уж и веселое - ее мать погибла, когда Амели была совсем маленькой, - а такие вещи редко положительно влияют на характер.

Однако, несмотря на внешнюю застенчивость, в душе Амели остается истинной парижанкой - веселой, забавной и немножко хулиганистой. Она вовсе не уклоняется и не дистанцируется от окружающего ее мира, наоборот - все, что происходит вокруг, Амели как бы пропускает через себя, сочувствуя и сопереживая окружающим людям.

Но однажды Амели вдруг поняла, что она в известной степени сама может влиять на происходящие события. Но не в каком-то волшебном смысле - нет! Никаких волшебных палочек, заклинаний и превращения тыквы в элегантный "Пежо 406"! Амели может влиять на события, происходящие в жизни окружающих, точно так же, как и любой из нас: наблюдая, сопоставляя и делая свои выводы, после чего требуется только легонько подтолкнуть одного из участников этого любительского спектакля, который называется обыденная жизнь (впрочем, многие считают, что у этого спектакля есть Верховный режиссер), чтобы события изменились в нужную сторону.

И действительно, самые серьезные последствия бывают именно после маленького, почти незаметного вмешательства. Главное - подтолкнуть события именно в том направлении, в котором нужно. И после этого можно с полным на то основанием считать себя режиссером. Ну если не Верховным, то хотя бы помощником Большого Парня, который наблюдает за нами Там, Наверху.

Впрочем, воздействие на чужую жизнь - это, конечно, хорошо, интересно и забавно, однако у Амели есть и другие задачи, которые касаются ее собственной жизни. И вот ее устроить - это вам не дергать за ниточки актеров, которые все перед тобой как на ладони. Здесь проблемы посерьезнее, тем более, что Амели вовсе не склонна действовать прямолинейно. Она до этого несколько раз пробовала, но прямолинейности на нее не произвели должного впечатления. Амели - девушка тонкая, нежная и очень романтичная. Поэтому сказочный принц, которого она случайно встретила, должен сначала найти Амели, а затем уже попытаться завоевать ее. Только так, а не иначе. Ведь сказочный принц - он виден по поступкам, а не по внешнему антуражу. Костюм от Кардена, красный "Феррари" и прочая лабуда - совершенно необязательные атрибуты Принца. Точнее, даже нежелательные. Принц Амели ходит в простой куртке вовсе не от Кардена, машины не имеет вообще (только велосипед), работает в магазине, торгующем порнухой, и подрабатывает, изображая монстра в парке аттракционов. Однако это не мешает ему быть принцем. Принцем Амели. Ведь только Амели может решить, кто именно должен быть ее принцем.

***

Собственно, мне нечего добавить к эпитетам, которыми этот фильм награждают зрители. Это милый, добрый, чудесный и очень романтичный фильм. Причем по-хорошему романтичный, без всякой слезливости. Основная его прелесть, на мой взгляд, заключается в том, что он абсолютно естественен. Нет никакой фальши и никаких натяжек. Никакой сопливой истории о несчастной любви бедного поэта и куртизанки, или богатой, но любвеобильной девушки к арабскому шейху, или страданий Педро Хосе Антонио Домингеса Мария Эстебана Маноло Педритос к Марие Кончите Лурдес Текила Аморалес в пуэбло под палящим солнцем сиесты.

История простая, как сама жизнь. В меру сентиментальная, в меру хулиганистая, в меру хитросплетенная. Кого во время просмотра фильма оставят равнодушным проделки Амели, тот с полным на то основанием может считать себя черствым пнем, которому место на заброшенной лесопилке. Потому что этот фильм не может оставить равнодушным. Это на редкость хороший фильм.

Глубокоуважаемый Леонид Володарский недавно сказал, что, по его мнению, французское кино уже умерло. К счастью, он ошибался. Оно не только не умерло, но и отлично себя чувствует. А вместе с ним себя отлично чувствуют все зрители в зале. Здоровенный мужик довольно грозного вида, сидящий рядом со мной, полфильма вытирал слезы. Когда включили свет, он, стесняясь, сказал, что ему очень жмет ботинок. Ну надо же, какое совпадение! А мне весь сеанс часы жали - просто неимоверно.

Резюмирую. Ну конечно же - смотреть. Необязательно в кинотеатре. Это довольно камерный фильм, поэтому его спокойно можно посмотреть дома на кассете. Но не пропустите эту картину. Редко когда получаешь такое удовольствие от фильма. Мне даже не хочется пытаться как-то его препарировать, говорить о режиссерской, операторской работе, о прекрасной игре Одри Тоту и других актеров... Фильм настолько цельный, что мне не хочется и пытаться его раскладывать на составляющие. Он в этом совершенно не нуждается.

Что же до общей идеи и морали, до которой так долго докапывались критики... Я вам одно скажу - дураки они все. Не слушайте никаких критиков. Прислушивайтесь только к собственным приятным ощущениям. А они у вас появятся после этого фильма. Обещаю. Вы их ни с чем не спутаете.



РЕЦЕНЗИЯ №2

После фильма о дремучей американской действительности произведение французских кинематографистов оказалось бальзамом на душу. Фильм, по данным BBC, вызвал похвалу премьер-министра и Президента Французской республики. Итак, Amelie - романтичная, веселая и загадочная история о любви, загадочности женской души и o жизни вообще.

Классификацию фильму дать довольно трудно, так как с одной стороны он вполне может рассчитывать на ретро с наигрываемыми на аккордеоне мелодиями в качестве основного аккомпанемента похождениям героини. С другой стороны, это комедия, которая не раз заставит зрителя рассмеяться или просто улыбнуться очередному повороту событий. Еще это фильм о любви и романтике. Еще это триллер с элементами детектива, в котором герои следят друг за другом, пробираются в чужие квартиры, проводят собственные расследования.

Фильм поражает тем, насколько детально в нем проработан каждый кадр. Создается впечатление, что перед выпуском оператор, композитор, режиссер и главные герои включили кинопроектор и тщательно просмотрели "Амели" в покадровом просмотре для того, чтобы убедиться, что ничего не упущено. Фильм создает впечатление целостности, хотя обозреватели CNN и назвали этот фильм безумно трудоемким набором банальностей.

Самое главное в фильме - это его герои. Сюжет в рамках данной рецензии пересказывать бессмысленно - если описывать его в двух словах, то интересным он не покажется, а если стараться вдаваться в подробности, то некоторые могут обвинить автора рецензии в "сдаче" изюминок фильма. Поэтому поговорим о героях, благо их в "Амели" хватает.

Основная героиня - Амели из Монмартра, которую играет такая себе очаровашка с большими удивленными глазами Audrey Tautou. В самом начале фильма перед нами под звуки аккордеона предстает история жизни Амели, где мы встречаемся с такими интересными персонами, как ее отец (его играет актер по имени Rufus) и ее мать (она погибает в самом начале фильма, поэтому имя актрисы, исполняющей столь второстепенную роль не суть важно).

Амели растет и вот уже после своего двадцатилетия работает в ресторанчике "Две мельницы". В том же ресторанчике работает продавщица табачных изделий Жоржетт, которая безутешно страдает ипохондрией, отыскивая у себя ежедневно все новые и новые болезни, связанные с чем угодно. Постоянный посетитель ресторана - Джозеф, когда-то был влюблен в официантку Джину, но с тех пор как она его кинула, постоянно сидит в ресторанчике и ревностными взглядами окидывает Джину, параллельно комментируя происходящие события на диктофон. Постоянный посетитель данного благопристойного заведения приходит туда и для того, чтобы под столом тайком лопать пузырьки из оберточного полиэтилена.

В одном доме с Амели живет Реймонд - человек из стекла, страдающий хрупкостью костей. Даже пожатие руки, как свидетельствует голос за кадром (а у этого фильма есть и диктор), может навсегда разрушить его тело. Реймонд в свое свободное время, которого у него предостаточно, рисует картины и общается с Амели и со всеми, кто не отвлекает его от рисования картин.

На первом этаже живет Мадлен (Yolande Moreau), консьерж здания. Мадлен постигла несчастная любовь - ее муж убежал с секретаршей в Панаму, оставив ее без гроша, и она до сих пор скорбит об утерянном супруге, рассказывая историю своей жизни всем, кто по неосторожности заведет с ней беседу.

В том же доме живет и торговец фруктами месье Коллиньон (Urbain Cancellier), яркий пример эксплуататора рабочего класса. Коллиньон торгует фруктами, а также постоянно издевается над своим умственно отсталым помощником Люсьеном, который, если не брать во внимание некоторую заторможенность в действиях, является толковым парнем и в свободное время изучает основы искусства с Реймондом.

В этом же городе живет некий Нино (его играет Mathieu Kassovitz). Когда-то в детстве Нино, как и Амели, мечтал иметь сестру или брата, с которыми можно было бы играть. В свободное от работы в порносалоне время Нино собирает брошенные фотографии у фотоавтоматов. Все разорванные фотографии Нино аккуратно склеивает, а его ум, так же как и впоследствии изобретательный ум Амели бьется над загадкой одного загадочного человека, который перефотографировался на каждом фотоавтомате города, однако неизменно выбрасывал свои фотографии. В его глазах Амели чудится какая-то пустота и безнадежность, и в конце фильма Амели даже узнает причину этого явления.

В какой-то момент своей жизни Амели, мозг которой всегда тяготеет к приключениям, а особенно приключениям таинственным, понимает, что ей доставляет удовольствие делать людям добрые дела. Ее добрые дела заключаются не в рубке дров для старушек-пенсионерок и не в рисовании красных звезд на домах партизанов во время оккупации, а в изображении роли таинственной феи, с помощью которой обстоятельства складываются таким образом, что вечно ревнивый Джозеф находит себе новый объект поклонения, Коллиньону достается за его отношению к Люсьену, а папа Рафаэль наконец-то делает то, что ему в этой жизни хотелось делать больше всего.

Даже когда Амели хочет привлечь к себе внимание Нино, то сделать это прямо и открыто ей не представляется подобающим. Амели заставляет себя и Нино пройти через огонь, воду и много чего другого, для того, чтобы… Однако, как было сказано выше, сюжет фильма раскрывать не имеет смысла, его просто стоит посмотреть, двухчасовой фильм смотрится легко, держит зрителя во внимании и оставит много хороших воспоминаний.


     
А знаете ли вы, что...

- Фильм не получил Оскара на 74-ой церемонии вручения наград, вызвав тем самым бурю негодования со стороны общественности.
- Обозреватели Chicago Sun Times, которые также ведут кинопрограмму на одном из общенациональных каналов, утверждают, что это один из тот фильмов, которые вспоминаешь с улыбкой.
- Редакторам сайта FilmCritic не к чему придраться: фильм великолепен на всех уровнях восприятия.


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: