Режиссер James Isaac (Джеймс Исаак)
Сценарий Todd Farmer (Тодд Фармер)
В ролях: David Cronenberg (Дэвид Кроненберг), Lisa Ryder (Лайза Райдер), Kane Hodder (Кэйн Ходдер), Jonathan Potts (Джонотан Поттсс), Melyssa Ade (Мелисса Эйд), Lexa Doig (Лекса Дойг)
Официальный сайт:www.jasonx.com Видеоролик:Quicktime
РЕЦЕНЗИЯ №1
Сюжет: Неубиваемого Джейсона Ворхиза так и не смогли призвать к ответу в 20-м веке, не смогли избавиться от него и в веке 21-м: очередная попытка Джейсона вырваться на свободу потерпела неудачу лишь из-за того, что отважная исследовательница на секретной военной базе смогла запихнуть его в криогенную камеру, заморозившись и сама. Находят их лишь в середине 25-го века команда скаутов, и, естественно, размораживают, что приводит к вполне предсказуемым последствиям.
Сериал «Зубастики» убила в начале 90-х годов четвертая часть, в которой пушистых монстров отправили в космос, неистребимому Джейсону Ворхизу, можно надеяться, тоже не выжить после столь беспомощной десятой части когда-то любимого всеми подростками сериала «Пятница 13-е». Рекламный ролик фильма представлял картину как нечто гипертрофированно абсурдное: Джейсон из обычного героя страшилок, урода в хоккейной маске, превращался в «рыцаря в блестящих доспехах» – модернизированного и упорного, как бульдозер, терминатора. Помимо него в ролике можно было разглядеть затянутую в кожу девушку а-ля Лара Крофт, несколько впечатляющих убийств и пару забавно черных шуток («По-моему, он ушел» – «А ты высуни голову и проверь»). Кроме того, все было озвучено бодренькой тяжелой музыкой, и быстро мелькающие перед глазами спецэффекты выглядели вполне неплохо для картины с небольшим бюджетом.
К величайшему сожалению, ничего из этого в фильме нет. То есть, все сцены, что присутствовали в ролике, конечно, попали в окончательный вариант «Джейсона Х», но, вернувшись в общий контекст, они оказались намного более прозаичными. «Апгрейженный» Джейсон, к примеру, появляется лишь в последние десять минут фильма, а до этого нам предлагается «краткое содержание предыдущих серий»: Ворхиз бродит по космическому кораблю, методично истребляя все живое вокруг (причем, по своей дурацкой привычке преодолевая большие расстояния за несколько секунд и ориентируясь в корабле намного лучше, чем его пассажиры). Истребляет довольно нудно и без особой выдумки (обычно колотит головой об стену или протыкает чем-то острым). Дама а-ля Лара Крофт оказалась андроидом, который именно в манере Лары Крофт (разбираться – постмодерн или банальный плагиат, не очень хочется), соря шутками-прибаутками, в плохо поставленной и смонтированной сцене потасовки пару раз ухитряется стукнуть Джейсона по голове. Бодренькая музычка испарилась вовсе, а юмор оказался так неравномерно и неудачно распределен по фильму, что выглядит и вовсе неуместным.
На постмодерн и стеб тянет очень слабо, но, справедливости ради стоит заметить, что по сравнению с предыдущими частями десятый фильм из сериала «Пятница 13-е» – все-таки не самый плохой. Франчиза, открытая динамичными и по-хорошему кровавыми первыми тремя частями, уже к седьмому фильму полностью исчерпала себя, и дальнейшие попытки оживить сериал вряд ли приведут к чему-то более впечатляющему, чем «Джейсон Х». Зато по словам голливудских боссов, если этот фильм соберет достаточную сумму в прокате, они дадут «зеленый свет» долгожданному «Фрэдди против Джейсона». Так что фанатам ужастиков стоит внести свою лепту – купить билет на «Джейсон Х», но в кинотеатр, пожалуй, можно и не идти – лучше пересмотреть первые фильмы.
X - это не фамилия молодого человека, и даже не
прозвище. X - это римская цифра "десять", а Jason X - это десятая часть популярной
некогда серии фильмов о маньяке-убийце Пятница,
тринадцатое.
Когда-то в детстве мне удалось ознакомиться с
первыми двумя-тремя сериями "Пятницы", однако не буду скрывать, что
содержание тех фильмов сейчас не так уж и легко вспомнить. Да в общем-то
никаких предисловий для просмотра нового фильма от New Line Cinema и не нужно - Джейсон
есть не кто иной как убийца, преследующий всех и вся в хоккейной маске.
Джейсон медленно передвигается, отказывается участвовать в каких-либо
диалогах и безжалостно крушит всех на своем пути, чаще всего используя для
этих целей что-нибудь типа ножа или топора, хотя и физической силы у
Джейсона хватает.
Из серии в серию убийца предстает бессмертным
демоном, который постоянно восстает из пепла и снова отправляется вершить
свои темные дела в течение полтора-двух часов, пока его не уложит на
лопатки очередной супергерой, чаще всего привлекательная
девушка. Причем убить Джейсона не под силу даже продюсерам New Line Cinema
- последний вариант "Пятницы, 13-ое" студия пыталась выпустить в 1984 под
заголовком "Friday the 13th: The Final Chapter", однако когда и это не
удалось, то в 1993 киностудия пыталась похоронить проект, выпустив "Jason
Goes to Hell: The Final Friday", что, как видим, также не повлияло на
живучесть Джейсона.
Десятая серия "Пятницы" слишком далека от того,
чтобы содержать какой-то оригинальный мотив или создать эффект новизны. Уж
слишком заезжен сюжет, слишком примитивно изворачивается сценарий, все
роли расписаны и в качестве развлечения во время просмотра фильма зрители
могут строить догадки касательно того, что произойдет в следующие 15
минут. Фильм полностью предсказуем.
Из чего состоит фильм ужасов подобного плана?
Эпизод первый - монстр, который был наверняка убит навеки в предыдущей
серии, каким-то образом оживает. Эпизод второй - монстр начинает убивать
окружающий его народ, и люди гибнут толпами. Эпизод третий - монстра
каким-то образом типа умерщвляют. Эпизод четвертый -
оказывается, что монстра не убили, а просто отключили на какое-то время, и
теперь он приобрел еще больше силы (злости, амуниции, нужное подчеркнуть).
И, наконец, эпизод пятый - фильм надо заканчивать, и монстра наконец
убивают.
Вот вам и краткое содержание Jason X. В самом
начале фильма Джейсон (его играет Kane
Hodder, хотя какая разница, кто его играет, медленно ходить с
хоккейной маской на лице может кто угодно) появляется в криогенной
лаборатории, где над ним ведет работу группа ученых. После того, как практически все сотрудники лаборатории погибают, привлекательной
ученой Рован (ее играет Lexa
Doig, которая на первый взгляд азиатка, а на второй - белая, не
разобрать) удается заморозить Джейсона в криогенной камере, хотя подобной
участи не избегает и она сама.
Быстро переносимся на 400 лет вперед, и вот уже мы
находимся на исследовательском космическом корабле, заполненном студентами
и профессором, который вроде как биолог. Наша планета уже оказывается
давно заброшенной, однако во время одной из экспедиций студенты находят
криогенную лабораторию с замороженными Рован и Джейсоном. Оба экспоната
попадают на космический корабль, где и будут разворачиваться события.
На корабле, как уже было сказано выше, присутствуют собственно
профессор, затем какие-то безликие студенты, запомнить которых по именам и
лицам довольно трудно. Есть там и команда службы безопасности (это на исследовательском корабле), которые бегают с автоматами наперевес
и пара пилотов, в основном проводящих время за пересказыванием пошлых
шуток.
Понятно, что никто не верит Рован, когда она
рассказывает о физической силе Джейсона, и понятно, что все убеждены в
собственной безопасности. Также естественно то, что Джейсон вырывается на
свободу и крушит всех на этом корабле, оставляя в живых лишь немногих.
Безликие подростки, а также отсутствие каких-то интересных событий в
фильме заставляют зрителей болеть за Джейсона, по крайней мере, профессор
в фильме представлен довольно коррумпированным самоуверенным жадным
человечком, и когда Джейсон перерезает ему глотку, это вызывает только
симпатии. Даже давним фанатам Джейсона фильм показался откровенно бледным
и заезженным. Если убить ближайшие два часа нужно, а под рукой больше
ничего нет, то Jason X подойдет как способ скоротать время, однако если
вам нужен фильм ужасов, то последний достойный фильм, который может
претендовать на звание "ужастика" - это The Others.
- Кроненберг, более известный как режиссёр "Экзистенции", говорит о своём персонаже так: "Я играю глупого доктора, который за свою тупость заслуживает только смерти".
- Джеймс Исаак работал над спецэффектами к "Экзистенции" Кроненберга.
- Дата премьеры была специально назначена на пятницу, 13 апреля 2002 года. Первоначально фильм планировался на 17 августа 2001 года
- С Бетси Палмер велись переговоры на роль миссис Ворхис в виртуальном мире, но она отказалась.